Газета Спорт-Экспресс № 223 (3601) от 29 сентября 2004 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 30 сентября 2004 | Олимпиада

ВЗГЛЯД ИЗ АМЕРИКИ Славы МАЛАМУДА

НАШИ И НЕ НАШИ

Если вы слышите фразу: "В высших интересах спорта" - будьте уверены: на самом-то деле со спортом не все в порядке. Можно ни секунды не сомневаться в том, что тот, кто эту фразу произнес, сейчас же кинется отстаивать интересы своей страны, своего клуба, своих друзей и знакомых, себя лично или себя в лице своих финансов, но только не абстрактно-безликого "спорта".

Потому как у спорта нет интересов. А у спортсменов интерес один - победить. Так что такие фразы произносят обычно те, кто пытается использовать спорт для каких-то иных целей.

Правда, когда-то, очень-очень давно, один швед по имени Уго Висландер действительно поступил в высших интересах спорта. Он отказался принять золотую олимпийскую медаль Стокгольма-1912, которую расисты из олимпийского комитета США отобрали у великого американского легкоатлета и (так случайно получилось) индейца Джима Торпа. Вся вина индейца заключалась в том, что он получил несколько десятков долларов. И его тут же записали в профессионалы.

Какие фразы при этом использовал Висландер, сейчас уже никто не помнит. Зато известно, что американский НОК радел за эти самые высшие интересы.

Афинская Олимпиада, в ходе которой некий гимнаст из Штатов получил золотую медаль вместо некоего гимнаста из Кореи, а некий гимнаст из России медалей вовсе не получил, завершилась почти месяц назад. И, казалось бы, ладушки: слава победителям, спасибо Греции, добро пожаловать в историю - и давайте-ка вернемся к близкой нам спортивной попсе. Америка вон уже вовсю болеет за бейсболистов, тогда как у России свои заботы - у нас в центре внимания замечательная аббревиатура КДК.

Но - нет покоя на спортивном Олимпе. В эти самые дни в городе Лозанне несколько членов Международного спортивного суда, выслушав аргументы корейских и американских адвокатов, решают теперь, что будет в высших интересах спорта - оставить золотую медаль у ловкого человека из штата Висконсин или отдать ее не менее ловкому (а корейцы утверждают, что даже и более ловкому - на целых 0,051 балла!) человеку с Дальнего Востока.

Обе стороны вооружены фактами, видеопленками и красноречием. По-корейски я, правда, не понимаю, зато все, что имела сказать по этому поводу американская пресса, уже успел выучить наизусть. Поверьте: и когда американский ведущий спортивных новостей NBC Боб Костас, сотворив свое "фирменное" обеспокоенное лицо, разоблачал злокозненных корейцев, и когда президент МОК Жак Рогге объяснял, почему Ян Тае Юнгу никакого золота не дадут, истинные мотивы сказанного прочитывались без труда.

"Золото заслужил американец, потому что он наш, - на самом деле говорили журналисты в Штатах. - И не вам, недомеркам, учить нас, как надо кувыркаться на параллельных палках".

"Золото заслужил американец, потому что он ваш, - на самом деле вторил им Жак Рогге. - А я не настолько глуп, чтобы не знать, чья рука меня кормит".

"Золото заслужил кореец, потому что он наш, - на самом деле заявляют сейчас в Лозанне корейцы. - И вообще американцам пора ответить наконец за тот беспредел, который они устроили в Солт-Лейк-Сити во время соревнований по шорт-треку!"

"Золото заслужил кореец уже потому, что он не американец, - на самом деле думают некоторые российские болельщики. - И неплохо бы им там, в Лозанне, заодно обсудить и деятельность нашего КДК".

Американцы не говорят (и никогда не скажут), что, будь на месте Ян Тае Юнга их спортсмен, они сейчас доказывали бы прямо противоположное. Корейцы же, в свою очередь, не предлагают вернуть золотую медаль американскому боксеру Рою Джонсу, которую судьи украли у него в Сеуле-1988. Тогда как россияне никогда не усомнятся в легитимности нашей баскетбольной победы в 1972-м.

Так было и так, увы, будет всегда. Все болельщицкие и журналистские споры и доводы всегда скатываются в болото под названием "Наши - не наши". Корейцы считают, что американцы купили судей. Американцы знают, что они всегда кристально чисты и на страже правого дела. Мы знаем, что все и всегда против нас. И все всегда правы. Никого и никогда не переубедишь, потому что эту правду каждый унесет с собой в могилу. В спорте нет и не может быть объективности, потому что изначальная суть спорта - каждый за себя. В этом он похож на жизнь...

И не кажутся ли в этом контексте смехотворными надежды на то, что одна десятая балла может кого-то с кем-то примирить? Или, например, служить интересам спорта. Удачи вам, нейтральные лозаннские судьи. С олимпийским приветом!

Вашингтон