ФУТБОЛ |
ЧМ-2006. Отборочный турнир |
Сегодня ЛЮКСЕМБУРГ - РОССИЯ |
Игорь РАБИНЕР
Вряд ли капитан сборной России Алексей Смертин знает об анекдотичном факте из футбольной истории, связанном и с его нынешним клубом, и с сегодняшним соперником команды Георгия Ярцева.
В 1972 году "Челси" установил незыблемый и по сей день рекорд результативности еврокубковых матчей - 21:0. Жертвой пал люксембургский "Женесс", в составе которого, говорят, было два футболиста-инвалида: один - в толстенных очках, другой - однорукий. Не удивлюсь, если более тщательное изучение архивов докажет, что это был один и тот же игрок, и выполнял он обязанности голкипера.
За 32 года в футболе изменилось многое, и в канун двух важнейших матчей отборочного цикла ЧМ-2006 эта история может разве что поднять настроение нашим игрокам. Так и вертится на языке самонадеянная фраза - "размяться на Люксембурге перед Португалией". Но когда вспоминаешь отборочный цикл ЧМ-2002 и победный гол Сергея Семака все в том же Люксембурге совсем незадолго до финального свистка, эту фразу хочется проглотить вместе с языком. И сказать совсем другое: если сегодня наша команда не выиграет, воспоминания об этом будут вгонять игроков в краску и через много лет. Тогда как главному тренеру даже ничья с Люксембургом, готов предположить, будет стоить его поста, не говоря уже о репутации.
Задача одна - победить, сам по себе счет не важен: он забудется через сутки: в памяти остаются только отборочные игры такой важности, как в следующую среду в Лиссабоне. Правда, вроде бы ничто пока не говорит в пользу сборной России. Против нее - воспоминание о стартовом матче цикла со Словакией. Пятеро (а с учетом Радимова с Быстровым - все семеро) травмированных игроков. Отсутствие хотя бы одной явной кандидатуры на место правого хавбека - Ярцеву приходится делать сомнительный выбор между Гусевым и Бояринцевым. И, наконец, добровольный отказ от приглашения Лоськова с Семшовым, что суживает круг претендентов на роль конструктора атак до трех человек - смертельно уставшего за 14 месяцев непрерывной игры Аленичева, более привычного к роли второго форварда Аршавина и новичка Кантонистова.
Надежда остается на одно - зато классическое российское - качество: чтобы выдать максимум, нашему человеку необходимо оказаться загнанным в угол. И чтобы в него, этого человека, никто не верил. Потому что иначе наш вальяжный футболист отчего-то не может разозлиться. Да и хоккеист тоже: когда сборной на недавнем Кубке мира пророчили четыре позорных поражения, она американцев обыграла, а как только в нее начали верить, им же и уступила, вылетев в четвертьфинале.
В футболе о больших четвертьфиналах России приходится только мечтать - но во время отборочных матчей чувство противоречия порой придавало ей воли, которой и взяться-то вроде неоткуда. Так было летом 99-го в Париже. Так было осенью 2003-го в Кардиффе. Так было - пусть, может, в чуть меньшей степени (тогда кто-то все-таки верил) - осенью 2000-го в Цюрихе и весной 2001-го в Белграде.
При этом на выезде мы выигрывали главные матчи даже чаще, чем дома. И это тоже - мятежная натура нашего человека, который никогда не сделает что-то по заказу, зато, когда все рукой на него махнут и он останется один, - неожиданно испытывает победный прилив сил.
А потому давайте не верить в то, что 13 октября у сборной России что-то получится на лиссабонском "Жозе Алваладе". Вдруг поможет?