ТЕННИС |
КУБОК КРЕМЛЯ |
Ольга МОРОЗОВА:
"В ИГРЕ ДЕМЕНТЬЕВОЙ НЕ НАДО НИЧЕГО ЛОМАТЬ. ЕЕ НАДО ТОЛЬКО УЛУЧШАТЬ"
Финалистка Уимблдона-74 Ольга Морозова, которая живет теперь в Англии неподалеку от ее столицы, на "Кубке Кремля", как правило, выступает в роли телекомментатора. Но на этом турнире у нее иные заботы. Морозова - тренер Елены Дементьевой, которая во вторник в первом круге обыграла швейцарку Патти Шнидер. После победы своей подопечной Морозова отправилась посмотреть матч с участием будущих соперниц Дементьевой. Во время этого поединка она и дала интервью корреспонденту "СЭ".
- Ваша работа с Дементьевой приносит ощутимые плоды. Как началось это содружество?
- В конце прошлого года известный тренер Татьяна Наумко и я как-то разговорились с Верой Семеновной, мамой Лены. И высказали свою точку зрения по поводу того, как Дементьева может улучшить игру. Вера Семеновна выслушала нас, а потом вдруг говорит мне: "Может, вы попробуете?" Мне показалась любопытной эта идея. Договорились, что в декабре я прилечу в Москву и начну работать с Еленой.
- Ваши ожидания оправдались?
- Вы же видите результаты. Лена трижды в этом сезоне вышла в финал крупнейших турниров - в Майами, на Roland Garros и US Open, обыграла Моресмо, Дэвенпорт, Каприати... Да еще и теннис показывала довольно, на мой взгляд, интересный. Дементьева хорошо воспринимает то, что ей говоришь. А главное - она хочет выигрывать.
- Каково у вас с ней процентное соотношение тренировок и соревнований?
- Точно не могу сказать. За год она сыграла 21 турнир. Иной раз приходилось выступать с травмой, как в Майами, или вообще пропускать старты. В то же время турнирный календарь игрока составляется в начале года, и есть в нем моменты, которые нельзя изменить при всем желании. Необходимость участвовать в соревнованиях порой нарушает тренировочные планы, теряются когда-то полученные навыки. У Лены они и до начала нашего сотрудничества были на весьма высоком уровне, но ей надо идти дальше, что мы сейчас и стараемся делать.
- Сложности в работе с Дементьевой есть?
- Основная сложность в том, что с таким игроком нельзя ошибаться. Допусти я ошибку с молодым - у того еще есть время, чтобы ее исправить. А в данном случае требуется результат, что накладывает на меня огромную ответственность. У теннисистки такого класса, как Дементьева, есть свое видение игры, и оно должно совпадать с моим или по крайней мере не противоречить ему. Необходимо, чтобы Елена понимала, что я имею в виду, давая ей какое-либо задание. Ну и, конечно, следует учитывать темпераменты ученика и учителя.
- Какой же у Дементьевой темперамент?
- А разве по ее игре не видно? Я считаю, что сейчас в первой десятке нет игрока более яркого. Многие устроены так, что предпочитают дожидаться, когда соперник допустит оплошность. А Лена получает огромное удовольствие, когда сама заработает очко. Это очень ценное качество.
- У вас есть опыт работы со сборной, а персонально такую сильную теннисистку, как Дементьева, вы тренируете впервые. Не было в связи с этим каких-то сомнений, опасений?
- Кроме того, что я работала тренером сборной, я же и сама играла. Прекрасно помню, с какими проблемами тогда сталкивалась. И потом, не надо забывать, что сейчас я всего лишь оказываю помощь игроку высокого класса.
- Уже притчей во языцех стала подача Дементьевой...
- Она постоянно работает над ее улучшением и, надеюсь, добьется своего. В принципе Лена может хорошо подавать. Главное, чтобы она научилась делать это в нужный момент в нужном матче.
- Насколько я понимаю, что-то ломать, переделывать в теннисе Дементьевой вам не нужно?
- А зачем ломать? Надо только добавлять то, что может улучшить или облегчить ее игру.
- На пресс-конференции Елена сказала, что ей очень помог ваш личный опыт выступлений на турнирах "Большого шлема". В чем это заключалось?
- В том, что я отдельно, без спешки, готовила ее к каждому матчу. Постоянно держала в форме, четко понимая, какую работу следует провести после каждого поединка.
- Насколько реализован в данный момент потенциал Дементьевой?
- У нее еще есть солидный запас. Сейчас она шестая в рейтинге. Если все и дальше пойдет так, как мы планируем, то, думаю, можно будет рассчитывать... Нет, пока не хочу говорить об этом.
- А Лена только что на пресс-конференции сказала, что хочет быть первой ракеткой мира.
- Дай бог, чтобы она не забыла свои слова.
- Что может ей помешать добиться этой цели?
- Лена не только понимает, что может осуществить свою мечту, но и прекрасно знает, что для этого нужно сделать. А есть вещи, которые делать неприятно. Профессиональный теннис - очень требовательный, тяжелый и даже жестокий вид спорта, который требует от тебя немалых жертв...
- А что вы можете сказать о других наших теннисистках?
- У нас просто замечательные девчонки. Все разные, все талантливые, трудолюбивые. Некоторые даже перерабатывают. Самое важное, что они друг с другом конкурируют, и это дает результат. Посмотрите: сейчас сборная России состоит, по сути, из игроков первой мировой десятки.
- У нас в десятке Мыскина, Кузнецова, Дементьева и Шарапова, на подходе Звонарева, Петрова, Бовина... Может, скоро вся десятка станет российской?
- Вам, журналистам, сколько ни дай - все мало! А вот во Франции есть одна Моресмо - и они рады и этому. У нас неплохое новое поколение появилось. Шутка ли, Чакветадзе уже Мыскину, чемпионку Roland Garros, одолела! Только что смотрела, как играла Екатерина Макарова - маленькая, худенькая, прямо олененочек. А накачается - и такой теннис покажет... Нет, хорошая растет молодежь.
Елена РЕРИХ