ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА |
ЭТО - НЕ "ХИЛТОН". ЭТО ЛУЧШЕ
Вчера корреспонденты "СЭ" побывали на строительстве базы подмосковного "Сатурна", аналогов которой нет в России и, пожалуй, в Европе.
Юрий ГОЛЫШАК |
из Кратова |
ЛУЧШЕ ДОНЕЦКА
Кратово. Улица Баумана. Шаткие заборы, и ничего, кажется, не выдает чуда за соседним забором.
Игорь Дмитриев, генеральный директор "Сатурна", приглашает нас. И мы, видевшие базы хорошие и разные, потрясены. Шокированы. Любые определения хороши. И следующий час ходим за Дмитриевым следом чуть притихшие, - давит подмосковный размах. Но успеваем приметить и искусственный пруд, и три поля, и корпуса. И вспоминаем, что сказал о егорьевском интернате тогдашний главный тренер "Сатурна" Борис Игнатьев: "Хилтон"!"
Это - не "Хилтон". Лучше. Впрочем, обо всем по порядку...
- Территория - 11 с половиной гектаров, - на ходу излагает Дмитриев. - Три корпуса - спальный, кухня и столовая, медицинский и спортивный. Три футбольных поля - два с натуральным покрытием и одно искусственное. Есть еще спортивная площадка, теннисные корты. Пройдем к спальному корпусу?
Идем. Переступая через доски и цемент. Строительство кипит.
- Корпус рассчитан на 70 номеров. Номера разных типов: для первой команды, естественно, получше, для дубля попроще, и специальные номера для тренеров.
Про раменскую базу слух идет давно. В футбольном кругу характеристика емкая: "Лучше донецкой".
Донецкая считалась эталоном. И считаться будет еще несколько месяцев.
- Вы сами донецкую базу видели, Игорь Анатольевич? - спрашиваю у Дмитриева.
Тот усмехается в ответ:
- Я, между прочим, заканчивал группу подготовки донецкого "Шахтера". Только из нашего потока никто в большие футболисты не вышел. И новую их базу, конечно, видел. Посмотрите в окно: вот это поле будем только по весне засевать, а это, с подогревом, уже засеяно. Искусственное поле наш дубль уже опробовал, оценил. Газон другого поколения - если сравнивать с лужниковским. Долго думали, ставить ли мачты для освещения - пока не стали. Если и установим, то в последнюю очередь.
- Так круче у вас, чем в Донецке?
- Понятие "круче" к спортивным объектам не применимо. Это не машина и не одежда. А база создается для тяжелой изнурительной работы. Мы смотрели базы по всей Европе, постарались взять лучшее. Вот, смотрите, спортивный зал...
Смотрим. Дмитриев обещает установить покрытие, рекомендуемое Ассоциацией мини-футбола. Дальше смотрим на 25-метровый бассейн, сауну и джакузи. Укрепляемся в потрясении, не дойдя до зимнего сада и предполагаемого фонтана.
- Так вы спрашивали, какие базы мы видели? И киевскую, и донецкую. Ездили в "Аякс", "Милан", в Германию. И к рабочим условиям добавили немного шарма. Футболисты - люди обеспеченные, жалеть их не надо, но работают они обычно в достаточно тяжелой обстановке. И заботиться об их психологическом состоянии надо. Чтоб работалось в радость.
МОРЕ С КАРАСЯМИ
- Была б такая база раньше, сыграли бы в этом сезоне удачнее?
- Однозначно говорить, что с этим связаны наши поражения, нельзя. Но думаю, что объективных предпосылок выигрывать было бы больше, имей "Сатурн" такое жилье.
- Обстановка профилактория, где "Сатурн" живет сейчас, давит?
- Немножко есть, хоть и там постарались создать все условия. Два этажа полностью за командой. Но игроки не жалуются. Кормят отлично, косметический ремонт сделали... Но то, что вы видите в Кратове, - это третье тысячелетие. Ни у одного клуба России такой базы нет. По любому виду спорта. К нам уже приезжали представители хоккейного "Ак Барса" - где-то услышали, тоже хотят строить похожее. Интерес большой. Гостила делегация бразильского "Атлетику Минейру", накануне скромно им сказали - так и так, мол, строим. Они увидели - обомлели. Ну, говорят, вы и шутники. Нам в Бразилии такое и не снилось. На всякий случай, их почетный президент - одновременно вице-президент страны. Возможности большие.
- А собственным футболистам экскурсию уже организовали?
- Одна экскурсия была, но в самом начале строительства. До матча с "Зенитом" отрывать их от дела не будем, а после приедут непременно. Я ждал, пока асфальт уложат, чтоб не по грязи ходили. Вы вспоминали о "Шахтере" - наверное, его база все-таки вторая после нашей. В Западной Европе попроще - очень рационально. Но там все строилось 10 - 15 лет назад, нам надо идти вперед. Даже по площади наша больше, хоть и не особо к этому стремились. Такую правительство Московской области выделило.
- "Спартак" который год не может получить территорию под стадион. Вы получили легко?
- Решение областного правительства было получено легко. Сложно было дальше. С тем же оформлением. Площадь принадлежала предприятию, которое относится к федеральному бюджету. Поэтому начали проектировать, еще не имея площади. Иначе база строилась бы еще три-четыре года. А мы полтора года строим, и все почти готово. К концу года рассчитываем пройти если не государственную комиссию, то хотя бы рабочую. В январе строители должны объект сдать.
- Приблизительные цифры - во сколько обошлось строительство?
- В пределах 20 миллионов долларов.
Доходим до зала теоретических занятий. Номера футболистов неподалеку. Вид из окна сказочный.
- Только моря не хватает, - говорю генеральному директору.
- А вот насчет моря - я вам сейчас "гол" забью. Смотрите!
Подходим к противоположному окну. Море - не море, но пруд прямо под окнами отличный. Прелесть, а не пруд.
- Для такой базы пожарный водоем просто необходим. Но мы его так оформили, что получилось здорово, - заражает жизнелюбием Дмитриев. - Потом карасей запустим - футболисты смогут с удочкой сидеть. Если захотят. А номера какие, посмотрели? Двухкомнатные, в каждом по два игрока.
- А для особо заслуженных, вроде Виктора Савельевича Онопко, одноместные найдутся?
- Да мы всех могли по одному расселить. Но это сами тренеры настаивают, чтобы жили по двое - наедине с собой игрок не должен оставаться. Совсем другое состояние души. Латиноамериканцы наши хорошо об этом говорят: "Только по двое!" А чтобы и вдвоем не заскучали, надо состав пар менять. Кстати, Виктор Савельевич сам настоял, чтобы жить не одному, а в номере с Канчельскисом.
ПИРАМИДА
Выходим на балкон.
- Оставили кусочек леса прямо на территории, в дальнем углу. Хотим там же поставить настоящую баню, деревянную. Как думаете, хорошая идея?
Киваем в ответ: идея что надо.
- А рядом мангал поставим. Прогулочная зона.
- Главная проблема?
- Сейчас проблем не осталось, все в прошлом. Только время. Были громадные проблемы с получением технических условий. Перевожу на понятный журналисту язык: эта инфраструктура очень энергоемкая. Газ и электричество. Общая проблема для нашей страны - "Газпром" как государство в государстве. Как и РАО ЕЭС. Всякий шаг надо с ними согласовывать, а это структуры настолько забюрокраченные... Уговорить невозможно. Издеваются над теми, кто задумал что-то строить.
- Насколько вас затормозили?
- На полгода - минимум. Если бы не они, "Сатурн" уже жил бы в новом здании. Изначально и планировали заехать в конце сентября.
- Губернатор Громов здесь бывал?
- Конечно. И регулярно бывает. Это не главная стройка Подмосковья, но одна из главных. Вкладывать средства в строительство спортивных объектов - это политика областного правительства. И в команды мастеров как в некую вершину, к которой молодежь должна стремиться. Профессиональные клубы во главе пирамиды. Вы посмотрите, сколько энергии выплескивается на стадионах в Питере и Самаре, сколько людей - хоть сами стадионы в ужасном состоянии.
- Ваша база - под большую задачу для команды, так?
- А как же? Но задача такая - чтоб наш клуб был среди лидеров на годы.
ПИСЬМА ТРУДЯЩИХСЯ
- Хотите, предположу, какая у вас еще была проблема? Гневные письма трудящихся из соседних домов.
- Ох, в точку... Поток писем. С одной стороны, я могу их, пишущих, понять. Но и понимаю, как они не правы. Есть в Москве такое понятие, как муниципальный шовинизм, я на своем примере убеждался. Закладывается фундамент для дома, а из соседнего дома выходит делегация: "Не хотим!" Спрашивают : "Почему?" - "А у нас хороший вид из окна!" - "А люди, которые заселятся, не имеют права улучшить жилищные условия? Они не москвичи? Не россияне?" А в Кратове люди не всегда понимают, что строительство базы сыграло и для них положительную роль. Даже дороги будут реконструироваться. Им же самим будет приятно!
- Это место картошкой засаживалось?
- Нет, лес был. Так что, вообще не строить? Из-за этих писем еще на полгода задержались. Но все мы делали по закону, хоть писали на нас и в прокуратуру, и в природоохрану. Сейчас остались отделочные работы.
- Какой-то тендер был?
- Разумеется. Но это еще до того, как я стал генеральным директором. Строит хорошая компания, она в Москве занимается нетиповыми домами.
- Можете сказать, во сколько обходится день такого строительства?
- Очень приблизительно - миллион рублей. Включая стройматериалы и зарплату рабочих. Очень дорогие коммуникации, газ пришлось тянуть. Скважины бурили. Отдельная котельная для обеспечения подогрева полей. Не уверен, что будем ставить мачты освещения, стадион - в десяти минутах езды, а вечерние тренировки бывают, как правило, только накануне матчей. Вот в Егорьевске, в школе-интернате, освещение поставили.
Мы еще долго гуляли по базе. С разрешения генерального директора, разумеется. Увидели смотровую башню - этажей в пять высотой. Припомнили вслух Константина Бескова, который даже в Тарасовке предпочитал смотреть за тренировкой с высоты.
- Может, и в "Сатурне" будет тренер с такими особенностями характера, - у Дмитриева в это утро на все ответ готов. - Только у нас он сможет смотреть одновременно за тренировкой и дубля, и основы. Обзор уникальный.
И база - тоже. Уезжать не хотелось. Завидуйте "Сатурну".