БАСКЕТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА |
Траджан ЛЭНГДОН
С АЛЯСКИ В НБА ПОПАЛИ ТОЛЬКО Я И БУЗЕР
С началом чемпионата России звездные приобретения наших клубов на трансферном рынке не закончились: как уже сообщал "СЭ", в конце прошлой недели московское "Динамо" заключило контракт с Траджаном Лэнгдоном. Два предыдущих сезона этот 28-летний американский защитник отыграл за "Бенеттон" и "Эфес Пилсен", а до этого выступал в клубе НБА "Кливленд Кавальерс".
В воскресенье Лэнгдон провел свою первую тренировку в "Динамо". Однако познакомиться на ней со всеми партнерами по новой команде ему не удалось. Из игроков основного состава в утреннем занятии участвовал только Андрей Фетисов. Остальным главный тренер "Динамо" Зви Шерф дал отдохнуть после тяжелого выезда в Казань, где бело-голубые в субботу обыграли УНИКС. Впрочем, Мирсад Туркан все равно пришел в игровой зал - тренироваться не стал, но парой фраз с Лэнгдоном успел переброситься.
После тренировки американский новичок "Динамо" дал интервью "СЭ".
- Каковы ваши первые впечатления?
- Самые приятные. Я прилетел в Москву в субботу вечером и пока успел поговорить только с президентом клуба и главным тренером. Однако и этого хватило, чтобы понять, какие высокие задачи ставятся перед "Динамо". А для меня очень важно стремиться к первому месту в любом турнире.
- Когда вам поступило предложение из Москвы?
- Еще летом я слышал от своего агента, что в моих услугах заинтересован клуб из России, который собирается бороться за чемпионство с ЦСКА. Но в тот момент все мои мысли были связаны с "Лос-Анджелес Клипперс", и я отложил этот вариант. Вернулся к нему только неделю назад, когда стало окончательно ясно: продолжить карьеру в НБА мне не удастся.
- Какие европейские клубы кроме "Динамо" звали вас к себе?
- Если и звали, то мне об этом ничего не известно. Но в любом случае вариант с "Динамо" выглядел очень заманчиво. Будь у меня другие предложения из Европы, думаю, все равно выбрал бы Москву.
- Почему вам не удалось подписать контракт с "Клипперс"?
- Не знаю. Меня включили в заявку на предсезонные игры, однако из восьми матчей я принял участие только в пяти. Тренеры в общей сложности дали мне лишь 40 минут игрового времени. За такой отрезок проявить себя почти невозможно (в пяти матчах Лэнгдон набрал 20 очков. - А.Б.). Я был очень расстроен. Но это жизнь...
- В будущем собираетесь предпринимать новые попытки вернуться в НБА?
- Сейчас все мои мысли связаны с "Динамо". Об НБА стараюсь не вспоминать.
- Что вы делали после окончания предсезонного лагеря "Клипперс"?
- Лагерь закрылся 28 октября. На следующее утро я вернулся домой в Вирджинию. Несколько дней обсуждал с агентом детали будущего контракта с "Динамо". Потом неделю потренировался и - улетел в Москву.
- А чем занимались летом?
- С середины июня отдыхал с семьей в Америке. В конце прошлого сезона в одном из матчей за "Эфес Пилсен" я травмировал одну из паховых мышц. Поэтому летом пришлось пройти ряд восстановительных процедур. Сейчас чувствую себя великолепно.
- Для вас сезон-04/05 станет уже третьим в Европе. Зачем вы два года назад покинули НБА, если так хотите играть в этой лиге?
- А я и не собирался никуда уезжать. Просто тогда сложилась примерно такая же ситуация, как и сейчас. После окончания контракта с "Кливлендом" начал готовиться к сезону в лагере "Майами". Вдруг поступило предложение от "Бенеттона". Я не стал отказываться, но поставил условие: приеду в Тревизо, если дела в "Майами" не заладятся. Итальянцы согласились. И когда руководство "Хит" отказалось заключить со мною контракт, я сразу отправился в "Бенеттон".
- К европейскому баскетболу привыкли быстро?
- Конечно, НБА - совсем другой мир. Но мне было легко перестроиться. Очень люблю командный баскетбол - когда все вместе атакуют и вместе защищаются. В Америке играют иначе. Можно сказать, что командной защиты там вообще не существует. Да и в нападении каждый стремится действовать индивидуально. Впрочем, хотя мой стиль больше подходит для Европы, я все равно всегда хотел играть именно в НБА.
- В "Бенеттоне" у вас появились друзья?
- Конечно. Прежде всего Массимо Буллери. Также своими приятелями могу назвать Риккардо Питтиса и Тайеса Эдни. В прошлом сезоне в Турции у меня тоже появилось много знакомых. Из игроков "Эфеса" стараюсь поддерживать отношения с Алпером Йилмазом, Эрмалем Куко, Керемом Тунчери. Ну и, конечно, с Антонио Грэйнджером, который теперь играет за ЦСКА.
- Какой из двух европейских сезонов стал для вас более успешным?
- Наверное, первый - в "Бенеттоне" (02/03. - А.Б.). Тогда нам не хватило всего одной победы, чтобы выиграть все. Став чемпионами Италии, мы проиграли "Барселоне" в финале Евролиги. "Эфес Пилсен" в прошлом сезоне тоже показывал хороший баскетбол, но в "Топ-16" нам жутко не повезло. Проиграв "Олимпии" в Словении, мы должны были побеждать "Фортитудо" в Болонье, и нам это почти удалось - за две секунды до конца "Эфес" вел с разницей в два очка. Увы, сумасшедший трехочковый Базиле оставил нас за чертой "Финала четырех". Впечатление от неплохого сезона было смазано.
- С российским баскетболом за два года в Европе познакомиться успели?
- Судил о нем только по матчам ЦСКА в Евролиге. Сам я против армейцев никогда не играл, но знаю, что этот клуб - один из сильнейших в Европе. И по составу, и по организации. Однако "Динамо" тоже очень хорошая команда. Уверен, наше соперничество с ЦСКА будет интересным. Я уже становился чемпионом Италии и Турции. Так почему бы не сделать это в России? Плюс "Динамо" будет стремиться к победе не только в чемпионате страны, но и в Кубке ULEB.
- Какие-нибудь матчи "Динамо" уже видели?
- Пока нет. Когда я прилетел в Москву, игра моей новой команды уже закончилась. Знаю только, что "Динамо" победило на выезде тяжелого соперника.
- Да - УНИКС. Судя по всему, вы еще не успели выучить названия клубов нашей суперлиги. А слово "Динамо" раньше слышали?
- Если честно, еще два года назад я понятия не имел о существовании такой команды. Впрочем, дело не в названии. Главное, что большинство партнеров по "Динамо" мне хорошо известны.
- С кем-нибудь из них раньше в одной команде играли?
- Нет. Зато на площадке пересекался почти со всеми. Помню Туркана по играм за "Сиену". В предыдущей Евролиге запомнился Грир, который был лидером "Шленска". Играл я против Дмитрия Домани и Ариэла Макдональда в чемпионате NCAA... В общем, перечислять можно долго.
- А помните ли вы, как Домани и тренер "Динамо" Валерий Тихоненко играли против вас в полуфинале чемпионата мира 1998 года Россия - США?
- Нет. Почти весь тот чемпионат я просидел на скамейке запасных. Хотя концовка полуфинала, конечно, осталась в памяти. Этот сумасшедший проход кого-то из русских через всю площадку на последних секундах до сих пор стоит у меня перед глазами... Не подскажете, кто его совершил?
- Сергей Панов.
- Из ЦСКА? Вы серьезно?! Прекрасно знаю этого игрока по Евролиге! Никогда бы не подумал, что в 1998 году нас "убил" именно он.
- А что "убило" сборную США на Олимпиаде в Афинах?
- Прогресс баскетбола за пределами Америки. И то, что игроки нашей сборной никогда раньше не выступали в Европе. Лично меня провал американцев в Греции отнюдь не удивил. Когда я увидел состав сборной США, то сразу понял: эту команду сложно назвать непобедимой. Вот если бы на Олимпиаду приехали О'Нил, Брайант, Макгрэди и Гарнетт, все могло повернуться иначе. А без них сборная выглядела весьма средне. Зато блестяще проявили себя в Афинах итальянцы. Особенно я был рад за Буллери. Сразу после окончания полуфинала с Литвой позвонил ему по телефону и поздравил с победой.
- А кто ваши лучшие друзья в американском баскетболе?
- Бывшие партнеры по студенческой команде (университета "Дьюк". - А.Б.) - Элтон Брэнд, Шейн Баттье, Кори Мэггетт, Уильям Эвери. Также очень хорошо знаю Андре Миллера и Мэта Харпринга... Да, чуть не забыл! Карлос Бузер! Мы с ним почти братья.
- Что вы имеете в виду?
- Из выходцев с Аляски в большой баскетбол сумели пробиться только двое - я и Бузер. Жаль, что нам никак не удается сыграть вместе. Бузер все время "опаздывает" на один год. Стоит мне покинуть какую-нибудь команду, как он туда приходит. Сначала мы разминулись в школе, потом - в "Дьюке", потом - в "Кливленде". Мистика какая-то!
- А вы родились на Аляске?
- Нет, в Калифорнии. Но в младенческом возрасте родители перевезли меня в Анкоридж. Мой отец, профессор, уехал туда преподавать. Он родом с Аляски. Образование получал в Стэнфорде, но, когда защитил ученую степень, решил вернуться домой.
- И в школьной команде на Аляске, и в "Дьюке" вы были на первых ролях (Лэнгдон выходил в стартовой пятерке "Дьюка", в 1999 году дошедшего до финала чемпионата NCAA, а его средняя результативность за четыре студенческих сезона составляет 14,5 очка за матч. - А.Б.) . Почему не задалась карьера в НБА?
- Отчасти в этом виноват Илгаускас. Он был лидером "Кливленда", но из-за тяжелой травмы пропустил весь чемпионат-1999/2000. В отсутствие основного центрового тренеры сделали ставку на более мощных игроков других амплуа - чтобы компенсировать потерю. В следующем сезоне Жидрунас вернулся, и я наконец стал выходить в стартовом составе. Игра у меня шла, однако в начале зимы Илгаускас вновь получил травму. Я опять попал в запас. А через год в "Кливленде" сменился тренер, и делать ставку на меня уже никто не собирался.
- Ваша семья будет жить с вами в Москве?
- Нет. Жена постоянно работает в США, и все время находиться здесь со мной она не сможет. Будет приезжать в Москву время от времени. Еще ко мне будут наведываться родители, младшая сестра. Ну и друзья из Америки.
- Московскими холодами вас, разумеется, не запугаешь.
- Да уж. В январе в Анкоридже температура редко поднимается выше -20. Да и в Кливленде климат не подарок. Не подумайте, что я обожаю холод - разумеется, нет. Просто он не доставляет мне больших неудобств.
Алексей БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ