СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
50 ЛЕТ УЕФА |
Мишель ПЛАТИНИ.В очередном материале из серии, посвященной 50-летию УЕФА, мы предоставляем слово самому знаменитому в истории французскому футболисту.
Тему для разговора он избрал сам: футбол и его истинные ценности, которые должны оставаться неизменными даже в век коммерции и прагматизма.
ОДНА РАДОСТЬ НА ВСЕХ
ИЗ ДОСЬЕ "СЭФ" |
Мишель ПЛАТИНИ
Родился 21 июня 1955 года в Жефе. Полузащитник. Выступал за команды "Нанси" (1972 - 1979), "Сент-Этьен" (1979 - 1982), "Ювентус", Италия (1982 - 1987). Чемпион Франции 1981 года, обладатель Кубка Франции 1978 года. Чемпион Италии 1984, 1986 годов, обладатель Кубка Италии 1983 года. Обладатель Кубка европейские чемпионов 1985 года, Кубка кубков 1984 года, Суперкубка Европы 1984 года, Межконтинентального кубка 1985 года. За сборную Франции провел 72 матча, забил 41 гол. Чемпион Европы 1984 года. Самый результативный футболист в истории сборной Франции. Трехкратный обладатель "Золотого мяча" лучшего футболиста Европы, двукратный обладатель титула лучшего футболиста мира по версии ФИФА. В 1987 - 1992 годах - главный тренер сборной Франции. Сопредседатель оргкомитета по проведению ЧМ-98. В настоящее время - вице-президент Французской федерации футбола, член исполкомов ФИФА и УЕФА, советник президента ФИФА.
ТРИ ЭТАПА
Неудачное выступление Франции на Euro-2004, помимо прочего, означает, что Зинедин Зидан все еще не может претендовать на звание самого великого футболиста своей страны за все времена. Этот титул по-прежнему принадлежит Мишелю Платини, хотя сам он настаивает на том, что Зидан сейчас лучший в мире.
Перечень достижений Платини можно сравнить с меню пятизвездного ресторана, в котором отсутствует только одно, главное блюдо - золотая медаль чемпиона мира. Он, кстати, всегда повторял, что поражение 1986 года было несправедливостью - по отношению не столько к нему лично, сколько к команде, которая, по его мнению, по всем статьям заслуживала высшего мирового титула.
Закончив игровую карьеру, Платини - в известной степени волей случая - возглавил сборную Франции и руководил командой с ноября 1988 по июнь 1992 года. Его следующим крупным проектом стал чемпионат мира 1998 года, который он готовил в качестве сопредседателя оргкомитета. Так начался третий этап его карьеры, в ходе которого он стал вице-президентом Французской федерации футбола и членом исполкомов УЕФА и ФИФА. И на этом его амбиции не заканчиваются...
Мишель Платини никогда не устает повторять, что футбол ни при каких обстоятельствах не должен терять своей истинной сути:
- Футбол - прежде всего радость, одна на всех. И наш долг - таким его и сохранить.
ФУТБОЛ КАК ЗЕРКАЛО
Как и у Зидана, выходца из алжирской семьи, или великого Реймона Копа, поляка по происхождению, у Мишеля Платини нефранцузские корни: его предки родом из Италии.
- Футбол, несомненно, способствовал этнической интеграции Франции, - говорит он. - Французское общество сумело вобрать в себя людей из разных стран, поскольку этого требовали интересы нашей экономики. Думаю, нам это удалось лучше, чем большинству государств.
Все правильно: после каждой из двух мировых войн французам приходилось изрядно потрудиться, чтобы восстановить разрушенную экономику, а для этого как-то восполнить тяжелые потери среди молодого трудоспособного населения.
- Согласен с теми, кто считает футбол отражением общества, - продолжает Платини. - Сборная 50-х во главе с Копа была зеркалом страны того времени, точно так же, как нынешняя - сегодняшней Франции. Но впервые понять, какое место может занимать футбол в жизни французского общества, нам помогли успехи "Сент-Этьена" в еврокубках в 70-е годы. А потом настоящим откровением для всех стал чемпионат мира 1982 года в Испании. На нем сборная Франции обрела совершенно новый дух, который пронесла до победного Euro-84.
До той поры Франция скорее сочувствовала своей сборной как вечной неудачнице, чем болела за нее как за команду чемпионов, готовых на все ради победы.
- Мы покончили с этим, - говорит Платини. - Мы заставили себя уважать и вкусили наконец плоды тяжелого труда, помноженного на амбиции целого поколения. Ведь только после 1984 года наши футбольные школы начали по-настоящему готовить игроков. Мы изменили менталитет французского футбола, сделав его по-настоящему боеспособным.
Стоит заметить, что вслед за футболом перемены произошли и в развитии других видов спорта во Франции.
ЗА СПИНОЙ - ВСЯ ФРАНЦИЯ
Мишель Платини сыграл в этом преображении французского футбола ключевую роль. Он вырос в городке Жеф на востоке Франции, в семье учителя математики и владелицы спортивного кафе. Как игрок он впервые обратил на себя внимание, выступая за "Нанси", потом заблистал в "Сент-Этьене" и, наконец, покорил Италию с "Ювентусом". А первым его клубом был "Жовисьенн", команда родного городка, и он до сих пор вспоминает проведенные там годы как лучшие в его футбольной карьере. И как трамплин, с которого начался его взлет.
- Поворотным моментом стал матч Франция - Голландия (18 ноября 1981 года. - Прим.ред.), - вспоминает он. - Я открыл счет со штрафного, мы выиграли - 2:0 и завоевали путевку на чемпионат мира в Испании. Именно благодаря этой победе стало возможным все остальное - 1982, 1984, 1986 годы...
Никогда, конечно, не забудет Платини и фантастический полуфинал ЧМ-82 против сборной ФРГ в Севилье - матч, в котором Харальд Шумахер врезался в Патрика Баттистона, команды сыграли 3:3 и немцы выиграли войну нервов в послематчевой серии пенальти:
- Это был великий момент. В тот вечер у нас за спиной была вся Франция.
Франции еще предстояло окончательно утвердить себя, а для этого требовалось выиграть какой-то титул. Это она сделала на чемпионате Европы 1984 года, где действительно была лучшей. Кульминацией стал штрафной в исполнении Платини в финале на "Парк де Пренс", после которого мяч проскользнул под рукой у испанского вратаря Луиса Арконады.
- Да, удача часто бывает важной составной частью игры, - признает Платини. - Так было и в 98-м, в полуфинале против Хорватии, когда Лилиан Тюрам (кто бы мог подумать!) забил два гола, благодаря которым мы прошли дальше...
"ЭЙЗЕЛЬ"
На Euro-84 Платини, уже снискавший признание в "Ювентусе" и выигравший титулы в Италии и Европе, был капитаном французской сборной. К тому времени он стал одной из самых ярких и популярных футбольных звезд. Но потом произошло событие, бросившее тень на его карьеру: брюссельская трагедия на стадионе "Эйзель", где перед финалом Кубка чемпионов 1985 года между "Ювентусом" и "Ливерпулем" погибло множество болельщиков. Воспоминания об этом остались для Платини незаживающей раной. На следующий день после матча французская газета Liberation написала, что он и его товарищи по команде, по сути, плясали на свежих могилах жертв катастрофы. Платини с того дня ни разу не был на брюссельском стадионе, носящем ныне имя короля Бодуэна. Слишком тяжело вспоминать тот день.
- Подобная трагедия могла произойти где угодно, - считает он. - Бывали и другие - например, вскоре после Брюсселя подобное случилось в Брэдфорде. Самое печальное то, что люди спохватываются только тогда, когда уже ничего не поправишь. Вот и после "Эйзеля" повсюду взялись за модернизацию стадионов. Я никогда не забуду тот вечер. Но убежден, что решение провести игру, несмотря ни на что, было правильным: страшно подумать, что могло бы произойти, если бы итальянские болельщики узнали о том, что погибло несколько десятков человек. Это было худшее из всего, что произошло со мной за всю футбольную жизнь. Жить с этим тяжело до сих пор - как подумаю о тех людях, которые пошли на футбол, а домой так и не вернулись...
А ГДЕ ЖЕ БЕЛЬГИЙЦЫ?
Год спустя, после того как сборная Франции заняла третье место на ЧМ-86, Мишель Платини повесил бутсы на гвоздь. Ему было всего 32, но он устал от стрессов и перегрузок:
- Я утратил способность получать удовольствие от игры. Чувствовал себя выжатым как лимон. И решение закончить карьеру было правильным.
Четыре года он тренировал "Трехцветных", без особых проблем вывел их в число финалистов Euro-92, но после этого подал в отставку:
- Быть главным тренером национальной команды замечательно, но, честно говоря, я не был для этого создан. Эта работа - не для меня.
Вскоре президент Франции Франсуа Миттеран попросил его возглавить вместе с Фернаном Састром оргкомитет чемпионата мира 1998 года. По словам Платини, это был важный, но отнюдь не легкий пост. В том числе потому, что в то время в футболистах, даже завершивших карьеру, видели игроков - и только:
- Считалось, что дело футболистов - играть, а административная работа любого рода - не для них. И я действительно попал в совершенно новый мир: совещания, выборы, управление... К счастью, мне очень помог Фернан Састр.
После успешно проведенного чемпионата мира Платини был назначен советником нового президента ФИФА Зеппа Блаттера и в этом качестве стал все чаще выступать публично: то осуждал насилие на поле и за его пределами, то высказывался против завышенных заработков футболистов, то требовал, чтобы клубы навели порядок в собственных делах.
- Футбол не должен забывать о своих основополагающих ценностях. Когда я вижу, как, скажем, в Бельгии на поле выходит команда, в составе которой сплошные выходцы из Кот-д'Ивуара, мне это не кажется нормальным. Молодые местные игроки лишаются возможностей для роста, поскольку клубы проводят неверную политику. Разве нормально, когда в финале Кубка Бельгии играют 22 футболиста и среди них ни одного бельгийца?
НЕ ТОЛЬКО ДЕНЬГИ
- В футболе нельзя думать только о деньгах, - продолжает Платини. - Я ведь не из-за денег в детстве начал играть в футбол. Конечно, за карьеру я кое-что заработал, но не деньги служили для меня главной мотивацией. Нам надо менять менталитет, иначе не стоит и продолжать заниматься футболом. Согласен с тем, что "дело Босмана" сыграло положительную роль в том плане, что позволило игрокам обретать свободу по завершении контракта. Но оно имеет и ряд крайне негативных последствий. Футболисты теперь скачут из клуба в клуб, и в голове у них при этом одно - деньги. Когда пытаешься во всем этом разобраться, можно сойти с ума. Нам необходимо помогать тем клубам, которые стараются растить молодых игроков. Несправедливо то, что сильнейшие клубы делают все, что им вздумается, и не испытывают по этому поводу никаких угрызений совести. Футбол - особая сфера, и Европе пора раз и навсегда понять: это не просто отрасль экономики, к которой можно относиться, как к любой другой.
Мишель Платини не был бы Мишелем Платини, если бы не использовал все свое влияние для поддержки тех, кто стремится сберечь красоту игры:
- Да, сегодня футбол не настолько пронизан насилием, как десять или двадцать лет назад. Тогда на поле выходили настоящие убийцы, и играть в футбол было опасным занятием. ФИФА поступила очень правильно, отреагировав на это после чемпионата мира 1990 года: теперь, когда в правила внесен ряд разумных изменений, игроки защищены лучше. Но я категорически не согласен с идеей использования видеопросмотров в судействе: это приведет лишь к ненужным перерывам в игре и подрыву позиций арбитра - он ведь и сам не будет уверен в собственной способности принять верное решение. Ничего не имею против того, чтобы видеопросмотры использовались дисциплинарными органами после игры, с тем чтобы наказывать футболистов за симуляцию или серьезный ущерб, нанесенный сопернику. Но нельзя допускать, чтобы телевидение подчинило себе игру. Некоторые крупные телевизионные каналы уже хотят, чтобы перерыв между таймами был увеличен до 20 минут. Их желание не имеет ничего общего с интересами футбола - оно продиктовано исключительно стремлением получить больше рекламного времени.
ЧЕТЫРЕ ЛАЙНСМЕНА?
- И еще одно: нам необходимо повысить качество судейства. Я уже предлагал, в частности, провести эксперимент, поставив еще по одному лайнсмену за каждыми воротами: они следили бы за нарушениями вроде хватания соперника за футболку, помогали бы определить, пересек мяч линию ворот или нет. Что касается положения "вне игры", то, на мой взгляд, здесь нам следует доверять помощникам главного арбитра.
Футбол меняется, и, что бы мы ни делали, подлинных мастеров в нем становится все меньше. Тренеры слишком часто отдают предпочтение бегунам на длинные дистанции перед творческими личностями. Но Платини убежден, что творческое начало и в наши дни должно оставаться главным моментом в воспитании футболиста, - только при таком условии футбол сохранит свою привлекательность, и на поле будут появляться выдающиеся игроки вроде него самого.
Платини при этом признает, что футболистов-творцов в сегодняшнем футболе меньше, чем прежде. Но он не согласен с теми, кто сетует на слишком большую загруженность игроков или на их чрезмерное увлечение коммерческими и рекламными проектами, мешающее им выступать в полную силу на крупнейших турнирах вроде чемпионата Европы:
- Я в свое время проводил за сезон не меньше игр, чем нынешние ведущие игроки.
Разница, возможно, не в количестве матчей, а в том, что Мишель Платини в каждом из них думал прежде всего о том, о чем и должен думать футболист: об игре.
Пьер БИЛИЧ, Foot/Voetbal Magazine, Бельгия - |