СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
КАК ДЕЛА? |
Борис КОГУТ |
Родился 12 марта 1950 года в Москве. Вратарь. Мастер спорта. Выступал за команды ЦСКА Москва (1969 - 1970, 1972 - 1973), "Искра" Смоленск (1971 - 1972), "Локомотив" Москва (1973 - 1975), "Даугава" Рига (1976), "Локомотив" Калуга (1976), "Волга" Калинин (1978 - 1979), "Кузбасс" Кемерово (1980). В настоящее время тренирует детей в школьном футбольном клубе "Стрелец".
- Уже 25 лет руковожу школьным футбольным клубом "Стрелец", работаю с ребятами разных возрастов. Кроме того, не так давно начал играть за сборную ветеранов. Причем сначала выступал за ЦСКА, но потом армейцы от моих услуг отказались, и я перешел в "Локомотив".
- Поработать со взрослыми футболистами возможности не представлялось?
- К сожалению, нет. Сразу после окончания карьеры футболиста ошутил некоторую пустоту. Когда играл, казалось, ты нужен всем, а потом... В общем, помозговав, решил пойти работать в общеобразовательную школу. Каждый день вставал в 6 утра, приходил домой в 12 ночи. Но не жалуюсь. Кое-чего удалось добиться: моими учениками были братья Бычковы, Михаил Русяев, которых я направил в школу "Спартака". Занимался под моим началом и Владимир Маминов. Очень горжусь этими ребятами!
- Как стали вратарем?
- Наверное, желание ловить мячи было у меня в крови. Все-таки мой родной дядя тоже был голкипером. С малых лет он брал меня на свои матчи, и я, естественно, старался ему подражать. А сам играть начал достаточно рано - на тушинский стадион "Салют" меня привел тренер Евгений Бойков. Уже потом, в одной из игр на Кубок Москвы, меня заметили тренеры ЦСКА и в 1965 году позвали к себе. Как было не согласиться?
- Ваша карьера получилась не очень долгой...
- Причина банальна - травмы. Самую серьезную получил в игре с московским "Динамо". Повредил руку. Поначалу врачи сказали, что ничего серьезного нет. Вот я и лечился по-простому: принимал какие-то лекарства, да еще и тренировался потихоньку. Лишь через некоторое время выяснилось - перелом. В итоге с голубыми мечтами пришлось расстаться, но совсем футбол я не бросил. Оказался в своеобразном "подполье" - Калуга, Калинин, Кемерово... Но и там нагрузки были приличными, да и семья меня в Москве дожидалась. В общем, в 30 лет принял решение: пора заканчивать.
- Согласны, что женам футболистов, как и морячкам, надо памятники ставить?
- Конечно! Представьте: я дома находился в лучшем случае 92 дня в году. Остальное - сборы, тренировки, матчи... На супругу ложилась вся ответственность за порядок в доме, хозяйство, воспитание ребенка. Сейчас, признаюсь, немного завидую действующим футболистам, которым руководители клубов порой разрешают брать на сборы жен. По-человечески это! Нелегко ведь постоянно находиться в мужском коллективе.
- Наверняка по молодости не обходилось без всяких курьезов.
- Как без них? Однажды ко мне в гости в смоленскую спортроту приехал друг, и после знатно проведенного времени вернулись мы в часть на лошади, оставив ее у начальника команды. Естественно, подобные вольности не прощались, и мы в итоге получили два наряда вне очереди - картошку чистили. А еще очень веселило, когда за границей наши ребята пытались, не зная языка, общаться с иностранцами. Настоящий театр мимики и жестов!
- Какие из нынешних российских игроков вам импонируют?
- Я бы выделил своих коллег - Овчинникова и Малафеева. Все-таки вратарская школа у нас всегда была на высоком уровне. Лично я Малафеева ни в одном пропущенном от португальцев голе не виню. Мячи в сетку залетали просто сумасшедшие. Но, конечно, так давать расстреливать собственные ворота недопустимо. Недоработали защитники, выглядевшие на редкость безвольными. А вообще, думаю, сетовать на нехватку талантов нам не стоит - молодежь подрастает талантливая. Важно, что сейчас в России есть хорошие тренеры, которые не дадут надеждам завянуть раньше времени. Уверен, совсем скоро наши звезды почувствуют острую конкуренцию со стороны молодежи.
Ирина МИХАЙЛОВА |
Ведущий рубрики Сергей БУТОВ |