РАЛЛИ-РЕЙД |
"ДАКАР" |
РУССКАЯ ЗИМА НА РОЗОВОМ ОЗЕРЕ
Как уже знают читатели "СЭ", в воскресенье на берегу Розового озера, что в сенегальской столице, финишировал 27-й "Дакар". В классе грузовиков победу одержал экипаж российской команды "КАМАЗ-Мастер" в составе пилота Фирдауса Кабирова, штурмана Айдара Беляева и механика Андрея Мокеева.
Сергей БУТОВ |
из Дакара |
Если честно, то отмечать успех россияне начали еще в субботу вечером. Пусть на следующий день командам еще предстояло преодолеть 32 километра спецучастка вдоль берега Розового озера, серьезно повлиять на распределение мест последний этап уже не мог. Во всяком случае, совершенно не верилось в то, что экипаж опытнейшего Фирдауса Кабирова может допустить какую-нибудь серьезную ошибку.
В общем, обстановка была теплой и непринужденной. Даже - более чем. После ужина пилот первого камазовского экипажа Владимир Чагин сбросил Кабирова в бассейн прямо в одежде. Кабиров, правда, в долгу не остался - успел ухватить партнера по команде и утащил его с собой. Руководителя команды Семена Якубова, который, наблюдая за этой сценой, смеялся громче всех, постигла та же судьба.
Участливых работников гостиницы, ринувшихся было на помощь, вовремя остановили и посоветовали не вмешиваться. Мол, никого не надо спасать: зима в Сенегале - это то же самое, что лето в России. Работники недоверчиво покивали головой, но, посмотрев на безмятежно плескавшихся в бассейне русских, почли за лучшее отойти в сторонку.
ВОКРУГ ОДНИ РАПИДЫ!
На следующее утро команда в полном составе, сопровождаемая руководителями, журналистами и прочими членами группы поддержки, отправилась к месту старта последнего этапа. Для этого пришлось пересечь практически весь город. И, надо сказать, было на что посмотреть. Особенно - на дакарские средства передвижения.
То, что катит по городским дорогам, в своем подавляющем большинстве - натуральный хлам на колесах. Самый распространенный вид транспорта - так называемые рапиды. Это сделанные, по-видимому, еще до эпохи исторического материализма микроавтобусы, где людей - как сельдей в бочке. Не только в салоне (хотя такое и салоном-то назвать сложно), но и на крыше. При этом водители рапидов особо себя остановками не утруждают, и пассажиры выходят прямо на ходу - благо задняя дверь всегда открыта.
Из всех правил дорожного движения в Дакаре действует одно: не уступай никому. Поэтому на улицах (никаких светофоров нет и в помине!) царят поистине африканские страсти. Одним словом, атмосфера "Дакара" в этом городе присутствует круглый год, а не только в середине января.
Стоило нашему автобусу притормозить, и его моментально облепили со всех сторон десятки, если не сотни дакарцев. В таких случаях окна открывать настоятельно не рекомендуется - народ тут ушлый, обязательно что-нибудь украдут.
ЖИВОЙ КОРИДОР
Наконец добрались до Розового озера (называется оно так, потому что в его соленой воде живет особая бактерия, вырабатывающая розовый пигмент): для участников "Дакара" нет места прекраснее на свете. Один из членов команды "КАМАЗ-мастер" даже признался мне, что во время гонки видит это самое Розовое озеро в снах и до мельчайших подробностей может описать его контуры: "Вы себе даже представить не можете, как мечтаешь о нем в зыбучих песках какой-нибудь Мавритании, как хочется поскорее очутиться здесь!"
Атмосфера в последний день "Дакара" - неповторимая. Каждый может поговорить с каждым, смешение народов и языков - страшное, и все равно все понимают друг друга. Даже самые великие гонщики почти никому не отказывают в просьбе сфотографироваться или расписаться на клочке бумаги. А еще Розовое озеро во время "Дакара" - это гигантский базар, где ты можешь обменять свою кепку на забавную африканскую маску, а спустя еще мгновение отдать ее в обмен на часы или майку. При этом, будьте уверены, в конечном итоге вы будете обмануты.
И вот старт спецучастка. Гонщики мчат в живом коридоре (зрителей - десятки тысяч!), поднимая облака пыли. Вид поистине незабываемый. Естественно, мало кто едет по трассе, выжимая из машины максимум: этап придуман не для этого. Главная задача - подарить людям праздник. И получить взамен шквал эмоций и оваций.
Когда после финиша машины выстраиваются друг за другом, каждый экипаж получает свою долю аплодисментов - вне зависимости от занятого места. Если ты прошел "Дакар" - значит, ты велик. А уж коли выиграл - совсем велик. Браво, "КАМАЗ-Мастер"!
КАБИРОВ И ПТИЦА УДАЧИ
Тут самое время поподробнее рассказать о пилоте нашей победной машины. Фирдаус Кабиров участвовал в "Дакаре" 14-й раз подряд. Последние три года неизменно входил в тройку призеров. А два года назад прошел знаменитую гонку фактически на одной ноге. Тут такая история. Незадолго до старта Кабиров серьезно повредил ногу, и команда могла остаться без боевой машины. Но надо знать Кабирова: врачи наложили ему на ногу лангетку, и гонщик, преодолевая страшную боль, привел машину через пески и дюны к третьему месту.
-Все камазовцы, не сговариваясь, повторяют: не важно, кто выиграл, главное, что команда - первая. Но победить-то хотелось?
- Ну разумеется! В 1999 году показалось, что я наконец поймал за хвост птицу удачи. До дня отдыха лидировал с большим отрывом - в 1 час 40 минут. Но надо же было такому случиться - врезался в стоявшую в пыли "Татру" и растерял все преимущество. Я все же сумел финишировать седьмым, и, честно говоря, для меня это тоже была победа. Чувствовал себя на седьмом небе от счастья.
-Вот уже несколько лет вы оказываетесь на пьедестале. Но прежде чего-то для успеха все время не хватало.
- Действительно, два года подряд становился третьим. А на прошлом "Дакаре" занял второе место. И каждый год терял полтора-два часа на ремонт. На прошлой гонке - два с половиной часа, а в итоге на финише уступил Владимиру Чагину 52 минуты. Самое обидное, когда проигрываешь не из-за собственных ошибок, а из-за поломки техники. Год назад лопнул бак. Вместо того чтобы заварить шов, его залудили: расплавили и приклеили. Я бы понял, если бы он лопнул в конце гонки - ну бывает, не выдержал. Но ведь авария приключилась на третий день - это говорило о том, что работа сделана недобросовестно.
ГЛАВНОЕ - ПРОСЧИТАТЬ СИТУАЦИЮ
-Седьмой этап нынешнего "Дакара" оказался этаким моментом истины для многих экипажей. Почти у всех закончилось топливо, и вы оказались одним из немногих, кому удалось решить эту проблему.
- Я заранее понял, что всех ждут проблемы. Когда в баке оставалось всего 50 литров, а впереди еще были долгие километры, в ближайшей деревушке купил за свои деньги бензина. Получается, смог вовремя просчитать ситуацию. С одной стороны, повезло - вон тот же Чагин остановился в голой пустыне: сливать бензин ему было не с кого. С другой - в прошлом году у меня была аналогичная чагинской ситуация. Так что не в одном везении дело. Помог негативный опыт.
-Конкуренция между членами команды - дело полезное?
- Главное, чтобы она не перерастала в конфликты. Нам удалось сохранить хороший внутрикомандный климат. Если Чагин успешно идет в конкретной гонке - все, работаем изо всех сил на него. Порой подскажешь товарищу элементарную вещь, которая в разгар гонки просто вылетает из головы, а тебе в ответ: "Как ты до такого додумался?" (Смеется). По большому счету именно так и происходит самосовершенствование внутри команды.
-А бывали случаи, когда у вас вроде все шло хорошо, а вас тем не менее вынуждали работать на другого?
- В далеком прошлом такое случалось. Было очень обидно. Например, перед стартом решали, что определять головной экипаж будем по первым двум-трем этапам. И - понеслись. .. Машины - в хлам, но не это главное, а то, что кто-то показал лучшее время. Он и объявляется лидером. Но проходит несколько дней - и его машина начинает со страшной силой сыпаться. Вот и получалось, что я машину сохранил, но вынужден был снимать с нее нужные детали.
Поначалу мы думали: вот надо с первого дня ехать быстро, а то проиграем. Да ничего подобного! "Дакар" - это 16 соревновательных дней. На первых порах даже наши вечные соперники - чехи - подходили и делились опытом, искренне пытаясь помочь. Говорили: да не спешите, куда вы летите, вы же не на трехдневную гонку приехали. Да, опыт тактической борьбы приходит со временем.
КУДА ЛЕТИМ?
-Когда-то на "Дакарах" вперед с первого метра летели "КамАЗы", а теперь появился новый герой - голландец де Рой-младший на DAF.
- И это еще одна головная боль. Если поедем медленно, то он за несколько дней при своем бешеном темпе привезет нам час отрыва. Конечно, может сломаться. А если не сломается? Может быть, ему повезет. А лететь вслед за ним - это же самоубийство! Вот такая дилемма.
В этому году де Рой-младший с первого же дня попер. Второй скоростной участок - 420 км - свобода, делай что хочешь. Он всех и делал. Не знаю, насколько опережал остальных - мне в тот момент было не до де Роя: у нас механик Андрей Мокеев получил травму. На какой-то яме машина подскочила, и из-за сильного удара у Андрея случился компрессионный шок. Перелома нет, но дышать очень трудно. А у парня к тому же первый "Дакар". Я поехал тише - и вижу, что сзади пристроился наш третий "КамАЗ" - Ильгизара Мардеева. Меня страхует - нервничает, почему я так медленно еду. Я говорю Ильгизару: "Езжай за мной, не обгоняй. Мне надо Андрея живым-здоровым до финиша довезти". И когда до финиша оставалось километров 60, вижу: де Рой лежит на боку. Вот он - "Дакар". Сколько папа, де Рой-старший, этому парню ни объяснял - он все равно умудрился перевернуться почти на ровном месте.
-Наверное, для таких, как он, и ввели с этого года для грузовиков скоростные ограничения по трассе и в населенных пунктах?
- Честно говоря, этому обстоятельству я был очень рад. Ну разве можно ехать 170 - 180 км в час, когда уже колеса не выдерживают? Представьте себе: все летят как сумасшедшие. Велик риск, что кто-то обязательно разобьется. Но при этом каждый надеется, что это будет не он! На самом же деле все просто: "Дакар" берется мудростью, а не скоростью.
-Авторитета "КАМАЗу", видимо, среди команд не занимать.
- Это точно. На одном из этапов ночью ко мне пристроились четыре мотоциклиста и два джипа. Трасса - 20 - 30 километров прямой жесткой пустыни. Это по неровной поверхности страшно, а здесь - обгоняй не хочу. Так ведь не обгоняли! Решили, что с "КамАЗом" не пропадешь, эти знают дорогу. (Смеется).
-Говорят, конкуренция в этом году была как никогда острой?
- Мы даже были несколько шокированы, когда увидели на старте 15, а то и 20 серьезнейшим образом подготовленных машин. Причем не какой-то отдельной команды, а сразу нескольких. На их фоне даже де Рои на своих DAF особенно не выделялись - просто были одними из многих.
ДВА ОТРЕЗКА
-Почему же "КАМАЗ" был сильнее?
- Соперники оказались не готовы к гонке на высоких скоростях. Многие из пилотов - уже довольно возрастные люди, которые за долгие годы участия в "Дакарах" не занимали высоких мест, а кто-то и вовсе ездил в "техничках". И тут в их распоряжении машины, которые по своим техническим характеристикам позволяют ехать очень быстро!
Только ведь это еще нужно уметь делать. На скорости 150 км в час трясет совсем по-другому, нежели на 100. Совсем другое психологическое состояние. Для них эта ситуация в новинку - вот они и не сдюжили.
-В какой момент гонки опыт подсказал вам, что победа практически в кармане?
- Я не расслаблялся до самого конца. Ведь, к сожалению, не все зависит от людей - техника могла подвести в любой момент. Для меня гонка разбилась на два больших отрезка. На первом я ставил задачу создать как можно больший отрыв от конкурентов. Мне это удалось. Потом тактика сменилась. Нужно было удержать свою позицию и, главное, не допускать ошибок. Свести риск к минимуму. Иногда мы специально ехали на 20 километров медленнее. Чуть ли не на холостых оборотах. И нас можно понять - после того как у Чагина пробило прокладку, все забеспокоились не на шутку, ведь моторы у нас - один к одному.
При этом не могу сказать, что откровенно "доезжал" "Дакар" - стабильно держался в тройке призеров. Впереди меня, не считая Чагина, обычно финишировали те, кто не претендовал на победу в общем зачете. Так я за ними и не гнался!
ГРУСТНЫЕ ГЛАЗА ЧАГИНА
Лидер команды "КАМАЗ-Мастер", четырехкратный победитель "Дакара" 35-летний Владимир Чагин, на сей раз занял лишь 18-е место: серьезная поломка, опоздание к контрольному пункту и последовавший 10-часовой штраф лишили наш первый экипаж всех шансов задолго до конца гонки.
После финиша Чагин делал вид, что ничего особенного не произошло. Старался почаще улыбаться. Но глаза у него оставались печальными. Поэтому интервью с ним ваш корреспондент начал с вопроса:
- Вы все еще переживаете, это не скроешь. Когда же пройдет грусть от неудачи?
- Только после следующей удачи. Если она, конечно, будет. Мы улыбаемся, но все же втихаря грустим. При этом делаем все, чтобы наши негативные эмоции не мешали общей радости. Главное - первое место осталось за "КАМАЗом". И абсолютно не важно, чей конкретно экипаж победил - Кабирова или Чагина.
-У вас нет ощущения, что весь год пошел насмарку?
- Нет. Вот если бы команда продула первое место, тогда год и впрямь можно было бы назвать потерянным. В конце концов, четвертый год подряд побеждать - это даже как-то нескромно, надо дать другим испытать те чувства, которые мы уже испытывали. Жизнь складывается из побед и поражений. И зацикливаться на отдельных неудачах было бы, согласитесь, неправильно.
-Каждый "Дакар" приносит новый опыт. Какие выводы из нынешней гонки сделали лично вы?
- Главный вывод - интерес к "Дакару" нисколько не ослабевает, наоборот, только растет. Растет и количество участников. В этом году организаторам даже пришлось сдерживать поток желающих. В классах грузовиков и джипов появляются новые серьезные команды. В нашем классе, например, было 15 экипажей, которые до старта не скрывали, что метят в победители. Это говорит об уровне конкуренции и не может не радовать.
ШЕСТЬ ЧЕЛОВЕК - НЕ ТРОЕ
-После того как ваш экипаж получил 10-часовой штраф, сохранилась ли у вас какая-либо мотивация продолжать борьбу?
- О продолжении борьбы не было и речи. Гонка для меня фактически завершилась. Можно проиграть час, два и сохранить при этом какие-то шансы на высокое место - только уже надеяться не на себя, а на то, что каждый из соперников совершит похожую ошибку. Но 10 часов отыграть нельзя. Гонка для нас по большому счету была закончена, и мы взяли на себя совершенно иные функции. Стали помогать экипажу Кабирова.
-Чем конкретно?
- Шесть человек - не трое. Мы могли вдвое быстрее произвести любой ремонт. В случае поломки, если какой-то детали у Кабирова не оказывалось, были готовы снять ее с нашей машины.
-А с точки зрения тактики?
- Безусловно, применялись некие хитрости. Пристраивались за грузовиком Фирдауса и пылили позади, мешая тем самым соперникам. Ехали на 10 - 15 процентов медленнее той скорости, какую могли бы поддерживать: если едущий сзади посигналит - мы его пропустим. Но если нам удастся проехать в таком темпе порядка ста километров, значит, создадим Кабирову отрыв в 15 минут. Впрочем, ничего постыдного в этой тактике не было - так поступали все.
-Как же получилось, что вы заработали этот злополучный штраф?
- По регламенту, если ты не успел приехать вовремя, автоматически получаешь десять часов "бонуса". На седьмом этапе временной максимум составлял 17 часов - все-таки предстояло преодолеть 660 километров спецучастка. Когда это время истекло, а на финиш прибыло всего-то 15 процентов участников, организаторы схватились за голову: что же делать? Решили увеличить максимальный срок до 24 часов. Но мы не успели и к этому сроку, за что и получили штраф. Кабиров, с которым мы до этого этапа шли вровень, проехал злосчастный отрезок дистанции за 11 часов. Можете сами подсчитать, сколько Фирдаус "привез" нам всего за один день.
-Можно ли сказать, что организаторы недолюбливают "КАМАЗ" - за то, что вы выигрываете гонки одну за другой?
- На мой взгляд, мы, наоборот, ведем себя весьма скромно - за 14 лет участия в "Дакаре" выиграли всего шесть гонок (улыбается).
-То, что произошло на седьмом этапе, - это чистой воды невезение или чей-то серьезный просчет?
- Скорее первое. Если бы не прогорела прокладка, то и с топливом серьезных проблем не было бы. А тут... Раскрылся газовый стык на цилиндре между головкой и блоком - естественно, вода - на улицу. Мотор закипел, и мы встали. Почему такое случилось - непонятно. Мы собрали все детали, будем разбираться дома.
-Почему у вас не оказалось запасной прокладки?
- Так ведь у нас ни разу за десять лет езды на этих моторах не было подобной проблемы! Кто мог предположить, что на этот раз такое случится? С другой стороны, есть и повод, пусть небольшой, для гордости: экипажу удалось провести уникальный ремонт и устранить поломку. Хотя вообще-то после таких аварий с чистой совестью сходят с дистанции...
"ДЖЕНТЛЬМЕН ПУСТЫНИ"
-Что скажете о выступлении Кабирова?
- Очень рад за него. Искренне. Фирдаус 14-й раз участвует в "Дакаре", был и вторым, и третьим, но победа пришла только сейчас. Заслуженно пришла. Тем более что Фирдаус очень многое выполнил черновой работы для того, чтобы команда в прошлые годы выигрывала.
-Говорят, что, когда на втором этапе голландский грузовик DAF де Роя-младшего упал на бок, Кабиров остановился и стал помогать прямому сопернику!
- Кабиров пытался поставить DAF на колеса, но порвался трос. Отец и сын де Рои поблагодарили Фирдауса, и он продолжил путь. В итоге же грузовик голландца вытащила наша третья машина - Ильгизара Мардеева. Потом организаторы назвали Ильгизара "джентльменом пустыни".
-Интересно, а если бы подобное случилось с нашим экипажем, стали бы де Рои оказывать помощь?
- Когда мы встали посреди пустыни без топлива, то остановили DAF и поинтересовались, есть ли у них топливо. В ответ услышали, что топлива, разумеется, нет (смеется). Вообще мы многих останавливали, и все повторяли одно и то же. В конце концов я сказал кому-то: ну-ка покажи прибор. Стрелка действительно лежала на нуле. В тот день все доезжали, по сути, на одних парах.
-Когда грузовик Мардеева попал в аварию, это создало вам множество неудобств?
- Безусловно. Мардеев на трассе - это быстрая "техничка". Машина точно такая же, как у нас, но везет запчасти. В него можно было залить больше топлива. Кстати, у DAF была точно такая же "техничка", и она их в конечном итоге спасла. Когда у головного экипажа кончилось топливо, то они заправились от коллег и продолжили гонку, оставив "техничку" в песках.
-После того как насмерть разбился двукратный победитель "Дакара", знаменитый мотогонщик Фабрицио Меони, среди участников не возникли пессимистические настроения?
- Ощущалась некая подавленность. На следующий день после трагедии все повесили на свои машины и мотоциклы черные ленточки.
-Говорят, многие мотоциклисты хотели, чтобы гонку вообще отменили.
- На мой взгляд, это уже был бы перебор. Все-таки ралли - не шахматы. К сожалению, такое может произойти с каждым.
МАКРЭЙ ПРОСИЛСЯ К НАМ В ДУШ
-Чем вам запомнится именно этот "Дакар"?
- Тем, что исход всей гонки решил один день. Обычно развязки приходится ждать неделями: сначала все идут нога в ногу и отрывы минимальны, потом лидеры по одному начинают "отваливаться", и в итоге остается экипаж, который и становится победителем. На этот раз все было по-другому. В один день из-за проблем с топливом таблица приобрела тот вид, который практически не изменился до самого конца.
-На нынешний "Дакар" ваша команда привезла специальный грузовик для физической и психологической разгрузки экипажей...
- ...И произвела среди гонщиков настоящий фурор. Обычно все участники питаются в одной столовой, где о нормальной еде остается только мечтать. Чтобы принять душ, надо отстоять приличную очередь. А у нас была настоящая мини-гостиница - холодильник, душ с горячей водой, кондиционер, восемь спальных мест. Все ходили и смотрели на это чудо. Знаменитый Колин Макрэй просил: можно я к вам в душ схожу? Скорее всего, на следующий год все серьезные команды приедут с такими же машинами. Так что - равнение на Россию! Тоже, согласитесь, повод для гордости.