Газета Спорт-Экспресс № 19 (3697) от 28 января 2005 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 28 января 2005 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА

Сегодня в центральном матче тура встретятся "Ак Барс" и магнитогорский "Металлург". Если в казанской команде одни звезды, то в составе уральцев выделяется новичок команды, двукратный обладатель Кубка Стэнли Патрик Элиаш.

Патрик ЭЛИАШ

В РОССИИ ОТЛИЧНАЯ ЛИГА. ЕЕ СИЛА - В НАПАДАЮЩИХ

Перспектива появления в магнитогорском "Металлурге" чешского форварда "Нью-Джерси Дэвилз" Элиаша до определенного момента мало кем рассматривалась всерьез. А когда благодаря стараниям менеджеров "Магнитки" фантазии болельщиков стали реальностью, воодушевлению поклонников команды не было предела. Звездный новичок уральцев ответил на вопросы корреспондента "СЭ".

-Можете вспомнить свои первые шаги в хоккее?

- Два моих старших брата играли в хоккей, отец занимался хоккеем и футболом. Мама работала в ледовом дворце, и я еще совсем маленьким стал ходить на игры. Словом, все началось с семьи.

-Когда впервые почувствовали, что способны стать по-настоящему классным мастером?

- Пожалуй, свой потенциал я начал осознавать года в 22 - 23. Очень помог Робби Фторек, он был главным тренером в Олбани - городе, где базируется фарм-клуб "Дьяволов", а потом работал со мной и в самом Нью-Джерси. Именно Фторек вселил в меня уверенность, раскрыл глаза на то, каким игроком я могу стать.

-Что было самым трудным после приезда в Северную Америку?

- С тем, что приходится жить самостоятельно, проблем не возникало, поскольку уже в 14 лет я уехал из родного города в Кладно. Четыре-пять часов в пути - по чешским меркам, довольно много, поэтому домой я выбирался нечасто. И к моменту переезда за океан привык жить вдали от родных.

Главной проблемой стало незнание языка. Но мне всегда нравился североамериканский хоккей: быстрый, с маленькими площадками, обилием бросков. Очень хотелось попробовать себя в этих условиях, и я с удовольствием провел около двух сезонов в Олбани, изучая язык, образ жизни, стиль игры. Отличное было время!

-Некоторые игроки часто меняют команды. Как вы можете объяснить то, что много лет провели в системе одного и того же клуба?

- Хочется верить, что я стал неотъемлемой частью этой команды, одним из ее лидеров и внес вклад в завоевание двух Кубков Стэнли. Руководители клуба знают, что могут на меня рассчитывать в каждой игре, что я всегда буду прилагать максимальные усилия для достижения результата. А мне самому очень нравится в Нью-Джерси.

-Какой из двух кубков оказалось сложнее завоевать?

- Второй. В первом случае (сезон-99/2000. - Прим. "СЭ") у нас была очень сильная команда, четыре отличные пятерки. Мы выигрывали все в регулярном чемпионате, разумеется, от нас ждали успеха в плей-офф. Ребята здорово себя чувствовали и на льду и вне его.

Тот сезон и следующий, когда мы уступили в финале "Колорадо", - пока лучшие годы моей карьеры. Я выходил на лед в тройке с классными партнерами - Петром Сикорой и Джейсоном Арноттом. В той команде играли Александр Могильный, Скотти Гомес, Бобби Холик... А во второй раз (сезон-2002/03. - Прим. "СЭ") мы завоевали трофей не столько за счет таланта, сколько за счет упорного труда.

-Вы упомянули Арнотта и Сикору. Это лучшие партнеры из тех, с кем довелось играть?

- Всегда думал именно так. Нам удалось стать отличным звеном, в котором успешно действуют не два, а все три игрока.

Двоих для хорошего звена недостаточно. После того как Джейсона, а за ним и Петра обменяли в другую команду, мне пришлось очень тяжело. Многое пришлось начинать с нуля, и это был отличный опыт: искать взаимопонимание с новыми партнерами, продолжать учиться. На "притирку" ушло около года, а затем мы со Скоттом Гомесом и Брайаном Джионтой тоже стали много забивать.

-Вы сказали, что двоих для хорошего звена недостаточно. Но порой создается впечатление, что вам с Петром Сикорой вовсе не нужен третий.

- Во-первых, у нас с Петром похожее видение игры. Во-вторых, это лишь вопрос тренировок. Когда много работаешь с человеком, лучше понимаешь, чего от него можно ждать на льду в той или иной ситуации и чего он ждет от тебя.

-Если бы имели возможность выбирать, какой тип центрфорварда предпочли бы?

- Каких-то особых предпочтений нет. После удачного опыта игры с Арноттом меня поначалу пытались объединить с игроками такого же типа: рослыми, сильными. А мой нынешний партнер в "Нью-Джерси" - Гомес - невысокий, но очень мастеровитый, отличный распасовщик.

Здесь же, в Магнитогорске, мы играем с Евгением Малкиным. Пожалуй, это самый талантливый из 18-летних хоккеистов, кого мне довелось видеть. Играть с ним - одно удовольствие!

-По статистике, у вас много и голов, и результативных передач. Что доставляет большее удовольствие?

- Наверное, любой хоккеист скажет, что, если у тебя получается здорово сыграть и сделать такой пас, после которого партнеру остается, к примеру, отправить шайбу в пустые ворота, то ощущение лучше.

В целом же, выступая за "Металлург", могу сказать, что я получаю истинное удовольствие на льду, вокруг очень много классных мастеров.

-Впечатления от российской суперлиги благоприятные?

- Безусловно. Как успел заметить, это очень сильная лига. Команды здорово действуют в атаке, просто удивительно, насколько Россия богата талантами.

-Что же помешало вам, подобно Сикоре, приехать сюда раньше? Почему выбрали Чехию?

- Просто я заранее дал такое обещание владельцу "Зноймо". Он мой хороший друг, три года назад купил права на меня у "Кладно" на случай локаута в НХЛ. Многие не ждали, что локаут затянется, но когда стало ясно, что сезон за океаном, скорее всего, не состоится, пришло время подумать о будущем. Карьера игрока непродолжительна, нужно обеспечивать себя и свою семью, а контракты в российской лиге, чего скрывать, хорошие.

В Магнитогорске к тому же отличная команда, ее руководители создают хоккеистам прекрасные условия, поэтому нет ничего удивительного в моем переезде из Чехии сюда.

-Но ведь вы могли выбрать и другой клуб?

- Конечно, предложений хватало. Но прежде, чем решить, куда ехать, ты задаешь вопросы, выясняешь, какие условия тебя ждут. В пользу Магнитогорска сыграли несколько факторов: местная команда неизменно борется за высокие места, за нее выступает мой давний партнер Сикора, главный тренер команды - мой соотечественник, да и контракт мне предложили достойный.

-О Сикоре-игроке вы знаете достаточно много. А о Сикоре-тренере?

- Помощник наставника "Зноймо", где я играл, прежде работал с Сикорой. Он рассказал мне, что Марек, во-первых, замечательный человек и, во-вторых, хороший тренер. Он ждет от тебя стопроцентной самоотдачи в каждой игре и способен оценить старание хоккеиста даже при отрицательном результате матча. Мне импонирует такое отношение.

-Некоторые игроки, даже российские, возвращаясь из-за океана, признаются, что им нелегко перестроиться. Это и в самом деле сложно?

- Мои главные сложности были в Чехии минувшей осенью. Действительно, пришлось привыкать к другой игре. А в России уже полегче.

-Насколько вам комфортно на новом месте?

- Я провел здесь слишком мало времени, чтобы почувствовать нечто особенное. Жизнь хоккеиста везде примерно одинакова: просыпаешься, завтракаешь, отправляешься на тренировку, половину дня проводишь на арене, потом отдыхаешь. Общаюсь в основном с ребятами из НХЛ, с которыми живу рядом: Гончаром, Сикорой, Набоковым.

Если говорить о самом Магнитогорске, то я был готов к тому, что это промышленный город. И ехал сюда не любоваться красотами природы, а играть в хоккей. К тому же несколько лет я провел в чешском промышленном городе Кладно, и то, что вижу здесь, немного напоминает молодые годы.

-Если в НХЛ не состоится и следующий сезон, что собираетесь делать?

- Пока трудно сказать. Для начала неплохо бы выиграть золото чемпионата в этом году, а затем можно думать. Если за океаном переговоры между руководителями клубов и профсоюзом ни к чему не приведут, а в Магнитогорске мне сделают предложение остаться еще на сезон, почему бы его не принять?

Павел ЗАЙЦЕВ

Магнитогорск