Газета Спорт-Экспресс № 22 (3700) от 1 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 1 февраля 2005 | Лыжные гонки

ЛЫЖИ

Михаил ИВАНОВ: "МНЕ НАДОЕЛА РОЛЬ ДОГОНЯЮЩЕГО"

Через две недели в немецком Оберстдорфе стартует чемпионат мира по лыжным гонкам - последний столь серьезный старт на международном уровне перед Белой олимпиадой-2006 в Турине.

Российская сборная готовится к мировому первенству в горах Армении - на базе в Цахкадзоре. Одним из тех, от кого мы вправе ждать побед в Германии, является наш олимпийский чемпион Игр-2002 Михаил Иванов. Два следующих после Солт-Лейк-Сити сезона у него не сложились: провальные выступления на Кубке мира, регулярные сообщения о болезнях спортсмена... Кое-кто даже поспешил с выводом, что пора, мол, забыть о таком лыжнике. О том, каково истинное положение дел, корреспондент "СЭ" решил узнать у самого Иванова.

На последних этапах Кубка мира в чешском Нове-Место и итальянском Праджелато Михаила не было. Как объяснили в штабе сборной, он простудился и был вынужден пропустить эти старты. Вместо Чехии и Италии Иванов одним из первых в нашей команде и отправился в Цахкадзор. Кроме планового сбора там состоятся также отборочные соревнования, которые определят тех, кто с 16 по 27 февраля выступит на трассах мирового первенства.

Позвонив Михаилу в Цахкадзор, я, естественно, первым делом поинтересовался его самочувствием.

- Спасибо за участие, - ответил он. - Сейчас все уже в порядке. Простуда прошла, и я полноценно тренируюсь.

-После Олимпиады и чемпионата мира-2003 в Валь-ди-Фьемме мы с вами практически не общались...

- Так ведь и поводов для интервью не было. Проблемы со здоровьем, возникшие почти сразу после возвращения из Солт-Лейк-Сити, преследовали меня весь позапрошлый и прошлый сезоны. Да и мое выступление на чемпионате мира в Италии два года назад блестящим не назовешь.

-Судя по тому, что сегодня вы активно готовитесь к отбору на чемпионат мира, невзгоды позади. Во всяком случае, результаты кубковых гонок стали гораздо выше.

- Действительно, сейчас я чувствую себя значительно лучше, чем после Олимпийских игр. Постепенно набираю боевую форму и с каждым днем все больше становлюсь похожим на себя образца олимпийской зимы-2002.

-Что же за болезнь вас так долго преследовала?

- Ничего смертельного (смеется). Просто огромная физическая усталость. Никак не ожидал, что олимпийский успех будет стоить мне так дорого. Я читал о себе всякое в прессе и поэтому хочу подчеркнуть: никаких патологий в моем организме нет.

-Зная теперь цену золота Игр, не потеряли желания побороться за него и в Турине?

- Ни в коей мере! Если не мечтать о победах, зачем выходить на лыжню? К тому же хотелось бы выиграть высшую олимпийскую награду чисто, а не стать ее обладателем из-за дисквалификации соперника. Хотя я не считаю, что моя медаль Солт-Лейк-Сити какая-то ненастоящая.

-Кстати, вы ее получили?

- Конечно. Еще в Солт-Лейк-Сити. Как только стало известно, что Мюлегга лишили титула и награды, организаторы соревнований сообщили, что я могу забрать награду. Мы с моим личным тренером Павлом Мищенковым и тренером сборной Геннадием Роменским сели в машину, поехали в Олимпийскую деревню и произвели обмен: я сдал свою серебряную медаль и забрал золотую. Так что входил я в деревню вторым призером, а выходил из нее уже чемпионом. Причем мне предложили на выбор либо сразу забрать награду, либо подождать, пока подготовят специальный именной футляр. Я забрал сразу.

-Вы не выясняли, это была именно медаль Йоханна Мюлегга или дубликат?

- Честно говоря, не знаю. Вот вы спросили, и я впервые об этом задумался. Наверное, все-таки другая.

-Не жалеете, что не было повторной торжественной церемонии награждения, как у канадских фигуристов?

- Нет. К чему это? Я вообще тогда не придавал большого значения подобным мелочам.

-И за развитием событий вокруг апелляции Мюлегга тоже не следили? Неужели не волновались, что придется опять производить обмен?

- Вы не поверите, но я совершенно не загружал голову этой проблемой. Во-первых, чего нервничать, если от меня все равно ничего не зависит? А во-вторых, не похоже было, что арбитражный суд удовлетворит протест этого гонщика, представлявшего Испанию.

-Как известно, срок дисквалификации Мюлегга истек и он объявил о возвращении на лыжню. Правда, выступать Йоханн будет уже не за Испанию, а за свою родную Германию. У вас нет желания вновь выяснить с ним отношения на трассе?

- Я слышал о возвращении Мюлегга, но он вроде собирается бегать только марафонские дистанции. Однако, если он появится на кубковых этапах или чемпионате мира, специально встречи с ним я искать не буду. Мне абсолютно все равно, с кем бежать.

-Вернемся к вашему спортивному состоянию. Вы отметили, что быстро приближаетесь к оптимальной форме. Значит ли это, что на чемпионате мира в Оберстдорфе болельщики могут ждать от Михаила Иванова побед? И ставите ли вы перед собой такую задачу в Германии?

- Конечно. А иначе зачем бы я так вкалывал на тренировках? Знаете, за те три года, что прошли после Солт-Лейк-Сити, мне порядком надоела роль догоняющего. Мои 50 - 60-е места в кубковых гонках прошлого сезона - как укор совести. Я хорошо себя чувствую, вернулась уверенность в собственных силах. В Оберстдорфе главную ставку сделаю на свою коронную 50-километровую дистанцию. Впрочем, в сборную на чемпионат мира еще нужно отобраться.

-А в Кубке мира какую цель себе определили?

- Конкретного места по итогам сезона не планировал, поэтому скажу так: показать максимально возможный результат.

-Перед вашим отъездом в Цахкадзор в тренерском совете и в Федерации лыжных гонок России бушевали нешуточные страсти. Мнения специалистов разделились. В частности, известный тренер Александр Грушин, под руководством которого вы готовились к Олимпиаде, считает нецелесообразным загонять спортсменов, которым предстоит серьезное испытание на чемпионате мира, на высоту почти 2000 метров. А вы что думаете по этому поводу?

- Лично я не ощущаю никаких отрицательных изменений в своей форме. Надеюсь, тренеры не ошиблись с методикой и стратегией подготовки. Ведь чемпионат мира пройдет тоже на высокогорье - Оберстдорф расположен всего метров на 250 - 300 ниже Цахкадзора. Верю, что решение нашего главного тренера Юрия Бородавко принесет успех. Сейчас у нас проходит естественный период акклиматизации.

-Условиями довольны?

- Нормальные условия. Конечно, не Европа, но снег есть, трасса подходящая, а это главное.

-Когда пройдут отборочные соревнования?

- В начале февраля. 3-го - первый старт.

-В этом сезоне вас тренирует не Александр Грушин. Уйти от него - ваше решение или чье-то еще?

- Не было никакого моего решения об уходе от Грушина, как не было и давления сверху. Просто Александра Алексеевича сняли с должности главного тренера сборной и назначили на этот пост Юрия Викторовича Бородавко. Я член сборной России, поэтому и тренируюсь сейчас с Бородавко. Как видите, ничего личного. Раньше в команде не было единоначалия, и все лыжники и лыжницы были разбиты на отдельные группы. Сейчас такое деление осталось у женщин, а у нас - общий главный тренер.

-Попробуйте сравнить прошлогоднюю ситуацию в сборной с нынешней. Пошел ли на пользу отказ от тренировок в группах?

- Наверное, пошел. Сейчас у нас нет никаких группировок, как раньше. Помню, еще два года назад все гонщики четко разделялись на более привилегированных - тех, кто пришел из богатого клуба "Роснефть", фактического спонсора сборной, и на всех остальных. Теперь мы в абсолютно равных условиях, и это правильно. Да и нездорового соперничества между тренерами нет. Никто не пытается пропихнуть всеми правдами и неправдами своего воспитанника на тот или иной старт.

-Если не ошибаюсь, все эти дрязги вас так расстраивали, что вы не исключали для себя возможности пойти по пути Михаила Ботвинова и сменить гражданство. Сегодня подобные мысли вас не посещают?

- Я, конечно, не собирался вот так резко уходить из сборной и переезжать в другую страну. Мои слова о приглашении из-за границы и возможном отъезде были сказаны в порыве отчаяния, из желания что-то изменить в нашем лыжном спорте. Серьезно вариант эмиграции я не рассматривал. А сейчас у нас появилась неплохая боеспособная команда, чему я очень рад. Так что на чемпионат мира мы отправимся не мальчиками для битья.

Ровшан АСКЕРОВ