ОЛИМПИЗМ |
Ровно через год, 10 февраля, в итальянском Турине состоится торжественное открытие XX Олимпийских зимних игр. Специальный корреспондент "СЭ" Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ ведет репортаж с будущих олимпийских арен.
ТУРИН-2006: ЗАКРОЕМ ГЛАЗА НА МЕЛКИЕ НЕДОСТАТКИ
Год до Олимпийских игр - своеобразная точка отсчета. Не было, пожалуй, страны - хозяйки Олимпиады, которая бы не стремилась заблаговременно показать, как все у нее здорово, как активно и слаженно работают все объекты и службы в преддверии столь крупного спортивного праздника. Исключение в этом ряду - Афины, где даже в начале прошлого олимпийского года арены грядущих Игр поражали своей недостроенностью и полной организационной неразберихой.
В то же время греческая столица научила нас радоваться малому. Тому, что к началу Игр стадионы и бассейны все-таки были достроены, олимпийский транспорт худо-бедно ходил по расписанию и ни одно мероприятие в итоге не было сорвано.
По сравнению со своими предшественниками итальянцы уже сейчас выглядят блестяще. В серию "предолимпийских недель" во второй половине января вошли сразу несколько крупных турниров: чемпионаты Европы по шорт-треку и фигурному катанию на олимпийском стадионе Турина Palavela, этапы Кубка мира по лыжам и бобслею в Праджелато и Чезане.
За неделю до начала бобслейных тестовых испытаний олимпийской трассы в Италии открылся новый скоростной автобан. Большинству иностранных бобслеистов воспользоваться им на пути в Чезану не довелось: из миланского аэропорта до места соревнований они добирались "огородами" - узенькими деревенскими дорогами, потратив на это несколько часов. Корреспондентам "СЭ" повезло больше. Чтобы преодолеть 90-километровый отрезок от Турина до Ульса (эта трасса и свяжет через год два основных олимпийских ядра), нам потребовалось меньше часа времени и порядка 10 евро - плата за проезд по автобану.
Главная проблема, которая очевидна уже сейчас, - жилье. Ульс - городок небольшой и относительно далекий от лыжно-бобслейно-биатлонных стадионов. Чезана, расположенная в нескольких километрах от санно-бобслейной трассы, и того меньше: пяток гостиниц, спортивный магазин и подъемник, у которого оргкомитет этапа Кубка мира по бобслею настоятельно рекомендовал оставлять машины всем приехавшим журналистам и зрителям, чтобы не создавать автотолчею на горе у стадиона. Проезд на подъемнике - по билетам или аккредитациям. На каждом шагу наряду с плакатами, напоминающими о будущих Играх, призывы к местным жителям сдать свои дома внаем на время олимпийских соревнований.
Еще 20 километров горной дороги отделяют Чезану от Сестриере, где разместится вторая по величине после туринской Олимпийская деревня. Она уже частично функционирует - в одном из гостиничных корпусов размещались участники, в том числе и российские, лыжного Кубка мира. Лыжный стадион - в 10 минутах езды.
Трасса была построена год назад, и тогда хозяева услышали массу нареканий по поводу ее рельефа от спортсменов и тренеров: слишком крутые подъемы. Пожелания были учтены - рельеф теперь заметно интереснее, хотя, по отзывам лыжников, легче бежать не стало.
Итальянцы меньше всего ожидали того, что в середине зимы на олимпийских аренах не окажется снега. Но вышло именно так. Вплоть до первого дня соревнований снежные пушки работали круглосуточно. Толщина получившейся в результате снежной подушки всех успокоила: какие бы сюрпризы ни подбросила погода через год, проблем со снегом в Италии не будет.
Бобслеистам в этом отношении повезло меньше. Отделка бетонного желоба трассы велась даже во время последних тренировок, цементная пыль непрерывно висела в воздухе, перемешиваясь с водой и снегом и оседая на ледяном покрытии. Пробравшиеся на стадион автомобили имели столь зачумленный вид, какого не встретишь даже в российской глубинке. Но и это предприимчивые итальянцы постарались компенсировать. Специальный пресс-релиз изобиловал искренними извинениями, а многочисленные волонтеры мгновенно выполняли любые просьбы и пожелания заезжих гостей.
- Технические результаты? Пожалуйста! Машину, чтобы проехать два километра по раскисшей дороге до старта? Нет проблем! Кофе? Вот термос. А еще печенье, бутерброды и шоколад. А может, хотите подогретого вина?
Ну и как после всего этого не расплываться в ответных улыбках?
- Вам действительно нравится? - пытал нас пожилой волонтер в Праджелато. - Мы, поверьте, очень стараемся. Говорят, правда, что многие недовольны: слишком, мол, далеко друг от друга олимпийские объекты.
Успокоив старика рассказами о том, как много времени занимали переезды с арены на арену в Лиллехаммере, Нагано и Солт-Лейк-Сити, мы направились в Турин.
Чемпионат Европы по шорт-треку, который как бы предварял турнир фигуристов, по организации и посещаемости оказался настолько успешным, что стало понятно: со вторым чемпионатом проблем тоже не будет.
Они все-таки были, но несколько иного характера: для поклонников фигурного катания олимпийская Palavela оказалась явно маловата. Из 10 тысяч мест четверть отдали представителям прессы, еще столько же - официальным лицам и участникам. Так что попасть на олимпийский турнир по этому виду спорта сумеют лишь избранные счастливчики. Причем за немереные деньги.
Работа волонтеров и всех операционных систем оказалась не менее четкой, чем в Чезане и Праджелато. Но зато выяснилось, что перекусить в перерыве между соревнованиями совершенно негде. Все рестораны и кафе в окрестностях катка закрывались на перерыв с двух часов дня до семи вечера, а в кафетерии главного пресс-центра можно было за 1 евро разжиться крохотным стаканчиком кофе или чая, а за 5 - тарелкой жуткого малосъедобного месива из чечевицы или остывшей пиццей.
Впрочем, воспоминания о Турине в целом остались совсем неплохими. Четыре золотые медали, завоеванные российскими фигуристами, полностью нейтрализовали раздражение по поводу недостроенных городских дорог, из-за чего путь на каток занимал больше получаса, пробок, в которых то и дело надолго застревали автобусы, промозглой не по-зимнему погоды. Наверняка и через год определяющими окажутся не мелкие неурядицы, а успехи российских олимпийцев, в которые нам бы очень хотелось верить.
Турин - Москва
Это лишь некоторые впечатления от предолимпийского Турина и его окрестностей. Более подробно - в приложении к "СЭ" "Олимпийское обозрение", которое выйдет через неделю, 17 февраля.