Газета Спорт-Экспресс № 31 (3709) от 11 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 февраля 2005 | Футбол - Чемпионат Европы

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

EURO-2004

НАЗАД В БУДУЩЕЕ?

ЭКСПЕРТИЗА-2. В номере 114 за прошлый год мы рассказали о том, что отметили для себя эксперты УЕФА в игре каждой из 16 сборных, выступавших на Еurо-2004. Теперь, как и обещали, предлагаем вниманию читателей ту часть доклада технической группы УЕФА, где его авторы - восемь авторитетнейших специалистов из разных стран - изложили свое видение общих тенденций, проявившихся на полях Португалии.

Материалы доклада приводятся с незначительными сокращениями.

ЗОННАЯ ЗАЩИТА И КАК С НЕЙ БОРОТЬСЯ

На Euro-2004 команды не слишком тратили силы на то, чтобы прессинговать соперников на чужой половине поля. Как правило, прессинг применялся только к игроку, владеющему мячом, с тем чтобы помешать ему поднять голову и сделать точный первый пас. Остальные игроки команды, потерявшей мяч, в это время старались как можно быстрее отойти на свою половину. В результате там выстраивался оборонительный блок, насчитывавший до десяти футболистов, которые располагались на узкой полосе между средней линией и линией штрафной. Блок был подвижным: он мог смещаться в ту или иную сторону в зависимости от того, куда направлялся мяч. И поскольку игрок, владеющий мячом, попадал под опеку, подчас двойную, и развивать атаку с помощью коротких передач возможности не видел, нередко ему ничего не оставалось делать, кроме как перевести мяч на противоположный фланг или отдать назад, после чего все начиналось с начала.

Некоторые сборные, в частности голландская, отодвигали свои оборонительные построения подальше от ворот, располагаясь на еще более узкой полосе при том, что их вратарь был готов в любой момент выйти вперед и исполнить роль либеро. В результате соперникам приходилось заботиться еще и о том, как бы не оказаться в офсайде. Словом, искусство коллективной обороны доведено до уровня, при котором атакующей команде становится крайне трудно создавать себе голевые шансы. Более того, ощущение собственного бессилия способно подвигнуть ее на рискованные решения. И этим могут воспользоваться соперники, нацеленные не столько на единоборства и подкаты, сколько на перехват мяча с последующим молниеносным контрударом.

Естественно, команды, уступавшие по ходу матча в счете, могли вместо массированного отхода на свою половину прессинговать соперника на чужой. Но чаще всего на пути атакующей команды все же оказывался незыблемый, труднопреодолимый защитный блок. В этих условиях развивать наступление по центру становилось задачей крайне сложной, о чем говорит и статистика: за весь турнир только 5 голов были забиты в результате двух-, трех или четырехходовых комбинаций через центр.

Как преодолевать плотный блок, выстраиваемый на пути атакующих при современной зонной защите? На Euro-2004 для этого применялось несколько методов.

1. Преодолеть блок трудно, но можно нанести удар до того, как соперник успел его выстроить. Классический вариант: вратарь или защитник, перехватив мяч, немедленно длинным пасом направляет его вперед, где поджидают один или два форварда. Перед ними - минимум защитников и максимум пространства. Именно таким образом латыши использовали скоростные качества Мариса Верпаковского, голландцы нередко выбирали кратчайший путь развития атаки - от Ван дер Сара напрямую на Руда Ван Нистелроя, а англичане открыли счет (Майкл Оуэн) в четвертьфинале с португальцами.

2. Коллективная контратака в Португалии тоже приносила плоды. Перехват мяча в середине поля служил сигналом, по которому группа игроков устремлялась вперед, организуя атакующую комбинацию, прежде чем соперники успевали отойти и выстроить оборонительные порядки. Так нередко действовали португальцы, ведомые Луишем Фигу и Деку, так были забиты некоторые голы чеха Милана Бароша, наконец, именно за счет первоклассных коллективных контратак шведы разгромили болгар.

3. Необходимость преодоления оборонительных блоков возродила роль фланговых атак. При этом вовсе не подразумевается обязательное наличие в составе "штатных" краев, хотя в таких сборных, как португальская, датская или голландская, они и присутствовали. Остальные предпочитали действовать на флангах силами полузащитников или крайних защитников, пусть это и не всегда приносило успех. Так, одной из задач Дэвида Бекхэма в игре с французами было противодействие фланговым проходам Бишенте Лизаразу, при этом ядро английского блока оставалось незыблемым. Некоторые использовали комбинированную методику: крайние игроки уводили защитников соперника из своей зоны, освобождая пространство для партнеров - так, например, действовали голландец Джованни ван Бронкхорст на левом фланге или португалец Мигел на правом.

4. Когда комбинационная игра не приносит успеха, взлом неприятельских запоров может оказаться по плечу солистам. Мастера дриблинга вроде Тьерри Анри, Уэйна Руни, Павла Недведа, Деку или Луиша Фигу в состоянии расшатать любой оборонительный блок.

5. Еще один вариант продолжения атаки - дальний удар. Йон Даль Томассон (Дания - Швеция), Уэйн Руни (Англия - Хорватия), Михаэль Баллак (Германия - Чехия), Георгиос Карагунис (Греция - Португалия), Нуну Гомеш (Португалия - Испания), Руй Кошта (Португалия - Англия) наглядно подтвердили: для того чтобы забить, не обязательно заглянуть в глаза вратарю.

6. Наконец, если блок невозможно разрушить, его можно перебросить. Прежде всего, естественно, при исполнении стандартных положений, из которых на турнире было забито 30 процентов голов. Но и с игры проблему может решить длинный пас за головы соперников, что не раз демонстрировали португальцы и голландцы.

Euro-2004 показал: командам, исповедующим неспешное развитие атаки, розыгрыш мяча, комбинационную игру, преодолеть современные защитные построения крайне непросто, особенно если их плеймейкер не успевает быстро начать атаку. Судя по всему, в обозримом будущем оборонительные блоки никуда не денутся - значит, тренерам и футболистам необходимо изобретать пути их преодоления.

КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ

Один из главных вопросов, возникших на Euro-2004, заключается в следующем: побудит ли греческий успех тренеров других команд вернуться к персональной опеке? Прежде всего следует отметить, что дело не в ней самой: чтобы система работала, как надо, необходим ряд дополнительных факторов. Для того чтобы проект Отто Рехагеля воплотился в жизнь, от игроков требовались железная дисциплина, стопроцентная концентрация и боевой дух, а от тренера - ясные и точные тактические указания. Так что отдать немецкому специалисту должное следует прежде всего за то, что он сумел объединить все эти факторы, помножив их на высокую мотивацию, возраставшую по мере приближения команды к вершине.

Рехагель покопался в записных книжках, накопленных им за время работы в бундеслиге, и извлек оттуда систему, оптимально отвечавшую возможностям его игроков. На деле она была смешанной. Нападающие и другие ключевые исполнители соперников - такие как Деку или Павел Недвед - действительно брались под плотную персональную опеку. Остальных греки встречали в зонах и после этого сопровождали персонально до того момента, пока атака не прерывалась. Если, например, для этого Константиносу Кацуранису требовалось, встретив Владимира Шмицера в центре поля, следовать за ним с одного фланга на другой, так он и поступал. Когда соперник наседал, указания тренера греков состояли в том, чтобы плотнее играть со "своим" игроком, а не передавать его партнеру, в чью зону он перемещался.

Система не нова - так почему же она работала столь успешно? Дело в том, что не нова она для футбола в целом, а вот для соперников греческой сборной оказалась новинкой.

Некоторые из них не только так и не смогли найти противоядия, но в итоге и облегчали жизнь грекам.

Более того, не справлялись соперники и с греческими контратаками. Дело в том, что, следуя за "своими" игроками, греки нередко в момент перехода в атаку оказывались на самых неожиданных позициях. И ставили в тупик оппонентов, перед которыми внезапно появлялся совсем не тот, кого они ожидали увидеть в своей зоне.

Недостаток персональной опеки обычно видят в том, что она позволяет сопернику влиять на расстановку вашей обороны. Нападающие могут уводить за собой защитников туда, куда считают нужным. Но на Euro-2004 соперники греков чаще всего действовали слишком статично, что было только на руку команде Рехагеля. Если хочешь расшатать оборону, построенную на "персоналке", требуются мобильность и высокий темп продвижения вперед, чем могли похвастаться далеко не все. Неплохие способы преодоления такой обороны - фланговые атаки и сольные прорывы из глубины. Но в полуфинале грекам помогла травма Недведа, в финале они сумели связать по рукам и ногам Фигу и Криштиану Роналду, и в результате этим оружием соперники воспользоваться так и не смогли.

Мало кто, играя с греками, прибегал и к иным известным противоядиям. Игра в "стенку", способная создать проблемы персональщикам, применялась редко. А такой прием, как "скрещивание", не использовался вообще. Что и неудивительно: это ведь во времена повсеместной "персоналки" он был нормой. Теперь же "скрещивание" - нечто из разряда вымерших ремесел, футболисты ему почти не учатся, о чем, несомненно, был прекрасно осведомлен Отто Рехагель.

Иными словами, главный сюрприз греков заключался в том, что они повернули вспять футбольные часы, возродив забытое. Впору задаться вопросом: не указал ли нам Отто Рехагель путь "назад в будущее"?

СКОРОСТЬ ПЛЮС ТЕХНИКА

Несмотря на жаркую погоду, матчи турнира отличались высокими темпом и интенсивностью, сравнимыми, например, с тем, что мы привыкли видеть в играх Лиги чемпионов. По мнению технической группы УЕФА, техника в подготовке футболистов по-прежнему остается приоритетом, но в наши дни она непременно должна сочетаться со скоростными качествами.

Многие команды в Португалии демонстрировали игру в высоком темпе, успевая прессинговать соперника, владеющего мячом, быстро отходить назад, выстраивая защитные порядки, мгновенно переходить в контрнаступление. Передачи, во избежание перехватов, исполняются достаточно жестко, что требует от партнеров умения технично принимать и обрабатывать мяч на скорости. Словом, турнир подтвердил важность технических навыков, но со всей очевидностью показал, что для успеха на высшем уровне их недостаточно.

Вот мнение доктора Йенса Бангсбо, который сочетает тренерскую практику с преподаванием в Копенгагенском университете: "Футбол - не наука, но наука способна повысить уровень футбола. В программах тренировок, несомненно, должны быть упражнения на выносливость, силу и гибкость, но не менее важна работа над скоростными качествами - особенно при движении с мячом". Йенс был в Португалии в качестве тренера по физподготовке сборной Дании, и по ее игре было видно, что привлечение высококвалифицированного специалиста в этой области не прошло для команды даром.

То же самое можно сказать и о другом специалисте аналогичного профиля. Пол Балсом отвечал за физическую подготовку в сборной Швеции. И как команда в целом, так и все ее игроки продемонстрировали в Португалии очень высокий уровень готовности. Несмотря на далеко не скандинавскую жару на "Алгарве", где шведы играли в 1/4 финала с голландцами, они и в дополнительные 30 минут не выглядели уставшими.

В штабах большинства сборных на Euro-2004 имелись специалисты по физподготовке. На турнире был сделан и еще один шаг к признанию того, что сегодня все чаще на первый план в подготовке команд выходит работа по индивидуальным, а не коллективным программам: по меньшей мере в одной из сборных игрокам разрешили привезти в Португалию личных тренеров по физподготовке. Если так пойдет и дальше, главным тренерам сборных будет о чем задуматься.

СХЕМЫ И СТИЛИ

Такие команды, как Греция, Дания, Швеция, Англия и Чехия, на протяжении всего турнира сохраняли верность одному стилю игры. Но команд, которые действовали по неизменной схеме, было куда меньше. Так, например, играла Голландия: замены игроков могли менять лицо и образ действия команды, но ее структура в целом оставалась незыблемой. То же самое можно сказать об Испании или Чехии, хотя в этих сборных система игры несколько менялась в зависимости от присутствия или отсутствия на поле Хуана Карлоса Валерона и Павла Недведа.

Остальные были более изменчивыми. Так, при всей приверженности греков определенному стилю игры их схема была гибкой и во многом зависела от соперника. Португальцы придерживались одного и того же построения в обороне, а вот в средней линии и атаке были готовы идти на перемены - вплоть до того, чтобы перевести Деку в правые защитники. Чехи произвели подобную перестановку полчаса спустя после начала игры с голландцами: Карел Поборски был отодвинут на правый фланг обороны, освободив место в центре полузащиты для Павла Недведа.

Тренер может придать своей схеме гибкость с помощью замен или позиционных перестановок в зависимости от характеристик игроков. Но в том случае, когда он делает ставку на неизменную схему, ему необходимо иметь возможность производить равноценные замены на любой позиции.

ЛОМКА РИТМА

Навязывать свою игру или нет? Некоторые сборные - такие как Греция или Латвия - вовсе не стремились это делать, но большинство команд выходили на поле с твердым намерением диктовать ритм игры. Мало кому, однако, это удавалось на всем протяжении встречи. В большинстве матчей соперники вели игру попеременно. Навязывать свою игру неплохо удавалось англичанам, голландцам и португальцам.

Как правило, давлению соперника противопоставлялась ломка ритма игры с целью перехватить инициативу. Один из способов сделать это - постараться разбить игру на эпизоды. Делалось это по-разному. Например, с помощью замен, далеко не всегда продиктованных тактической необходимостью. Или преднамеренным выбиванием мяча за пределы поля. И, конечно, трудно поддерживать непрерывное давление на соперника, когда игра то и дело прерывается из-за нарушений. К тому же постоянные остановки встречи нервируют игроков, вынуждая их чаще ошибаться. К счастью, подобные сомнительные приемы в Португалии не были повсеместными. Многие команды предпочитали лишать соперника преимущества, навязывая ему свою игру, и поэтому на турнире было так много матчей, в которых роль ведущего переходила от одной стороны к другой все 90 минут.

"СВОБОДНЫЕ РАДИКАЛЫ"

Хотя тактическая и позиционная дисциплина была одной из отличительных черт турнира, Euro-2004 продемонстрировал и важность в современном футболе так называемых "свободных радикалов" - игроков, которым предоставляется больше свободы на поле и которые вносят в игру команды элемент импровизации, подчас способный оказаться решающим. Роль такого игрока не менее значительна, чем традиционного диспетчера, который ведет игру в середине поля. "Свободный радикал" маневрирует в поисках брешей между средней линией соперника и его обороной. От его способности находить и использовать их нередко зависит успех команды, но если он не в лучшей форме, полагаться на его индивидуальные качества может оказаться рискованным.

Соперники, естественно, стараются помешать такому игроку проявить его лучшие качества. Методы для этого в Португалии применялись разные. Простейшее противоядие - персональная опека. Но некоторые команды к нему не прибегали - они стремились не прикрыть импровизатора, а, напротив, перекрыть пути, по которым его снабжали мячами партнеры. Иные, в частности голландцы, выстраивали оборонительные порядки на дальних подступах к своей штрафной и тем самым практически не оставляли между линиями пространства, в котором мог бы действовать "свободный радикал".

МОМЕНТЫ ИСТИНЫ

Как для игроков, так и для арбитров в современном футболе все зависит от способности принимать мгновенные решения. У тренеров времени на обдумывание решения теоретически больше. Иньяки Саес переломил ход игры сборной Испании против России, выпустив на поле Хуана Карлоса Валерона. Карел Брюкнер сделал то же самое в матче Чехия - Голландия, произведя тактические перестановки после первого получаса встречи. Луиз Фелипе Сколари с помощью замен заложил основы для победы португальцев над англичанами, хотя исход четвертьфинала в итоге и решился в серии пенальти.

Продолжение - стр. 11