ФУТБОЛ |
КУБОК УЕФА |
До матча ЦСКА - "БЕНФИКА" - 2 дня |
Элвер РАХИМИЧ
ЛИГА ЧЕМПИОНОВ НАС СИЛЬНО ИЗМЕНИЛА
Андрей АНФИНОГЕНТОВ |
из Краснодара |
Двери номеров краснодарской базы, где сейчас квартирует ЦСКА, - аккуратные таблички с фамилиями игроков красно-синих. Сразу ясно, кто где живет. Удобно. "Один дома" только Ивица Олич - его потенциальный сосед, Осмар Феррейра, травмирован и на сбор не приехал. Когда хорватскому форварду одному скучно, маленькая балканская диаспора стихийно образуется в номере Элвера Рахимича, который после отъезда в Париж Сергея Семака превратился в главного старожила команды. Два хорвата, Олич с Красичем, и босниец Рахимич вместе читают, например, прессу. Газеты и журналы на сербско-хорватском привез Красич, уезжавший с израильского сбора в молодежную сборную своей страны.
"СПОРТ-ЭКСПРЕСС" В ОРИГИНАЛЕ
-Подозреваю, что Олич или Вагнер Лав "СЭ" в подлиннике не прочтут. О том, что пишут о них российские журналисты, узнают с помощью переводчика или партнеров. А вы можете читать нашу прессу сами?
- Да. Свободно читаю ваши газеты. Давно все понимаю.
-Можете навскидку сказать, сколько лет вы уже играете у нас в стране?
- Этот сезон - седьмой.
-Когда уезжали в Россию, могли представить, что задержитесь здесь так надолго?
- Я думал так: получу работу, отыграю пару лет, заработаю и уеду куда-нибудь в Европу. Но так сложилось, что пришлось задержаться. (Улыбается.)
-Можете представить себя жителем Москвы и после окончания карьеры? Скажем, владельцем ресторана балканской кухни или бизнесменом, который для продажи в Боснии покупает в Махачкале икру, а в Томске - лес?
- Нет. Жить я буду либо в Германии, где родились моя жена и ребенок, либо в Боснии. Там моя родина, а городок, где я вырос, по-прежнему лучшее место на земле. Но, скорее всего, придется жить на две страны.
-Где сейчас ваш дом?
- Квартира, не дом. В Москве, на Хорошевке. Жена порой уезжает к родителям. Они живут в Германии уже тридцать лет.
ФУТБОЛИСТ НЕ ДЛЯ СБОРНОЙ
-Вы можете сказать, что хорошо знаете российскую столицу?
- Центр - очень неплохо. С остальными районами дела обстоят похуже, но едва ли заблужусь и там. В принципе я за три с половиной года Москву изучил неплохо.
-Если вам сейчас предложат хороший контракт в греческом или турецком клубе, в Германии или Австрии, согласитесь?
- В Турцию или Грецию не поеду. Там чемпионаты не сильнее российского. В Австрии уже играл, возвращаться туда не спешу. Я уезжать вообще не собираюсь, но, если позовут, можно и подумать. Людям свойственно иногда что-то менять в жизни. Мне для перемен необходимо стоящее предложение из Европы. Немецкая бундеслига, скажем, вполне бы устроила.
-Вы в курсе, что после ухода Семака по стажу выступления за ЦСКА вам в нынешней команде нет равных?
- Есть, зря вы так. Лайзанс тоже давно в команде. Мы вместе пришли - летом 2001-го. Еще Садырин работал. Остальных собрал Газзаев.
-Вы стабильный игрок команды, которая на виду в России, играет в еврокубках. Почему вас не приглашают в сборную?
- Там слишком своеобразная система отношений. Игрокам, которые играют в боснийском чемпионате, люди из федерации предлагают заключить соглашение. По сути, речь идет об агентских услугах. Мы, мол, тебя вызываем в сборную, "засвечиваем" в Европе, а потом, если находится покупатель, получаем свой процент. Я в свое время отказался. Мне эти игры неинтересны. С тех пор не зовут, да и сам не рвусь.
ХОРОШАЯ НОВОСТЬ
-В российской премьер-лиге с этого сезона ввели лимит на иностранцев. Не боитесь стать его жертвой?
- Нет. Если честно, я до сих пор не в курсе, каким именно будет лимит.
-Вы серьезно?
- Да. Ребята рассказали, что футболист, отыгравший в своей сборной больше десяти матчей, легионером не считается. Но мне какая разница - я в сборной не играю. Говорили еще о каких-то правилах, но я не вникал.
-Спешу вас обрадовать: вы не попадаете под лимит из-за особого пункта регламента. Иностранцы, заключившие контракты в России до 2002 года и не менявшие с тех пор клубы, легионерами считаться не будут. Это как раз о вас.
- Хорошая новость. Значит, в России ценят преданность клубу.
-В ЦСКА вы переходили из "Анжи" вместе с Предрагом Ранджеловичем. Не в курсе, где он сейчас играет?
- Не играет, лечится дома. До Нового года был в Греции, в клубе первого дивизиона. Получил травму, уехал к себе и, кажется, сменил номер мобильного телефона. В этом году мы еще не общались. А так постоянно были на связи. Хороший парень.
-У него, однако, карьера в России толком не сложилась, хотя надежды Предраг подавал большие. Вы - иное дело. Рахимичу никто и никогда не сулил заоблачных перспектив, но сегодня именно вас считают самым стабильным игроком армейцев. Играете себе и играете. Без особых взлетов и без явных спадов. В чем секрет?
- В том, что я привык стабильно делать свою работу и не подводить партнеров и тренера. Я не пытаюсь кого-то удивить, а просто показываю на поле все, что умею, выполняя задачи, которые мне обозначают.
НОЛЬ ЛУЧШЕ ТРОЙКИ
-Вы опорный хавбек. Чего больше в вашей работе - созидательного начала или разрушительного?
- Уточню: я один из двух опорных хавов ЦСКА. Второй - Алдонин. Мы оба разрушаем. Хотя я занят этой работой чуть больше и даже располагаюсь немного ближе к игрокам обороны. Порой даже играю на месте защитника.
-Есть мнение, что игру в обороне наладить сложнее, чем в атаке. Вы сами как думаете?
- В этом есть доля истины. Любой команде проще играть, когда у своих ворот все стабильно и надежно.
-Какой счет больше устроит ЦСКА в Краснодаре - 3:1 или 1:0?
- Мне 1:0 нравится больше. Не пропустить, на мой взгляд, для нас куда важнее, чем много забить.
-Почему?
- Гол в гостях, особенно во втором матче, - это как два. Лучше ехать в Лиссабон, имея мизерную, но фору - сухие ворота в домашней встрече. Думаю, в Португалии наши форварды забьют обязательно. Мы неплохо контратакуем - в Париже это все видели.
-Долго переживали, что не сумели выйти в плей-офф Лиги чемпионов?
- Нет. Пару часов, не больше.
-Почему?
- Сил не было. Сезон был настолько долгим, что после победы над "ПСЖ" хотелось одного - немного отдохнуть. К тому же мы выиграли в Париже, показав хороший футбол. Ребята уходили в отпуск с чистым сердцем. Сделали почти все, что могли.
-А что кроется за словом "почти"?
- Потери очков в домашних матчах с "Челси" и "Порту". Счет мог быть иным. Не хватило везения, концентрации, спокойствия, опыта.
-Упущенное на финише золото российского чемпионата вспоминаете?
- (После паузы.) Иногда. Устали мы тогда, вымотались. Травмы пошли. Да и сами виноваты. Ладно, что теперь горевать? Жизнь продолжается.
-И у вас с партнерами еще будет шанс выиграть российский чемпионат. Не так ли?
- Да. Правда, с каждым годом сделать это все сложнее. В этом сезоне команд пять как минимум будут претендовать на победу, и семь-восемь - на медали.
-В претенденты на чемпионство кого запишете?
- Нас, "Локо", "Спартак", "Зенит", "Крылья". Может быть, еще "Динамо". Пишут о нем много, состав меняется, сильные игроки... Да вы сами все знаете лучше меня. Еще "Сатурн" есть, "Торпедо". Да везде будет трудно. Во втором туре, например, играем в Томске. Я помню, как там болеют: играл с "Анжи". Мороз, поле - шансы уравняются. К тому же сегодня в России любая команда премьер-лиги представляет собой серьезную силу.
НОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
-Вернемся к игре с "Бенфикой". Вы знаете, кто именно будет вашим визави в четверг?
- Нет. У нас пока не было теоретических занятий, где бы детально разбиралась игра соперника.
-А какие два слова сразу приходят вам на ум, едва речь заходит об этой команде?
- Трапаттони и Симау. Великий тренер и талантливый игрок. Еще, кажется, там Нуну Гомеш играет, тоже очень сильный футболист. Или я с Гомешем ошибаюсь? Если честно, сведения о португальцах у меня довольно скудные.
-У меня после общения с игроками ЦСКА возникает чувство, что вам по большому счету все равно с кем соперничать. Именами будущих соперников вы не слишком озабочены. Я прав?
- Да. Какая разница, кто именно против тебя играет? Тренеры разберут игру соперника, определят тактику, ее нужно будет выполнить. Это гораздо важнее.
-Это вас Лига чемпионов так изменила?
- Да. Мы стали другой командой. Более опытной, знающей себе цену, уверенной в себе. Многое про себя поняли.
-ЦСКА принимает "Бенфику" в Краснодаре. Для вас это плюс или минус?
- В Москве в этом году суровая зима. Улетали, а на термометре - минус 14! Так что у нас не было выбора. Здесь все-таки относительно тепло.
-Но вы где предпочли бы сыграть?
- Лучше, конечно, в Москве. Там мы все знаем, поле "Локомотива" как родное. Это важно. Тут этого маленького плюса у нас нет. Фактически поле для обеих команд нейтральное. Зато у нас будет поддержка людей, которые придут за нас болеть. Я знаю, что на юге России очень любят футбол.
-По Махачкале помните?
- Конечно. Там люди были двенадцатым, а порой тринадцатым игроком "Анжи". Я бы хотел, чтобы в четверг за нас неистово болел весь стадион. Нам это нужно.