БОБСЛЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
СЕРЕБРЯНЫЙ БОБ
Как вчера сообщал "СЭ", в воскресенье в Калгари российская четверка в составе Александра Зубкова, Дмитрия Степушкина, Алексея Селиверстова и Сергея Голубева завоевала серебряные медали.
Сергей БУТОВ |
из Калгари |
ВОПРЕКИ ВСЕМУ
- Смотри-ка, Людерс проигрывает! - вдруг закричал Селиверстов.
- Ну, давай, родной, давай! - расправил плечи Зубков.
- Пожалуйста, проиграй! Ну, пожалуйста! - надрывался Голубев.
И почти сразу - вопли восторга: канадец Пьер Людерс действительно проиграл. Пусть всего три сотых секунды по сумме четырех заездов, но это означало, что в самый последний момент серебряные медали поменяли хозяев. Уплыли к россиянам.
Это надо было видеть: здоровенные парни в сине-красной форме с надписью "Россия" обнимались и скакали, словно дети. Пилот Зубков на радостях совсем неласково трепал разгоняющего Степушкина по затылку и почти кричал: "Что я тебе говорил, а?" Всех четверых переполняли чувства радости и гордости: впервые в истории российский экипаж стал серебряным призером мирового первенства. Причем не благодаря, а вопреки. Вопреки всему.
НЕТ СТАРТА - КУРИ БАМБУК
Говорят, выиграть двойку в бобслее более престижно, нежели четверку. Мол, потехничнее она - и не прощает ошибок на трассе. Но спросите любого зрителя, что интереснее смотреть - соревнования двоек или четверок, и обязательно услышите в ответ: "Конечно, четверок!" Почему? Да потому что интереснее. Когда почти двухметровые мужчины, рыча, разгоняют свой боб, 200 кило металла на коньках, - это настоящее зрелище.
Любой пилот скажет вам, что самое главное в четверках - это старт. Если старта нет, можно смело идти, как говорят сами бобслеисты, курить бамбук. Многим из вас наверняка было любопытно: зачем нужны трое разгоняющих, если они выкладываются только на первых 50 метрах дистанции, а потом не шелохнувшись сидят, пригнувшись в бобе? Да затем, что на этих 50 метрах и решается порой судьба всего заезда.
Каждая "сотка" (то есть сотая секунды) отставания на старте, будьте уверены, трансформируется в пять таких же "соток" на финише. А три - в пятнадцать. Простая арифметика.
"ОДНОРУКИЙ" СТЕПУШКИН
Первый день - субботу - зубковская четверка закончила на третьем месте. Наших опережали экипажи немца Ланге и канадца Людерса.
Ланге, поняв, что победа в нынешнем Кубке мира ему никак не светит, взял и снял всех своих основных разгоняющих с последних трех этапов. Пока россияне рвали жилы в Чезане, Санкт-Морице и Лейк-Плэсиде, немцы отдыхали - и целенаправленно готовились к чемпионату мира. Вот потому-то и не стоило удивляться блестящему старту экипажа Ланге в первых двух попытках.
Про Людерса - разговор и вовсе особый. Трасса в Калгари для него домашняя, и знает он ее так, что, кажется, готов проехать здесь с закрытыми глазами. Немудрено, что в каждой попытке канадцу удавалось накатывать на финише. Удивляться нечему. Для него каждый вираж - выученная наизусть книга.
Что же касается наших, то они в первый день лишились своего главного оружия - быстрого разгона. Основная заповедь разгоняющих - действовать синхронно. Тогда вес машины - те самые 200 кило - равномерно распределяется на всех членов экипажа. Но в первом же заезде эта заповедь была нарушена. Замыкающий Степушкин начал движение, боковые разгоняющие запоздали - лишь на какой-то миг, но этого хватило, чтобы все два центнера веса легли на Степушкина.
В итоге - сильное растяжение левого бицепса. А это уже, мягко говоря, большая неприятность. Ведь "однорукий" разгоняющий - это ковбой, врывающийся в салун на Диком Западе с двумя кольтами, один из которых стреляет только холостыми.
ПРЕЗИДЕНТ ВОСХИЩЕН
И тем не менее зубковская четверка все равно оставалась одним из фаворитов. Такого мнения придерживался и глава Международной федерации бобслея и скелетона (FIBT) Роберт Стори, с которым накануне финальных заездов побеседовал корреспондент "СЭ".
- Прогресс русской команды за последние пять лет, не скрою, впечатляет, - признался Стори. - Россия теперь не середняк, а чрезвычайно мощная бобслейная держава. Разумеется, победа в Кубке мира автоматически сделала четверку Зубкова одним из фаворитов в Калгари. При этом особое восхищение вызывает тот факт, что у ваших бобслеистов до сих пор нет своей трассы, а результаты резко идут в гору!
-Есть ли прогресс в переговорах о строительстве трассы в Москве? Ведь в прошлом году вы приезжали в Москву именно с целью обсудить такую возможность, не так ли?
- Мы действительно провели ряд переговоров с московскими властями и министром спорта России, и, на мой взгляд, переговоры эти были весьма плодотворными. Теперь очень многое зависит от работы вашей национальной федерации бобслея.
-Правда ли, что вы готовы отдать Москве право на проведение чемпионата мира 2009 года в том случае, если трасса действительно будет построена?
- В принципе такое решение принимает конгресс FIBT. Но я готов предположить: если будет принято официальное решение о строительстве, шансы российской столицы получить этот чемпионат окажутся очень высокими.
-Каковы ваши впечатления от мирового первенства в Калгари?
- Великолепный турнир! Плотность результатов в соревнованиях двоек у мужчин была высока: за четыре попытки лидеры менялись несколько раз. Что же касается турнира четверок, то конкуренция и вовсе ошеломляющая: сразу пять экипажей имеют равные шансы на победу. В женском бобслее доминируют немки - с этим не поспоришь. Но здесь, в Калгари, как вы сами видели, их превосходство было сведено почти до минимума.
-Скелетон, который также входит в вашу федерацию, пока не является столь же популярным видом спорта, как бобслей. Как сделать его более зрелищным и привлекательным для болельщиков?
- С чего это вы взяли, что скелетону не хватает зрелищности? Телевизионные рейтинги говорят об обратном. К тому же внутри FIBT этот вид спорта развивается даже интенсивнее бобслея. Не забывайте, что скелетон всего лишь раз был представлен на Олимпиадах - три года назад в Солт-Лейк-Сити. Убежден, что уже к Играм-2010 в Ванкувере он наберет и силу, и популярность.
-Раз уж речь зашла об Олимпиадах, хотелось бы узнать ваше мнение о трассе в Чезане, где через год будет разыграно золото Игр.
- Это, поверьте, великолепная трасса. Во время недавнего этапа Кубка мира там было проведено более двух тысяч заездов - и не возникло никаких проблем! Да, это трасса, где нужен очень хороший старт. Но мастерство пилота все же превалирует - если его нет, то вас не спасет и быстрый разгон. Знаю о проблемах, которые возникли у саночников (последний этап Кубка мира в санях, который должен был пройти как раз в Чезане, пришлось отменить: саночники посчитали, что трасса не готова принимать турнир такого ранга и пока опасна для спортсменов. - Прим. С.Б.) , однако не в моей компетенции рассуждать о том, что там действительно произошло.
-Какова ситуация со строительством трассы в Ванкувере?
- Место, где будет расположена трасса, уже выбрано и было одобрено как FIBT, так и FIL (Международной федерацией санного спорта. - Прим. С.Б.) . Строительство начнется нынешним летом. Зная канадцев, могу предположить, что работы будут завершены за год до Олимпиады-2010, а то и за два.
-Какова приблизительная стоимость этой трассы?
- Я пока не видел окончательной сметы, но полагаю, строительство обойдется примерно в 50 миллионов долларов.
-Ну и, наконец, ваш прогноз на соревнования четверок?
- Честно сказать, лично мне все равно, кто победит. Главное то, что за первое место идет настоящая битва.
ИГРА В МОЛЧАНКУ
Перед воскресными заездами нервы у всех были напряжены до предела. Об этом лучше всего свидетельствовала тишина в раздевалке. Бобслеисты словно играли в игру: кто кого перемолчит.
Первым из группы лидеров предстояло стартовать Людерсу. Зрители на трибунах, в основном жители Калгари, начали, как и полагается, рвать глотки: свои на старте! Но было отчетливо видно, что выглядит канадский экипаж как-то вяло. Даже задний разгоняющий Ласселес Браун, который в турнире двоек напоминал рассерженного носорога, теперь скромно переминался с ноги на ногу.
Тем не менее разгон у Людерса оказался приличным - 5,01, трасса была пройдена прекрасно - за 53,25, и канадцы захватили лидерство. Но, как и следовало ожидать, не надолго - пришел черед стартовать экипажу Ланге. 4,98 на старте, а затем и рекорд трассы на финише - 53,16! Стало ясно, что горячих немецких парней уже не остановить.
Ну а что же Зубков? Несмотря на приличный (с поправкой на травму Степушкина) старт - 5,01, российский боб прошел дистанцию на три "сотки" хуже Людерса. Подобраться к канадцу поближе так и не удалось.
Радовало одно - сначала швейцарец Аннен финишировал лишь за 53,36 (на восемь сотых хуже Зубкова), а затем американец Хэйс показал лишь 53,56, и его можно было уже не брать в расчет. Значит, круг претендентов на медали сократился до четырех экипажей.
СЧАСТЛИВЫЙ ГОЛ
Заезд четвертый и финальный. Перед его началом расклад был таков. На четвертом месте шел Аннен, впереди него с отрывом в 11 сотых находился Зубков, который, в свою очередь, проигрывал 13 сотых Людерсу. Лидировал Ланге, который за три заезда "привез" канадцу довольно много - сразу 22 "сотки".
Но настоящая борьба только начиналась. Первый сюрприз преподнес Аннен - он пронесся по трассе, словно на ракете, - 54,39.
Такого поворота нам, конечно, хотелось меньше всего. За бронзу Зубкова в этот момент стало тревожно. Но наши всем назло выдают лучший старт - 5,00 - и проходят трассу просто великолепно - 54,45! Аннен обыгран! И, получается, бронза уже в кармане.
А потом не выдержали нервы у Людерса и его экипажа. Только этим можно объяснить грубейшую ошибку канадских разгоняющих - на большом экране, установленном на финише, было заметно, что они сделали как минимум три лишних шага. Привело это к тому, что выходная скорость у канадского боба оказалась очень низкой, и он стал терять драгоценные доли секунды. Свое преимущество на Зубковым Людерс растерял к восьмому виражу - не помогло и знание трассы. В итоге наших и канадцев разделили всего три "сотки". Это даже не миг, а полмига!
Да, победил Ланге, но он победил предсказуемо. А экипаж Зубкова взял свое серебро чудом. Это было сродни голу, забитому на последней добавленной арбитром минуте. Такой гол в футболе называется золотым. Для Зубкова и его товарищей он стал серебряным. Достойное завершение блестящего сезона.
Александр ЗУБКОВ: "НАМ ПОМОГ СЛУЧАЙ"
- Конечно, мы счастливы, - сиял после финиша Зубков. - Искренне радовались бы и бронзе, а тут - серебро! Круг претендентов на медали был известен заранее: это Людерс, Хэйс, Ланге, Аннен и мы. Многое стало ясно после первого дня - два заезда прилично раскидали экипажи. Зацепиться за второе место, как нам казалось, было нереально. Но помог случай. В Калгари очень коварная стартовая эстакада - ее нужно проходить на автомате. Большая выходная скорость возможна лишь при быстрой и четкой посадке. А ее у канадца как раз и не было.
-Лучшее время в четвертом заезде показал Аннен. Когда он финишировал, не возникло чувства страха за свое третье место?
- Было немного. Я смотрел, как проходили трассу предыдущие экипажи, видел, с каким временем финишировал Хэйс. Конечно, результат Аннена казался по сравнению с ними просто фантастическим. Но мы ведь настраивались бороться не со временем Аннена, а с трассой. Никто не запаниковал - все понимали, что, если пройдем ее чисто, швейцарцу нас не достать.
-А что скажете о Людерсе? Неужели вы верили в то, что удастся отыграть у него 13 сотых?
- Это было почти нереально. Для такой трассы, как в Калгари, 13 сотых - огромное преимущество. Не забывайте о том, что канадец ехал у себя дома, где ему известна каждая кочка, а прохождение каждого виража отработано до автоматизма. Мы, конечно, надеялись хоть немного приблизиться к нему, но чтобы опередить - это уж слишком.
-Ланге действительно оказался здесь выше всех на голову?
- Да. Благодаря невероятно быстрому старту. Причина в том, что после Нового года основные немецкие разгоняющие не участвовали в розыгрыше Кубка мира, а целенаправленно готовились к чемпионату мира.
После финиша тренер сборной Германии подтвердил, что мы уступили Ланге лишь в одном компоненте - в старте. А разве можно было ожидать другого, если мы участвовали во всех семи этапах, а они - только в четырех? С накопившейся за сезон усталостью разогнать машину лучше свеженьких немцев, поверьте, было просто невозможно.
-Вы говорили, что победа в Лейк-Плэсиде далась вам слишком тяжело. Удалось ли восстановиться?
- В принципе да. Несмотря на шестое место в двойках, мы были удовлетворены выступлением. Машина шла, особенно на финише, неплохо, и это поднимало настроение. Появился азарт. К тому же недельный перерыв между турнирами двоек и четверок явно пошел нам на пользу. Первые же тренировочные заезды показали: если ничего не случится, медали мы завоюем.
НА ОТДЫХ - ТРИ НЕДЕЛИ
- Сезон, конечно, выдался на славу, - продолжил Зубков. - Поначалу гнали от себя мысли о том, что мы - лучшие в Кубке мира. После каждого заезда говорили себе, что мы - никто и должны продолжать работать как проклятые.
-Захватив лидерство в общем зачете, вы не упустили его до самого конца. Тяжело ли было привыкнуть к мысли о том, что постоянно надо побеждать?
- Да. Быть в десятке - одно дело, а когда ты каждый раз бьешься за место в тройке - совсем другие ощущения. Здесь очень многое зависит от тренера. Именно он должен придать тебе уверенности. А сам ты постоянно твердишь себе: я обязан бороться за победу, обязан. Даже четвертое место сродни провалу. Только так и вырабатывается психология победителей.
-Как вам удалось сохранять стабильность результатов на протяжении целого сезона? Ведь только однажды - в Чезане - вы оказались за пределами призовой тройки.
- Благодаря качественной летней подготовке. Кроме того, мы хорошо "вкатились" в сезон - бобслеистам необходимо сделать порядка ста заездов непосредственно перед началом стартов.
-Можете назвать ключевой момент этой зимы, когда вы поняли, что реально способны замахнуться и на Кубок мира?
- Пожалуй, такой момент наступил на третьем этапе - в австрийском Иглсе. Во-первых, мы там одержали первую в карьере победу. А во-вторых, поняли, что наши успехи отнюдь не случайны.
-Логично предположить, что именно гонка в Иглсе принесла наибольшее удовлетворение?
- Без сомнений. Тогда отлично сработала вся команда. Мы улучшили рекорд трассы - и победили с большим отрывом. С таким отрывом прежде выигрывали только немцы.
-Насколько велик вклад разгоняющих в общее дело?
- Пилот чувствует огромный прилив уверенности, если знает, что у него за спиной сидят самые быстрые в мире парни, которые разогнали боб по высшему разряду, а сейчас, на трассе, составляют с тобой единое целое, вовремя перекладываясь на виражах.
-Сколько намерены отдыхать после сезона?
- От силы три недели. Больше отдыхать - себе дороже, ведь следующий сезон - олимпийский. И мы обязаны встретить его во всеоружии. Пока же просто хочется побыть с семьей, отдохнуть от всех проблем, зарядиться энергией.
-Вы женаты?
- Да, причем давно. Супругу зовут Татьяной. Две дочки. Старшей - Лизе - девять лет. Младшенькой - Милане - два годика.
-Лиза уже понимает, чем занимается папа?
- Еще как. Смотрит все трансляции, ничего не пропуская. Да что там Лиза! Младшая, едва услышав официальную музыкальную заставку Кубка мира, несется сломя голову к экрану: "Папу показывают!"
-Не боитесь нагоняя от дочерей за то, что завоевали "всего лишь" серебро?
- (Смеется.) Да нет. Они у меня умницы - понимают, что любой медалью надо гордиться.
Чемпионат мира. Калгари (Канада). 27 февраля. Четверки. 1. Андре Ланге/Рене Хоппе/Кевин Кушке/Мартин Пуце (Германия-1) - 3.34,53. 2. Александр ЗУБКОВ/Сергей ГОЛУБЕВ/Алексей СЕЛИВЕРСТОВ/Дмитрий СТЕПУШКИН (Россия-1) - 3.34,83. 3. Пьер Людерс/Кен Котик/Морган Александер/Ласселес Браун (Канада-1) - 3.34,86. 4. Мартин Аннен/Анди Геес/Беат Хефти/Седрик Гранд (Швейцария-1) - 3.34,88. 5. Тодд Хэйс/Павле Йованович/Билл Шаффенауэр/Стив Меслер (США-1) - 3.35,45. 6. Ральф Рюгг/Домас Лампартер/Кристиан Эбли/Эльмар Шауфелбергер (Швейцария-2) - 3.35,85 (53,60 + 54,10 + 53,60 + 54,55)... 10. Евгений ПОПОВ/Петр МАКАРЧУК/Филипп ЕГОРОВ/Алексей АНДРЫНИН (Россия-2) - 3.36,59 (53,83 + 54,15 + 53,98 + 54,63).
ЧЕТВЕРКИ |
Пилот | 1-й заезд | 2-й заезд | 3-й заезд | 4-й заезд | Итог | ||||
Р* | Ф | Р | Ф | Р | Ф | Р | Ф | ||
1. ЛАНГЕ | 4,96 | 53,21 (1**) | 4,97 | 53,66 (1) | 4,98 | 53,16 (1) | 4,99 | 54,50 (3) | 3.34,53 |
2. ЗУБКОВ | 5,01 | 53,34 (3) | 5,01 | 53,76 (2) | 5,01 | 53,28 (3) | 5,00 | 54,45 (2) | 3.34,83 |
3. ЛЮДЕРС | 5,00 | 53,24 (2) | 4,99 | 53,76 (2) | 5,01 | 53,25 (2) | 5,02 | 54,61 (7) | 3.34,86 |
4. АННЕН | 4,99 | 53,37 (4) | 5,00 | 53,76 (2) | 5,00 | 53,36 (4) | 4,99 | 54,39 (1) | 3.34,88 |
5. ХЭЙС | 5,04 | 53,45 (5) | 5,03 | 53,91 (5) | 5,06 | 53,56 (5) | 5,07 | 54,53 (4) | 3.35,45 |
* Р - разгон, Ф - финиш. ** Место.