ТЕННИС |
МНЕНИЕ МЕНЕДЖЕРА |
Дмитрий ВИХАРЕВ: "БЫТЬ РЯДОМ С УСПЕХОМ - УЖЕ НЕМАЛО"
Вице-президент Федерации тенниса России Дмитрий Вихарев тоже в особом представлении не нуждается. Тренер по образованию, он уже давно занимается теннисным менеджментом. Сейчас один из основателей турнира St. Petersburg Open и генеральный директор "Русского Кубка" работает над реализацией проекта централизованной подготовки профессиональных теннисистов Team Russia.
- В первую очередь росту наших теннисистов мешает отсутствие возможностей для раскрытия своего потенциала начиная с детского возраста, - считает Вихарев. - Это и побудило нас разработать проект Team Russia. Ничего принципиально нового мы не изобрели, так как отечественная тренерская методика - одна из лучших в мире. К тому же у русского тренера - особая ментальность. Даже если ему порой не хватает знаний, он компенсирует это тем, что относится к своему ученику как к родному, полностью вкладывается в него. Однако банальная нехватка денег тормозит процесс роста игрока. Если раньше молодой человек, выступавший, скажем, за "Динамо" или ЦСКА, всегда был под присмотром наставников, работавших, как правило, в ведомственной системе, то сейчас ситуация в корне иная. Тем не менее, предлагая системный подход к подготовке, мы очень часто сталкиваемся с недопониманием.
-Почему?
- Наши тренеры, среди которых много настоящих профессионалов своего дела, настолько отвыкли от внимания к своим проблемам, что рассчитывают в основном только на себя. Они рассуждают примерно так: "Team Russia - хорошая идея, но лучше вы мне просто денег дайте и не мешайте - я сам воспитаю игрока". Конечно, теннис - индивидуальный вид спорта, но если каждый возделывает свою грядку на общем поле, не подпуская к ней администраторов, научных работников, это неправильно. Да, федерация несет определенную ответственность за сложившуюся ситуацию. Например, тренеры, ученики которых играют в национальной юниорской команде, не получают дополнительных бонусов. Но все равно каждый должен заниматься своим делом. Талантливый тренер редко бывает хорошим менеджером. Я уже не говорю о тех профанах-неучах, которые, представляясь классными специалистами, находят себе игроков. Это, по-моему, просто трагедия российского тенниса. Есть и другая немаловажная проблема: околотеннисные круги убаюканы успехами наших звезд.
-Что вы имеете в виду?
- Многие бизнесмены, когда им говоришь, что мы, мол, запускаем фабрику супертеннисистов, отвечают: "А зачем? Ведь у нас и так все хорошо. Кубок Дэвиса выиграли, Fed Cup, победы на турнирах "Большого шлема" стали уже едва ли не привычным делом". Однако если обратиться к истории, то можно заметить, что в массированных успехах игроков какой-то страны нет четкой закономерности. В разное время доминировали австралийцы, американцы, шведы, испанцы, французы. Сейчас в женском теннисе всех накрыла российская волна. Но, как свидетельствует мировой опыт, если остановиться в развитии, то за периодом расцвета неизбежно последует упадок. К тому же не надо забывать, что подготовить классного теннисиста сложнее, чем теннисистку.
-В проекте Team Russia приводятся такие цифры: в 13 - 15-летнем возрасте расходы на одного игрока составляют минимум 50 000 долларов в год, а к 20 годам они возрастают примерно вдвое.
- Да, это показатели, взятые из реальной жизни. Но сейчас в первую очередь надо постараться убедить тренеров в преимуществах системного подхода. Только тогда можно будет более или менее реально прогнозировать ситуацию. Ведь опыт говорит о том, что из десяти талантливых спортсменов реально можно получить одного-двух классных мастеров.
-Известно, что современные российские законы по спорту не соответствуют требованиям жизни.
- Да, законы - наша вечная проблема. Но если ждать у моря погоды, то ничего не добьешься.
-Какая может быть выгода для бизнесмена, вкладывающего деньги в теннис?
- Многие считают, что теннис - это гигантский бизнес с огромными призовыми и рекламными контрактами. Ошибочное представление. Теннис - это в первую очередь индивидуальный вид спорта. Многомиллионные контракты есть лишь у игроков-брэндов вроде Агасси, Курниковой, сестер Уильямс.
-А Сафин входит в их число?
- Наверняка у него есть серьезные контракты, но я не слышал, чтобы вокруг Марата сформировалась целая индустрия, как в свое время было с той же Курниковой. А подавляющее большинство теннисных профессионалов - обыкновенные пахари, суммы призовых которых несравнимы с доходами от нефтяной вышки. Даже в американском футболе, бейсболе, баскетболе заработки игроков в среднем больше, чем у теннисистов. Поэтому мы рассчитываем заинтересовать бизнесменов в первую очередь тем, что, вкладывая деньги в отечественный теннис, они станут причастны к его победам. Ведь находиться рядом с успехом - уже немало для любой фирмы. Причем формы сотрудничества могут быть разными. Например, у нас есть программы как для корпоративных, так и для индивидуальных инвесторов, которые хотят поддерживать конкретных игроков.
-Реальные подвижки с проектом есть?
- Фандрайзинг, то есть получение денег под определенную идею, - очень тонкая вещь. Убеждая бизнесменов в том, что им лучше вложить деньги не во что-то еще, а именно в теннис, где вроде бы все хорошо, приходится каждый раз объяснять преимущества нашего проекта. И, естественно, давать представление о том, куда пойдут их средства.
-Собираетесь ли вы в процессе реализации своего проекта делать акцент на подготовку мужчин-теннисистов?
- Конечно. Наша стратегическая задача - при наличии больших корпоративных взносов уделить внимание прежде всего наиболее проблемным областям.
Материалы подготовил |
Евгений ФЕДЯКОВ |