СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ |
КУБОК ЕВРОПЫ |
А ТЕПЕРЬ - ВСЕ ВМЕСТЕ!
Выступления комбинированных групп - пока еще весьма экзотическая дисциплина синхронного плавания. Ее дебют, состоявшийся два года назад на чемпионате мира в Барселоне, прошел почти незамеченным. Во многом потому, что в комбинированных выступлениях не принимала участия наиболее титулованная в синхронном плавании страна - Россия.
Итак, что же это такое - комбинированная группа? На первый взгляд, она немногим отличается от привычных групп. Те же спортсменки, те же элементы, те же близнецово-неотличимые костюмы и макияж. Даже количество участниц может быть одинаковым. Плюс строго регламентированное время программы, в рамках которой помимо групповых композиций должны быть исполнены две индивидуальные партии и две дуэтные. Причем во время этих сольно-парных экзерсисов все незанятые спортсменки обязаны стоять в сторонке почти не двигаясь.
Зачем этот вид появился? Исключительно из благого намерения Международной федерации плавания сделать синхронное плавание более разнообразным и, как следствие, более зрелищным. В последние годы высказывалось немало соображений насчет того, что сольный вид пора вообще убрать из программы официальных соревнований, поскольку за исключением сильнейших спортсменок (а это три, от силы пять человек) смотреть в соло не на кого. Однако на чемпионате мира в Барселоне комбинированные группы успехом не пользовались. Одно дело, когда восемь спортсменок в безумном темпе работают от первой до последней минуты выступления, и совсем другое, когда добрые полпрограммы большинство из них выполняют функции плавучей мебели. Как привлечь внимание публики, на мой взгляд, лучше всего было продемонстрировано американцами на Играх доброй воли в Нью-Йорке. В дуэте и групповом выступлении за США там выступал мужчина - Билл Мэй. Трибуны ломились от любопытных на протяжении всего турнира.
Это, естественно, не совет. Так, воспоминание. В реальности же мы имеем новый вид, все-таки вытеснивший солисток из программы как минимум двух официальных турниров - Кубков Европы и мира.
В Барселоне, кстати, отсутствие нашей команды среди участниц комбинированного группового турнира породило версию: Россия, мол, никогда не будет выставлять спортсменок в этом виде, чтобы дать возможность представительницам других стран выиграть в синхронном плавании хоть одну высшую награду. Этакий снисходительный жест пресыщенной синхронным золотом державы. На самом деле причина неучастия была в другом. Команду тогда сотрясали постоянные конфликты между двумя равноценными дуэтами - двукратными чемпионками Игр в Сиднее Ольгой Брусникиной и Марией Киселевой, с одной стороны, и более юными Анастасией Ермаковой и Анастасией Давыдовой - с другой. Главный тренер сборной Татьяна Покровская была прежде всего озабочена тем, чтобы междоусобица в ее хозяйстве ни в коем случае не сказалась на результатах дуэта и группы в целом, и поскольку это взрывоопасное состояние длилось почти до конца весны олимпийского года, времени на подготовку комбинированной композиции не было. Сейчас же по ходу Кубка Европы Покровская заметила:
- Я до сих пор не очень понимаю смысл комбинированной программы. С моей точки зрения, она не так спортивна, как просто групповая. Тем не менее я убеждена, что такая страна, как Россия, обязана участвовать во всех видах и, естественно, бороться за медали. Иначе нас не поймут. Поэтому после Олимпийских игр я занялась обдумыванием будущей постановки. Идея родилась довольно быстро. Маскарад, бал, строй юных красавиц, из которых выделяется одна, считающая, что именно она на этом балу - самая-самая. Но тут откуда ни возьмись две подружки - наши олимпийские чемпионки, кстати. Пока они выполняют свою партию, подключается молодой дуэт. Ну и так далее. Естественно, реализацию замысла сильно сковывают правила. Если бы таких жестких предписаний не было, я бы разбила выступление на более мелкие части, где все партии еще больше завязаны между собой, и тогда все действие получилось еще театральнее.
Выступления нашей комбинированной группы в "Олимпийском" было достаточно, чтобы понять: чемпионкам мира-2003 японкам крупно повезло, что Россия проигнорировала этот вид программы в Барселоне. "Летучая мышь" Кальмана, которой наши синхронистки открыли новую страницу истории, удалась по-настоящему.
За всеми очевидными пока минусами нового вида есть, кстати, большой плюс: комбинированная программа позволяет увидеть не только уровень мастерства в целом, но и дает шанс проявить себя дублерам основной солистки и основного дуэта. То есть тем, кто сами по себе не имеют никаких шансов попасть на крупные соревнования, поскольку на чемпионатах Европы и мира в дуэте и соло может выступить лишь одна участница от страны.
Свежие тренерские идеи тоже нашли воплощение в комбинированной программе. Прежде всего это касается поддержек. Курс на акробатику взят синхронным плаванием столь явно, что иностранные команды уже вовсю привлекают к работе со своими спортсменками специалистов соответствующего профиля - тренеров по прыжкам в воду, по гимнастике. Причем работа ведется не только над поверхностью воды, но и в глубине, где создается фундамент для умопомрачительных выбросов и пирамид. Не случайно, видимо, организаторы Кубка Европы в "Олимпийском" запретили иностранным наблюдателям вести подводную съемку выступлений. Ни к чему раньше времени делать свои секреты всеобщим достоянием.
В работе с классической группой Покровская решила пойти по пути, опробованному впервые четыре года назад на чемпионате мира в Фукуоке. Тогда из команды ушли почти все спортсменки, победившие в групповом турнире в Сиднее, их места заняли новички, и главный тренер оставила в качестве произвольной старую олимпийскую композицию, чтобы показать всему миру: новая, совсем юная группа способна справиться с программой, официально признанной на Играх лучшей в мире.
В этом сезоне групповая произвольная тоже осталась прошлогодней. Из олимпийского состава в команде осталась лишь половина - покинули спорт Брусникина, Киселева, Елена Азарова и Ольга Новокщенова.
Есть еще одна причина, воспрепятствовавшая появлению новой программы. Двукратные олимпийские чемпионки Афин Ермакова и Давыдова, которым предстоит на июльском чемпионате мира в Монреале выступать в трех видах, еще не начинали совместных тренировок с группой, так как были заняты постановкой дуэтных композиций и отработкой комбинированной программы. Но сразу после Кубка Европы они вольются в групповой состав. Естественно, спортсменкам пришлось бы куда тяжелее, если бы они были вынуждены разучивать с нуля еще одну композицию.
Ну а нам остается ждать мировое первенство, на котором у России будет уникальный шанс завоевать все четыре золотые медали.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ