ФУТБОЛ |
КУБОК УЕФА. Финал. Сегодня "СПОРТИНГ" - ЦСКА |
СКОЛЬКО ТОЙ ЖИЗНИ?! ДАВАЙТЕ БОЛЕТЬ!!
В преддверии московского "Финала четырех" коллеги из баскетбольного отдела "СЭ" разработали и опубликовали своеобразную инструкцию для болельщиков. Там было около десяти, если не ошибаюсь, пунктов, довольно ироничных по форме изложения, но абсолютно справедливых по сути. Лев Тигай, протерший в ложах прессы баскетбольных залов не одну пару штанов, словно предчувствуя недоброе, учил нас уму-разуму. Хорошо бы, дескать, сплотиться, отдать игрокам свою энергию. Не все ж им на потеху зрителям играть - надо бы и обратную связь обозначить. От трибун, так сказать, к площадке - ради общего дела и победы.
В итоге ни один из пунктов этой инструкции выполнен не был. ЦСКА остался без поддержки болельщиков, вследствие чего решил оставить их без хорошего баскетбола. В общем, всем было тошно. Всем, кроме "Маккаби", фанаты которого приехали в Москву, как оказалось, не водки попить и не на Красной площади потоптаться, а победить в короткой кровопролитной войне под девизом "Маккаби", Израиль и жену в обиду не дам никому".
И десяти дней не прошло, как настал черед ехать на свою войну другому ЦСКА - футбольному. Повторить трюк фанатов "Маккаби" нам, правда, на этот раз вряд ли удастся, поскольку португальцы в смысле поболеть не пальцем деланы, и на родном стадионе ни децибела громкости никому не уступят. Но речь-то, если разобраться, вовсе не в том, кто кого перекричит. Речь - о нашем с вами отношении к происходящему. И о готовности к очень важному экзамену - на национальную зрелость.
Вот вам история. Вышло так, что четвертьфинальный матч прошлогоднего чемпионата Европы Португалия - Англия я смотрел в Португалии. Но не на стадионе, а в крохотной придорожной корчме неподалеку от самой западной точки Европы - мыса Рока. Тот день был последним, уже нерабочим днем моей командировки на Euro-2004, поэтому аккредитовываться на футбол я не стал, а поехал на знаменитый мыс - попрощаться таким образом с замечательной страной Португалией. После чего устремился к первому попавшемуся голубому экрану.
В корчме был оборудован своеобразный видеосалон. На лучшем месте у телевизора сидел хозяин заведения, рядом с ним расположились чада и домочадцы всех полов, возрастов и жизненных убеждений, включая грудных детей на руках у своих мамаш. Довершали картину два-три посетителя - судя по всему добрые знакомые хозяина корчмы.
Наблюдая за этой пестрой компанией, превратившейся после начала трансляции в стаю глухарей на токовище, вдруг ясно осознал: в перерыве надо будет срочно ехать в центр Лиссабона, в гостиницу. По той простой причине, что после матча не только проехать к центру, но и просто въехать в город будет невозможно. А вот в перерыве шанс проскочить без пробок и людских заторов был.
Ехать пришлось быстро. Быть может, даже слишком быстро: сорок километров до португальской столицы я промчался на прокатном "Форде" минут за двадцать. И не только потому, что лихачил, стремясь успеть досмотреть великолепный футбол. Дело в другом - Лиссабон был абсолютно пуст! Редкие шальные машины проносились мимо еще быстрее, чем моя, а пеших людей на улицах можно было пересчитать по пальцам: страна смотрела футбол.
А потом эта страна выиграла, и Лиссабон превратился в безумный человеческий муравейник. Машины стояли на улицах без движения, но их ликующим пассажирам это нравилось. Люди были вдрызг пьяны своей болельщицкой удачей, но умудрялись обойтись при этом без единого грамма алкоголя. Никто и пальцем не тронул кислых англичан, но победой над ними упивались даже толстые матроны, застрявшие с флагами в окнах своих домов, и колченогие старики, еще заставшие, наверное, в живых самого Васку да Гама. Они были счастливы не по отдельности, а все вместе - одним большим португальским счастьем.
Что ждет Россию после лиссабонского матча ЦСКА? Наверное, сейчас не совсем корректно об этом говорить, потому что, как говорится, возможны варианты. Но вот представьте на секунду, что сегодня утром учителя в российских школах (пусть даже исключительно учителя физкультуры) начали бы урок с напоминания: "Дети, попросите родителей в столь важный для России день разрешить вам смотреть футбол допоздна". И солдат в казармах командиры усадили бы перед телевизорами, как усаживали их раньше для просмотра программы "Время". И милиция в городах на всякий случай изготовилась бы к тому, что глубоким вечером на улицах... возможны те самые варианты.
И представьте еще, что ЦСКА обо всем этом знает, ощущая себя таблеткой валидола для схватившейся за сердце страны. Видит Бог, армейцам в такой ситуации было бы сложнее, "невозможнее" проиграть. Даже на орущем, поющем и обожающем "Спортинг" "Жозе Алваладе".
Горящие пташки и взрывпакет, рванувший в Черкизове, - тоже своего рода "селебрэйшн" в честь любимой команды. И полдюжины поддавших бузотеров, которым теперь три года не видать Италии как своих ушей, - это по-нашему. Но какому футболу, какому его уровню, скажите, соответствуют все эти рудименты боления? Из какой тьмы они приползли в наше футбольное сегодня?
Вечером ЦСКА выйдет на поле, освещенное прожекторами и окруженное камерами всей Европы - и для всей Европы. Наивно думать при этом, что там, в Старом Свете, армейцев станут расценивать, как посланцев российской армии или делегатов московского футбола. Нет, в финале Кубка УЕФА с точки зрения европейцев будет играть Россия - не очень, может быть, предсказуемая, зато новая, дерзкая и уж точно достойная этого финала. А такой России пора бы иметь достойное футбольное самосознание.
Его не обязательно измерять количеством людей, заполнивших сегодня спортивные бары или вышедших на улицы после игры. Важнее чувство, с которым мы будем сегодня болеть. "Я Земля, я своих провожаю питомцев", - если так, как в зыкинской песне, значит, еще далеко не все потеряно. Значит, за ЦСКА будет стоять страна, которой самое время начать соответствовать набранной армейцами футбольной высоте.
Если же опять разделимся на тех, у кого хватило денег на марш-бросок в Португалию, и на остальных, которым все равно, снова упустим редчайший шанс. Один уже упустили 10 дней назад, в "Олимпийском", так и не осознав до сих пор, что от всех нас ускользнуло. И этот можем проморгать, если не скажем сами себе: "Там ведь наши сегодня будут играть и за нас, елы-палы! Сколько той жизни, чтоб за такое не поболеть!"
Ну а что касается тех самых "возможных вариантов", то самый плохой из них можно не рассматривать: на щите армейцы из Лиссабона в любом случае не приедут, только со щитом. Они подарили нам всем финал Кубка УЕФА, и радость по этому поводу может быть либо большой, либо очень большой. А коли так, то вот вам информация для служебного пользования: чартер с ЦСКА возвращается из Лиссабона в московский аэропорт Шереметьево-1 в 08.00 19 мая. Настоящие болельщики меня поймут.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ