Газета Спорт-Экспресс № 120 (3798) от 31 мая 2005 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 31 мая 2005 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

СТАНЕТ ЛИ КАРПЕЦ ТРЕТЬИМ В КОМПАНИИ БЕРЗИНА И ТОНКОВА?

Победой итальянского гонщика американской велогруппы "Дискавери Чэннел" Паоло Савольделли завершилась в воскресенье 88-я супермногодневка "Джиро д'Италия". Ставший лучшим из россиян Владимир Карпец из испанской "Иль Балеарес" занял седьмое место.

Специально для "СЭ" итоги "Джиро"-2005 и выступление на ней нашего спортсмена прокомментировал выдающийся велогонщик, вице-чемпион итальянской супермногодневки 1993 года Петр Угрюмов.

Петр УГРЮМОВ: "ЧЕМПИОНОВ ДЕЛАЕТ КОМАНДА"

-Петр, можно ли сказать, что победа Савольделли - это прежде всего успех команды? Ведь накануне своего второго в карьере триумфа Паоло откровенно признался, что не чувствует в себе задатков великого чемпиона.

- Конечно, выступать в сильной, мотивированной команде, познавшей вкус больших побед, гораздо проще. Да и тренеры, работающие с самим Армстронгом, прекрасно знают психологию каждого члена группы и могут настроить его на гонку должным образом. Опыт - великая вещь, и благодаря ему тренерский штаб "Дискавери Чэннел" подвел всех своих гонщиков к "Джиро" в идеальном состоянии. Определил каждому его задачу, и оставалось только ее решить.

-Получается, что слаженная командная работа и верная тактика могут из любого гонщика сделать чемпиона супермногодневки? Что не столь уж велики Мигель Индурайн, Ян Ульрих, Лэнс Армстронг, на которых пахали "Банесто", "Телеком" и "Ю.Эс.Постал"? Что во многом благодаря исполнительным грегари добываются победы, возносящие капитанов команд до уровня суперзвезд?

- Ну, не все так однозначно. Конечно, без команды нет звезды, но ведь и далеко не из каждого можно слепить легенду велоспорта. Чтобы обрести громкое имя, мало просто выступать в сильной велогруппе. Тот же Индурайн не сразу стал легендарным покорителем "Тур де Франс", он сначала раза три-четыре проехал по дорогам Франции обычным грегари, понюхал пороху больших гонок и заслужил право на первенство. Так что звезда - это огромный набор качеств.

-И какое из них вы бы назвали главным?

- Ответственность. За судьбу команды, за тех, кто доверил тебе роль капитана в тяжелой гонке. Ведь любая многодневка - это не только испытание на физическую выносливость, это еще и тест на психологическую зрелость, на умение держать удар. Конечно, если бы Индурайн не был так щедро одарен от природы, он вряд ли бы стал пятикратным победителем "Большой петли". Но есть и прямо противоположный пример - Армстронг. Человек обычных физических данных, но выигравший схватку со смертью. Обладая такой силой духа, будучи победителем по натуре, легче справиться с ролью лидера. Что же касается Савольделли, то тут ситуация несколько иная. В 2002 году он выиграл "Джиро" и тут же заключил отличный контракт с "Телекомом". Однако Паоло не повезло: он неудачно упал, серьезно травмировался и долго не мог набрать форму. А вот в американской команде, в которую он пришел в конце прошлого сезона, Савольделли быстро вернули в седло и, виртуозно использовав сильные стороны его личности, сразу вывели в лидеры. Грегари "Дискавери", четко отработав на равнинных участках трассы, создали Савольделли приличный задел, чтобы в горах у него не было проблем. Ведь своих серьезных горных гонщиков боссы команды приберегли для "Тур де Франс". Таким образом, победитель "Джиро д'Италия"-2005 - типичный человек команды, чемпион, которого сделала именно она. В то же время я отлично помню Савольделли, когда он только пришел в профессиональный спорт и выступал вместе со мной в "Рослотто". На тренировках на юге Италии мы вместе с ним отрабатывали горные участки и он даже выигрывал у Маурицио Фондриеста. Уже тогда я заметил, что Паоло физически силен, подкован тактически, рассудителен и любознателен. Все это весьма ценные для гонщика свойства.

-Вы участвовали в "Джиро", когда ее престиж был значительно выше, чем сейчас, и боролись с такими асами, как тот же Индурайн, Марко Пантани, Тони Ромингер, Клаудио Кьяпуччи, Джанни Буньо... А сегодня на старт "Джиро" выходят в подавляющем большинстве итальянцы. Согласны, что в ваше время титул чемпиона этой супермногодневки был гораздо весомее?

- Да, раньше в "Джиро" выступали все великие, а сегодня звезды первой величины берегут себя для "Тур де Франс". Но ведь велоспорт очень изменился за последние годы. Посмотрите, как возросли нагрузки, выпадающие гонщикам. Календарь соревнований - это что-то невероятное по своей плотности. Трассы - сплошь и рядом запредельной сложности. Вот и приходится выбирать, где стартовать. Тем не менее выиграть "Джиро" в компании Джильберто Симони - ее двукратного лауреата и Ивана Бассо - третьего призера прошлогодней "Большой петли" все равно непросто. К тому же Международный союз велосипедистов (UCI) старается вернуть итальянской супермногодневке былой престиж, включив ее в серию "Про-тур", по итогам которой определяется лучший гонщик сезона.

- Но разве в ваше время могло случиться такое, чтобы молодой грегари в нарушение всех традиций выиграл супермногодневку, обойдя своего капитана, как это сделал год назад Дамьяно Кунего, оставив Джильберто Симони без третьего титула на "Джиро"?

- Ну почему, такое бывало и раньше. К тому же Кунего не появился из ниоткуда. Этого талантливого парня давно готовили по особой программе. Я помню, как, еще когда он участвовал в юниорских гонках, его планомерно подводили к профессиональному велоспорту.

-Хорошо, давайте поговорим о нашем Владимире Карпеце. Как вы расцениваете его 7-е место на нынешней "Джиро"?

- Несомненно как большой успех. Я не первый год наблюдаю за этим парнем. Он определенно растет. В прошлом году Карпец стал обладателем белой майки лучшего молодого гонщика на "Тур де Франс", а в итоговом зачете обосновался на 13-м месте. Кстати, тогда в индивидуальной гонке в Безансоне он показал 8-е время, то есть финишировал сразу за такими королями разделки, как Армстронг, Ульрих, Бассо... А сейчас на "Джиро" уступил в этом виде программы только Бассо. Уверен, что у Владимира большое будущее.

-Что, на ваш взгляд, мешает Карпецу стать русским Кунего?

- Наверное, только психология. Необходимо, чтобы он сам поверил в себя, тогда и команда будет в нем уверена. Впрочем, обратите внимание: уже на этой "Джиро" Владимир был первым номером "Иль Балеарес", и партнеры работали именно на него. Думаю, место в десятке лучших на итальянской супермногодневке придаст ему уверенности перед "Большой петлей". Ведь во Франции будет жарче как в прямом (все-таки июль - не май), так и в переносном смысле: приедут все лучшие. Многое будет зависеть от того, какую тактику выберет команда для Карпеца. Конечно, бросить перчатку Ульриху и Армстронгу Владимир вряд ли сможет, но улучшить свой прошлогодний результат просто обязан. А еще, уверен, ему вполне по силам составить компанию Евгению Берзину и Павлу Тонкову, выигравшим "Джиро" соответственно в 1994 и 1996 годах.

Владимир КАРПЕЦ: "ВОЗМОЖНО, ЗАМАХНУСЬ НА "ДЖИРО"-2007"

Седьмой результат Владимира Карпеца в итоговом зачете "Джиро д'Италия" на фоне недавнего триумфа ЦСКА в Кубке УЕФА может показаться кому-то недостаточным поводом для гордости. Но если сравнить финансовые вложения в футбол и в велоспорт в России, а также тот факт, что два года назад наша страна вообще не была представлена на главной велогонке Италии, а в прошлом сезоне ее честь защищал ветеран Павел Тонков, выигравший этап, то нынешнее выступление русского лидера испанской команды "Иль Балеарес" вполне можно назвать успехом.

Возникает логичный вопрос: сумеет ли Карпец пополнить когорту наших покорителей "Джиро"? Об этом я и решил побеседовать с молодым гонщиком. Правда, сначала мне удалось дозвониться только до его жены Татьяны, ждавшей Владимира дома в Памплоне. Дело в том, что сразу после гонки Карпец отправился в аэропорт и не мог ответить на звонки из Москвы.

- Муж так торопится в Памплону, что даже багаж оставил в Италии - его привезут члены команды, - рассказала Татьяна. - У него есть причины так рваться домой, ведь со дня на день он должен стать папой. Врачи заверили нас, что родится мальчик, потому мы даже имя ему уже выбрали - Эрик. Все-таки для жизни в Испании оно больше подходит, чем сложное для западноевропейского уха русское.

-Вы успели хоть немного поговорить с Владимиром после гонки?

- Конечно! Я поздравила его с успехом, а он спросил, как я себя чувствую, и пообещал как можно скорее приехать домой.

-Как в Памплоне восприняли 7-е место Карпеца?

- Знаете, на родине Мигеля Индурайна очень трудно завоевать симпатии велоболельщиков. Он тут чуть ли не бог. Я несколько раз встречалась в магазине с женой пятикратного победителя "Тур де Франс" и видела, с каким почтением все к ней относятся. Потому очень приятно, что Володя здесь тоже популярен. Его узнают на улицах, желают удачи, боссы команды относятся к нему как к родному. Во время "Джиро", зная, что я жду ребенка, жена менеджера "Иль Балеарес" Эйсебио Унсуэ часто приглашала меня к себе в гости, чтобы вместе поболеть у телевизора за нашу команду, и даже предлагала остаться у них на ночь на случай, если мне вдруг нужна будет помощь. Ведь врачи сказали, что пополнение в нашем семействе вот-вот произойдет.

А в понедельник утром телефонную трубку уже взял сам Карпец.

- Спасибо за поздравления, - услышал я усталый голос Владимира. - Ночь выдалась тяжелая: из Милана летел с пересадками, потом отвез жену в роддом, так что толком и не поспал.

-Скажите честно, до старта "Джиро" рассчитывали на столь высокое итоговое место?

- Нет. Я вообще рассматривал итальянскую гонку только как этап подготовки к "Тур де Франс". А премьером нашей команды был Серхио Эскобар.

-Когда же произошла смена лидера?

- Очевидно, после первой разделки, когда мне удалось попасть в десятку сильнейших в общем зачете.

-Год назад в "Иль Балеарес" была небольшая русская колония: кроме вас за команду выступали Евгений Петров, перешедший потом в итальянскую "Лямпре-Каффита", и Денис Меньшов, защищающий ныне цвета голландской "Рабобанк". Ощутили ли вы какие-то изменения в отношении к вам после ухода соотечественников?

- Абсолютно ничего не изменилось. Я с самого начала почувствовал себя своим в "Иль Балеарес" и продолжаю это ощущать. Во многом благодаря очень доброму, даже отеческому отношению к себе нашего менеджера Хосе-Марии Эччеверия.

-После столь высокого результата в Италии какие надежды на "Большую петлю"?

- Все будет зависеть от того, кого назначат капитаном команды на французскую супермногодневку. А сам для себя я задачу на "Тур" формулирую предельно просто: занять место как можно выше. Ориентиром станет моя 13-я строчка в прошлогоднем итоговом протоколе.

-В предыдущем сезоне Дамьяно Кунего неожиданно для многих отказался от роли грегари и выиграл "Джиро д'Италия" в обход своего капитана Джильберто Симони, а потом вообще завершил год первым номером мирового рейтинга. У вас никогда не возникало желания по ходу гонки выйти из тени и самому сыграть первую скрипку?

- Наверное, я все-таки человек команды и самовольничать не стану. И потом, да, Кунего "выстрелил" год назад. А где он сейчас? 18-й в итоговом зачете "Джиро", почти полчаса отставания от чемпиона. По мне лучше постепенно набирать в команде вес и авторитет. Да и молод я еще по меркам велоспорта - 26 лет всего. Отвожу себе еще года 2 - 3 для роста. Возможно, замахнусь на "Джиро"-2007.

Ровшан АСКЕРОВ