СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
КАК ДЕЛА? |
Владимир ШЕЛИЯ
Родился 20 ноября 1953 в Гагре. Мастер спорта, судья республиканской категории. Выступал за "Динамо" Тбилиси (1969), "Динамо" Сухуми (1971), "Торпедо" Кутаиси 1972 - 1982). Бронзовый призер чемпионата Европы среди юношей 1971 года. Победитель Универсиады-1971 в Сан-Ремо. С 1984 года - судья. Сейчас тренирует команду "Орленок", выступающую в ЛФЛ.
- Судить закончил в 1999 году - из-за возраста. Некоторое время был безработным, а потом меня Александр Харибин попросил помочь "Орленку". Так стал тренером.
-Как стартовали в новом сезоне ЛФЛ?
- Неплохо. Сыграли вничью с "Крыльями Советов" - 2:2. Ребята у нас молодые, не без таланта. Так что все впереди.
-Где тренируетесь?
- На улице Косыгина недалеко от гостиницы "Орленок" есть небольшой стадион. А принимаем соперников на "Соколе".
-А как вообще вы оказались в Москве?
- Виной всему война. Из-за абхазско-грузинского конфликта мне пришлось покинуть родную Гагру, оставив там две квартиры и два дома - свой и жены. Оставаться там больше не мог, так как убили мою сестру и мать. Приехал в Москву вообще ни с чем. Спасибо друзьям - Юрию Авдееву, Константину Сарсания, многим другим - помогли. Позвонил я Вячеславу Колоскову, и он разрешил мне судить вторую лигу. Я ведь еще в Союзе получил республиканскую категорию, так что был хорошо известен.
-До высшей лиги не доросли из-за возраста?
- Да. Хотя и успел три игры отработать в качестве лайнсмена. Зато в первой лиге отсудил немало и в качестве главного.
-Отдельное вам спасибо, что регулярно соглашаетесь работать на "Финалах четырех" нашего ТДК.
- Не за что! Мне же это только в радость. А страсти в дворовом футболе такие, какие профи и не снились. Я-то знаю - сам во дворе всю жизнь любил побегать.
-Известно, что кавказцам нелегко в Москве приходится: регистрация, прописка...
- А у меня с этим никаких проблем нет. Несколько лет назад известный актер Фатюшин познакомил меня с сотрудниками Бабушкинского ОВД. С тех пор все проблемы исчезли. Раз в год мне как беженцу выдают специальную визу. Впрочем, сейчас я очень хочу получить российский паспорт. Все-таки у меня и мама русская была, и девять лет уже в Москве живу. Всегда любил этот город и его жителей.
-Они вас никогда не подводили?
- Как же, было дело... Однажды решил заняться бизнесом - продавал специальные аппараты, с помощью которых можно было оценить здоровье спортсменов. Связей, слава богу, хватало. И вот когда я своих коллег со всеми перезнакомил, они меня, что называется, "кинули". С тех пор я в бизнес ни ногой. А сыновья мои сейчас организовали небольшое дело, помогают друг другу. Молодцы!
-Футболом не занимались?
- Ходили в спортшколу, но когда я увидел, что особой перспективы у них нет, сказал, чтобы бросали это дело.
-А вы когда почувствовали, что готовы стать футболистом?
- Наверное, когда попал в юниорскую сборную Грузии и получил приз из рук Гавриила Качалина как лучший нападающий. Меня потом в дубль тбилисского "Динамо" пригласили, где я сезон провел. А когда школу окончил, перебрался в Сухуми, откуда меня взяли в юношескую сборную СССР. Мы заняли 3-е место на чемпионате Европы в Чехословакии. В полуфинале англичанам проиграли. Я по правому флангу полузащиты бегал, а в нападении играли Блохин, Байдачный... После той поездки меня в "Динамо" Бесков пригласил, но я, проживший всю жизнь в Грузии, родину покидать не захотел. Теперь жалею. Наверняка бы удалось избежать многих послефутбольных проблем.
- Ну а судьей-то вы как стали?
- Никогда не забуду эту историю. В 84-м случайно оказался на базе "Динамо", где товарищеский матч проводили "Руде Гвезда" из Чехословакии и "Любляна" из Югославии. Директор базы Владимир Баркая попросил меня как бывшего футболиста посудить. Как ни отнекивался, ничего не получилось. Зато после игры ко мне подошел наблюдавший за игрой Лев Яшин и похвалил за хорошую работу. Удивился, когда узнал, что я в первый раз взял в руки свисток, и посоветовал пойти в арбитры.
Сергей ДЕРЯБКИН