Газета Спорт-Экспресс № 131 (3809) от 14 июня 2005 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 14 июня 2005 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

56-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Восьмой этап. ГРАН-ПРИ КАНАДЫ

ФОРТУНА ВЕРНУЛА РАЙККОНЕНУ ДОЛЖОК

Лучшим командным результатом в сезоне-2005 отметила свой визит в Монреаль Скудерия "Феррари": Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло впервые в чемпионате вместе поднялись на подиум, заняв 2-е и 3-е места. Победу же, третью в этом году, одержал Кими Райкконен на "Макларене", заметно повысив свои шансы в борьбе за высший титул.

Для финна "Гран-при Канады" стал как бы компенсацией со стороны судьбы за нелепый и даже несколько трагический сход на двухнедельной давности "Гран-при Европы". Напомню, что на Нюрбургринге Райкконен выбыл из гонки на последнем круге, будучи лидером, а подобные случаи в истории "Больших призов" можно пересчитать по пальцам. На германском автодроме, построенном в Эйфельских горах, вместо Райкконена на высшую ступень подиума поднялся испанец Фернандо Алонсо из "Рено". Две недели назад ни возглавляющий общий зачет чемпионата мира Алонсо, ни его команда не выразили приличествующего случаю сочувствия несправедливо поверженному сопернику. За что и поплатились в воскресенье в Канаде. Бог, особенно автоспортивный, он, как известно, не Тимошка, он видит немножко - посему победу Райкконена я и называю компенсацией со стороны судьбы. Ведь досталась она финну после того, как друг за другом "Гран-при Канады" покинули три других пилота, имевших все шансы на то, чтобы его выиграть. А именно лидировавший чуть ли не половину гонки Джанкарло Физикелла на "Рено" (его подвела гидравлика), Алонсо (по собственной инициативе назначивший свидание бетонному отбойнику в 4-м повороте) и партнер Райкконена по "Макларену" Хуан Пабло Монтойя, которого, можно сказать, подставила родная команда. К счастью, эта цепочка сходов потенциальных победителей на Райкконене и закончилась, что, учитывая уже упоминавшуюся драму Нюрбургринга, не вызвало особого внутреннего протеста - когда везет несправедливо обиженному, грех пенять судьбе на пристрастность.

Вот если бы в воскресенье в Монреале сошел бы и Райкконен, а победа по очередности перешла бы Михаэлю Шумахеру, то тогда стоило бы попенять Фортуне за фаворитизм. Хотя бы потому, что в дебюте гонки немец, второй раз в сезоне стартовавший с первой линии поля - по соседству с обладателем поула Дженсоном Баттоном, сам расстался с выгодной позицией, пропустив вперед "Рено" и "Макларен" в полном составе и превратившись из второго в шестого. Баттону, который тоже стартовал из рук вон плохо, повезло больше - его смогли опередить только латинские мачо на французских болидах. "Серебряные стрелы" на 15 кругов застряли за спиной британца.

Очень скоро выяснилось, откуда у "Феррари", семикратного чемпиона мира, ничем не блиставшего на свободных тренировках, вдруг взялась такая квалификационная прыть: на 12-м (!) круге Шумахер-старший первым из всего пелотона заехал на пит-стоп, вернувшись на трассу 12-м. Создавалось впечатление, что при такой тактике (этот ранний заезд в боксы гарантированно обещал три пит-стопа) самое большее, на что мог реально претендовать премьер Скудерии, - это финиш на ближних к подиуму подступах. Наверное, так бы все и произошло, если бы Фортуна не порадела своему многолетнему любимцу и баловню. Ведь кроме Физикеллы, Алонсо и Монтойи из гонки позже выбыли и другие пилоты, ехавшие впереди немца: например Баттон, Трулли и Сато...

Вообще вчера эта капризная и непредсказуемая дама, автогоночная Фортуна, решила повернуться к "Феррари" если не лицом, то хотя бы в профиль, ибо напарник Михаэля Шумахера Рубенс Баррикелло, который из-за механических проблем не смог проехать квалификационный круг и стартовал в гонке даже не с последнего места, а из боксов, в итоге был пролевитирован на подиум!

- У меня за плечами уже более двухсот "Гран-при", но впервые в жизни мне пришлось стартовать из боксов! - отметил после финиша бразилец. - Что ж, приобретать новый опыт любопытно. В начале гонки пилотировать "Феррари" было очень тяжело, потому что мы решили кардинально изменить стратегию и в момент старта мою машину заправили под завязку. Казалось, что я управляю танком, настолько тяжела она была, и поэтому оказалось очень трудно обогнать, к примеру, "Минарди". Так что, учитывая обстоятельства, результат можно назвать просто отличным, хотя не обошлось и без толики удачи. Скажем, был момент, когда ехавшие впереди Уэббер и Масса, увлекшись борьбой, слегка ошиблись, и мне удалось разом пройти их обоих.

Несмотря на фантасмагорическое развитие событий в гонке, интрига в ней была в основном внешней - каких-либо захватывающих схваток один на один зрители не увидели. Напряжение создавало ожидание того, кого Фортуна и своенравный канадский автодром, явно унаследовавший непредсказуемость характера человека, в честь которого он назван, выберут своей очередной жертвой. Однако до тех пор, пока на трассе оставались пилоты "Рено", именно они отвечали за настроение.

Сейчас публика имеет потрясающую возможность слышать радиопереговоры между пилотом и командным мостиком. Так вот, где-то на 10-м круге Алонсо, преследовавший Физикеллу, сообщил команде, что едет явно быстрее напарника, и потребовал убрать препятствие в лице итальянца! На что ему мягко порекомендовали оставить в покое педаль газа... А парой кругов позже гоночный инженер Физикеллы откровенно гнал своего пилота по трассе, настойчиво убеждая его оторваться от настырного испанца! Физикелла ответил быстрейшим кругом - 1.15,115.

То есть сама команда настаивала на том, чтобы ее гонщики не уступали друг другу! Хочется снять шляпу перед "Рено", настолько "модус операнди" этой команды отличается от того, к чему нас годами приучала "Феррари"... Жаль, что реального исхода этой внутренней дуэли увидеть не удалось: ее судьбу решили не мастерство и бескомпромиссность пилотов, а технические неполадки.

Позже мы могли наблюдать нечто подобное в исполнении "Макларена", где лидерские полномочия подхватил Монтойя, а его по пятам преследовал Райкконен. Любопытно было поглядеть, как в такой ситуации (напомним, что Райкконен - единственный, по сути, конкурент Алонсо в борьбе за титул, Монтойя же в ней фактически не участвует, во многом из-за двух пропущенных по причине травмы гонок) распорядится своими ресурсами Рон Деннис. Позволит он Монтойе выиграть или же принесет победу колумбийца в жертву командным интересам? Вообще-то "Макларен" не любитель игры в поддавки - даже ради высоких целей, однако убедиться в этом в данном случае не удалось.

На 48-м круге Баттон в очередной раз не выдержал прессинга со стороны Михаэля Шумахера и разбил свой БАР о бетон в пресловутом четвертом повороте. На трассе появился пейс-кар, и тут "Макларен" первым зазвал в боксы не лидировавшего Монтойю, а ехавшего вторым Райкконена. Колумбиец оказался в предельно невыгодной ситуации: мало того, что он явно пропускал вперед партнера, но еще мог и оказаться позади Шумахера! В итоге, заехав на пит-стоп, Монтойя выехал с него на красный сигнал светофора, за что был дисквалифицирован...

- По ходу гонки мы были вынуждены принять ряд трудных решений, - признался после финиша Деннис, - и это вызвало определенное психологическое напряжение. Только им я могу объяснить тот факт, что команда допустила ошибку, зазвав под пейс-каром в боксы сначала Кими, а не Пабло. Если бы не это, Монтойя, бесспорно, одержал бы свою первую победу в "Макларене", и мы сделали бы прекрасный дубль.

Стоит отдать должное Монтойе: он не стал сыпать соль на раны команде, отнесшись к случившемуся - по крайней мере внешне - философски.

А вот Райкконен с воодушевлением воспринял тот факт, что Фортуна вернула ему должок:

- Я получил то, что у меня отняли две недели назад, и вместе с этими 10 очками у меня вновь появились шансы на чемпионский титул. Гонка сложилась нелегко, потому что после первого пит-стопа что-то случилось с рулевым управлением и на прямых машину все время уводило влево. К счастью, я справился.

Ольга ЛИНДЕ

56-й чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". Восьмой этап. "Гран-при Канады". Монреаль. Автодром имени Жиля Вильнева. 305,270 км (70 кругов по 4361 м). 121 000 зрителей. Температура воздуха +32°С, асфальта +47°С. 1. Кими Райкконен (Финляндия, "Макларен-Мерседес") - 1:32.09,290 (средняя скорость - 198,755 км/ч). 2. Михаэль Шумахер (Германия, "Феррари") - отставание 1,137. 3. Рубенс Баррикелло (Бразилия, "Феррари") - 40,483. 4. Фелипе Масса (Бразилия, "Заубер-Петронас") 55,139. 5. Марк Уэббер (Австралия, "Уильямс-БМВ") - 55,779. 6. Ральф Шумахер (Германия, "Тойота") - 1 круг. 7. Дэвид Култхард (Шотландия, "Ред Булл-Косворт") - 1 круг. 8. Кристиан Клин (Австрия, "Ред Булл-Косворт") - 1 круг. 9. Жак Вильнев (Канада, "Заубер-Петронас") - 1 круг. 10. Тьяго Монтейро (Португалия, "Джордан-Тойота") - 3 круга. 11. Кристиан Альберс (Голландия, "Минарди-Косворт") - 3 круга.

Круги лидирования: Физикелла с 1-го по 32-й, Алонсо с 33-го по 38-й, Монтойя с 39-го по 48-й, Райкконен с 49-го до финиша.

Быстрейший круг в гонке: 1.14,384 (средняя скорость - 211,061 км/ч) - Райкконен (23-й).

Причины сходов. Нарайн Картикеян (Индия, "Джордан-Тойота") - 25-й (вылет). Джанкарло Физикелла (Италия, "Рено") - 33-й (гидравлика). Фернандо Алонсо (Испания, "Рено") - 39-й (вылет). Патрик Фрайзахер (Австрия, "Минарди-Косворт") - 40-й (гидравлика). Такума Сато (Япония, "БАР-Хонда") - 41-й (тормоза). Ник Хайдфельд (Германия, "Уильямc-БМВ") - 44-й (мотор). Дженсон Баттон (Великобритания, "БАР-Хонда") - 47-й (вылет). Ярно Трулли (Италия, "Тойота") - 63-й (тормоза).

Стартовое поле. 1-я линия. Баттон - 1.15,217 (средняя скорость - 208,724 км/ч). Михаэль Шумахер - 1.15,475. 2-я линия. Алонсо - 1.15,561. Физикелла - 1.15,577. 3-я линия. Монтойя - 1.15,669. Сато - 1.15,729. 4-я линия. Райкконен - 1.15,923. Вильнев - 1.16,116. 5-я линия. Трулли - 1.16,201. Ральф Шумахер - 1.16,362. 6-я линия. Масса - 1.16,661. Култхард - 1.16,890. 7-я линия. Хайдфельд - 1.17,081. Уэббер - 1.17,749. 8-я линия. Альберс - 1.18,214. Клин - 1.18,249. 9-я линия. Картикеян - 1.18,664. Монтейро - 1.19,034. 10-я линия. Фрайзахер - 1.19,574. Баррикелло - 0.

Чемпионат мира. 1. Алонсо -59. 2. Райкконен - 37. 3. Трулли - 25. 4. Хайдфельд - 25. 5. Михаэль Шумахер - 24. 6. Уэббер - 22. 7. Баррикелло - 21. 8. Ральф Шумахер - 20. 9. Физикелла - 17. 10. Култхард - 17. 11. Монтойя - 16. 12. Масса - 7. 13. Алекс Вурц (Австрия, "Макларен") - 6. 14. Вильнев - 5. 15. Педро Де Ла Роса (Испания, "Макларен") - 4. 16. Клин - 4. 17. Витантонио Лиуцци (Италия, "Ред Булл") - 1.

Кубок конструкторов. 1. Рено - 76. 2. Макларен - 63. 3. Тойота - 47. 4. Уильямс - 47. 5. Феррари - 45. 6. Ред Булл - 22. 7. Заубер - 12.