Газета Спорт-Экспресс № 137 (3815) от 21 июня 2005 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 22 июня 2005 | Авто-мото

АВТО

24 ЧАСА ЛЕ-МАНА

4436 РУССКИХ КИЛОМЕТРОВ

В минувшее воскресенье завершился знаменитый суточный марафон в Ле-Мане, проходивший в 73-й раз. Победу в нем одержал интернациональный экипаж Audi из команды Champion Racing во главе с Томом Кристенсеном, для которого эта победа была рекордной - уже седьмой по счету! Что же касается Алексея Васильева и Николая Фоменко из Russian Age Racing, то второй старт на трассе в Сартэ принес им 17-е место в абсолютном зачете и 5-е в классе GT-1, они провели на дистанции все 24 часа и проехали за это время 4436 километров.

Лина ХОЛИНА

из Ле-Мана

Для многих тысяч болельщиков, что собрались в Ле-Ман со всей Европы, самый главный вопрос звучал так: сможет ли 37-летний Том Кристенсен победить в седьмой раз? Кто-то считал: да, сможет, потому что он великий пилот и за него статистика - последние пять лет именно он становился первым, выступая на "Ауди" и "Бентли". Другие были категорически против: везение, по их мнению, должно было когда-нибудь закончиться - хотя бы по теории вероятностей. И неужели весь секрет побед в Ле-Мане - заполучить Кристенсена в свою команду?

Квалификация осталась за французами, которые в данном случае представляли мощную партию сторонников теории вероятностей: принципиально быстрее "Ауди" шли прототипы Pescarolo. Анри Пескароло, который уже в сороковой раз в своей карьере прибыл в Ле-Ман, собрал под свои знамена почти всех французских знаменитостей - Эммануэля Коллара, Жан-Кристофа Буйона, Эрика Кома, Эрика Элари, Сойеля Айяри и чемпиона мира по классическому ралли Себастьяна Лоеба. Французская dream team - иначе и не скажешь.

Только вот их огромное квалификационное преимущество в гонке растаяло. Славная команда Пескароло, который и сам не раз выступал за рулем на кольце Ле-Мана (и не раз выигрывал), смогла взять только второе место. Победил, как вы уже знаете, именно Кристенсен. Колдовство, не иначе.

По две машины команд Pescarolo и Champion Racing, a также один Oreca шли рядышком только в дебюте гонки. К четвертому часу вперед вырвался экипаж Кристенсена, Джей Джея Лехто и Марко Вернера. К шестому эти трое опережали всех уже на круг. Еще одна "Ауди" (Франк Биела, Эммануэле Пирро и Алан Макниш) много часов держалась второй, как бы страхуя лидерство товарищей по команде. Итоговый подиум класса LMP1 - самого мощного из всех - сформировался на 15-м часу гонки: Лехто/Вернер/Кристенсен, Коллар/Буйон/Кома, Биела/Пирро/Макниш.

Гонка прошла лишь свою треть, а около боксов Champion Racing уже было полным-полно народу: к моторхоумам можно подойти, купив специальные билеты, и желающих посмотреть, как Кристенсен делает смену в кабине "Ауди", оказалось множество. Знаменитый датчанин, благодаря которому на его родине автоспорту и Ле-Ману разве что не молятся, ни с кем из посторонних не разговаривал, лишь улыбался и после первого же заданного ему вопроса скрывался в моторхоуме.

Тем удивительнее его реакция во время награждения: Ле-Ман - это гонка для болельщиков и любителей автомобилей, и так быстро, как, скажем в "Формуле-1", там гонщиков с подиума не отпускают. Но Кристенсен как-то уж слишком растрогался: несколько минут его душили слезы. Супермен плакал на глазах у всех.

Площадь Святого Николая в Ле-Мане - это как Сансет-бульвар в Голливуде, и у Кристенсена там несколько почетных звезд (очередная появилась в минувшую пятницу - в честь его победы в 2004-м). Через год появится очередная звезда, за нынешнюю победу. Казалось бы, давно можно привыкнуть к своей звездности. А он - в слезы...

Датские автобусы, набитые ошалевшими от радости болельщиками, уже двинулись в путь. Аккурат в этот же момент покинула снятый на гоночную неделю шато и команда Russian Age Racing. И гонщики, и мы, группа поддержки, чудовищно устали - на эмоции, на то, что бы порадоваться за наших, сил уже не осталось. Хотя ребята выступили на "отлично".

БЫЛО ПРОЩЕ УМЕРЕТЬ, ЧЕМ СЕСТЬ ЗА РУЛЬ

Вы спросите, отчего так устали Фоменко с Васильевым, а также их французский партнер по команде Кристоф Бушу? Невыносимая жара подкосила. Хорошо Кристенсену, он ехал не на кузовном автомобиле, а на прототипе, его все-таки сквознячком обдувало.

Поэтому сначала наши пилоты приходили в себя. Поспали часа два. И лишь после этого я поговорила с Васильевым.

- Машина сейчас у нас такой же модели, какая в прошлом году стояла в Ле-Мане на подиуме, - сказал Алексей. - Она была надежна, и мы понимали, что судьба дает нам шанс, что в техническом отношении все у нас на высшем уровне. В прошлом году, когда мы выступали на "Порше" и сошли почти в самом начале, все было иначе. Тем более что в команде мы оказались лишь вторым номером. Все технические новинки доставались первому экипажу.

-Любой театрал мечтает попасть в Большой театр, в "Ла Скала"... Подобное есть и в автоспорте. Ле-Ман - из таких вершин? Или это иллюзия?

- Каждый гонщик оценивает себя по участию в легендарных гонках. Таких в автоспорте не много. Любой, даже гоняющийся на грузовике, знает, что есть Индианаполис, Монако и Ле-Ман. Таких гонок всего три. И дело даже не в том, что все хотят быть на месте Тома Кристенсена. На самом деле все хотят быть на стартовой решетке этой гонки.

-Теперь у вас за плечами три 24-часовые гонки в Спа, одна в Дайтоне, два Ле-Мана. Что более значимо?

- Не могу забыть прошлогоднюю Дайтону, когда мы сошли в четыре часа утра. Поэтому для меня сейчас в Ле-Мане был важен именно этот рубеж - четыре утра... И в начале пятого, когда ничего не случилось, я вдруг понял: мы с Николаем проехали уже половину Ле-Мана...

-Но ведь в Спа в 2004-м вы провели на дистанции все 24 часа?

- Тогда мы с Николаем ехали в разных командах. Что же касается нашей первой гонки в Спа, то хоть и финишировали на восьмом месте, но чуть не половину времени чинились. Поэтому сейчас я вспоминаю ту гонку, как сплошное мучение.

-Какой же из марафонов самый сложный?

- Этот, который только что проехали! Во всяком случае - для меня. Все видели, насколько мне было плохо. Я не мог есть, пить, спать. Скорее всего, это был тепловой удар после первого часа, проведенного в гонке. Но здесь, в Ле-Мане, было сложно еще и из-за того, что такое же состояние было и у Николая, и у Кристофа. Каждый думал: не дай бог сейчас меня пошлют в гонку, а мне так плохо, что запросто могу подвести! Я чувствовал, что мне больше неоткуда черпать силы...

-Что помогло преодолеть это состояние?

- Честно? Не знаю. Просто в какой-то момент внутри будто что-то лопнуло - и открылось второе дыхание.

"ДРУГИЕ РУССКИЕ" В ЛЕ-МАНЕ: ЗЛОБИН И РУСИНОВ

А теперь немного о других россиянах на нынешнем Ле-Мане. Да, "нас" было не двое, а трое - за команду Intersport Racing за рулем прототипа Courage выступал Сергей Злобин. Увы, но изначально было ясно: его экипаж - явный аутсайдер. Сергей был явно сильнее партнеров по команде, и один должен был "вывозить" всех. Авария коллекционера автомобилей Джо Барацци, под которого, собственно, и набирался экипаж, положила конец злобинской битве за выживание.

- Меня пригласили в команду Intersport Racing абсолютно неожиданно. Но отказываться было глупо. И вот я здесь, - рассказывал Сергей. - Настроил я машину исключительно под Барацци. Свою смену проехал - передал руль ему, и вскоре машина попала на масляное пятно и уехала в стенку. На мой взгляд, восстановить ее было не просто реально - необходимо! Но для Courage наш экипаж был чисто коммерческим проектом, и на нас плюнули. Клиенты стартовали, проехали кусок дистанции, получили свое удовольствие - и этого довольно...

В любом случае этот опыт Ле-Мана, возможно, понадобится на следующий год. С трассой-то я уже познакомился. У нее есть свои "закидоны", но не сказал бы, что присутствует особая сложность. Мне дорога понравилась - быстрая. Интересно было бы здесь на "формуле" проехаться. Короче, бесполезных гонок не бывает. Гоняться в любом случае необходимо, чего же дома сидеть-то?

В жарком паддоке Ле-Мана был замечен и еще один россиянин - пилот JMB Racing в чемпионате ФИА "Гранд-туризм" Роман Русинов. Он не выступал, а просто гостевал в своей команде.

-Смотрю, в Ле-Ман вас все-таки тянет. В прошлом году, если помните, мы с вами тоже здесь встречались...

- Вообще-то я приезжаю не на гонку посмотреть, а встретиться с людьми. Что же касается участия, то, разумеется, проехать Ле-Ман хочется. Кстати, в этом году у меня была возможность погонять здесь на автомобиле, который взял поул-позшн (прототип Pescarolo, в котором ехали Коллар, Буйон и Комас. - Л.Х.).

-Простите?..

- Предложение было сделано 4 месяца назад... Но значительно изменился технический регламент гонки, и до самого последнего момента было не понятно, кто, как и на каком уровне в ней поедет. Вот я и не решился на участие.

-В чемпионате "грандтуризма" JMB Racing едет на "Мазерати", а здесь, в Ле-Мане, на "Феррари 575"...

- Международная автомобильная федерация "Мазерати" омологировала, но организацией и проведением 24-часовой гонки в Ле-Мане занимается иная структура - АСО, которая пока этого не сделала. Если бы не это, я бы, конечно, сейчас был за рулем.

-Вы довольно много времени проводите во Франции. Что "Ле-Ман" значит для этой страны?

- Не открою секрета, если скажу, что это вовсе не французская гонка, а общемировая. Она одинаково важная абсолютно для всех. Есть в автоспорте некие вершины - 500-мильная гонка в Индианаполисе, Ле-Ман и "Гран-при Монако". Да, забыл еще Дайтона.

-Но в чем загадка Ле-Мана?

- Очень длинная трасса. Очень сложно выучить конфигурацию. Очень длинные прямые. Очень большие скорости - в конце прямой у "Астон Мартина" из "грандтуризма" 350 км/ч на спидометре! Почти столько же, сколько у прототипа. Что тут еще добавить?

73-я международная шоссейно-кольцевая гонка "24 часа Ле-Мана". Сартэ. Итоговый зачет. 1. Том Кристенсен/Джей. Джей. Лехто/Марко Вернер (Дания/Финляндия/Германия, Audi-Champion R8) - 370 кругов. 2. Эммануэль Коллар/Жан-Кристоф Буйон/Эрик Комас (Франция, Pescarolo-Judd C60) - отставание 2 круга. 3. Аллан Макниш/Франк Биела/Эмануэле Пирро (Великобритания/Германия/Италия, Audi-Champion R8) - 6 кругов. 4. Франк Монтаньи/Жан-Марк Гунон/Стефан Ортелли (Франция/Франция/Монако, Audi-Oreca R8) - 8 кругов. 5. Оливер Гэвин/Оливье Беретта/Ян Магнуссен (Великобритания/Монако/Дания, Corvette C6-R) - 21 круг. 6. Рон Феллоуз/Джон О'Коннелл/Макс Папис (Канада/США/Италия, Corvette С6R) - 23 круга... 17. Кристоф Бушю/Алексей ВАСИЛЬЕВ/Николай ФОМЕНКО (Франция/Россия/Россия, Ferrari 550 Maranello) - 55 кругов.