АВТО |
МАЛЕНЬКИЕ ГИГАНТЫ БОЛЬШОГО ЛЕ-МАНА
Спустя две недели после завершения легендарной 24-часовой гонки в Ле-Мане там состоялся другой марафон продолжительностью в сутки - теперь уже на картах, и среди его участников впервые был российский экипаж Red Bull Russia.
ГОРОД
Ле-Ман помешан на суточных гонках. Причем не только автомобильных, которые ведут там отсчет с 1923 года. В этом французском городке, известном также своим готическим собором XII века, не менее красивым, к слову, чем парижский Нотр-Дам, устраивают 24-часовые испытания на выносливость и на мотоциклах, и на картах, и даже - верите ли? - на роликовых коньках!
Местный картодром, построенный по соседству со знаменитой гоночной трассой, носит имя Алена Проста. Четырехкратный чемпион мира "Формулы-1" - один из его совладельцев. Правда, в Ле-Мане в те дни Прост замечен не был. Видимо, нашлись дела поважнее.
Проводить "24 часа Ле-Мана" еще и по картингу решили 15 лет назад. В мире маленьких машинок - картов - это мероприятие сразу стало таким же популярным, как и "большой Ле-Ман". Например, когда минувшей весной турецкое представительство компании Red Bull организовало на картодроме в Измире круглосуточную гонку, главным призом были отнюдь не деньги или новенький карт с комплектом запчастей, а путевка во Францию.
Конечно, турки и предположить не могли, что отправлять туда им придется гостей из России, которые неожиданно для хозяев разнесли их в пух и прах. Шесть гонщиков команды Red Bull Russia - Илья Каменский, Денис Будько, Алексей Карачев, Лана Логинова, Андрей Набока и Юрий Хохлов - сменяя за рулем друг друга, "привезли" ближайшему преследователю из числа потомков янычар аж 30 кругов! Дорога в Ле-Ман была открыта.
КАРТ
Картинг называют учебной партой для тех, кто мечтает о карьере автогонщика. Недаром львиная доля пилотов "Формулы-1", включая Сенну и Шумахера, вышла именно оттуда. А для всех остальных вне зависимости от возраста, пола и навыков вождения это просто отдушина. Единственная возможность почувствовать себя пилотом гоночного болида, находясь при этом в полной безопасности.
У карта очень низкий центр тяжести, что почти исключает перевороты, а удары смягчает защитная рама. Но это в обычном, прокатном картинге. Существует еще и спортивный, где ошибки чреваты действительно серьезными последствиями для здоровья. Рама там уже отсутствует, из-за чего при наезде колесом на колесо тот, кто находится сзади, легко может уйти на взлет. К счастью, подобные эпизоды все-таки редкость.
Если у прокатного карта мощность двигателя 11 л.с. и максимальная скорость 80 км/ч, то у его спортивного аналога мотор в пять раз мощнее, разгоняется он до 200 км/ч, а сотню набирает всего за несколько секунд. На нем стоит шестиступенчатая коробка передач, и за 20-минутный заезд скорость переключать приходится около 800 раз! С непривычки многие стирают руки до кровавых мозолей.
- Безусловно, спортивный карт, предназначенный для класса "Интерконтиненталь-С", технически устроен проще других гоночных автомобилей, - рассказывает Алексей Карачев. - Однако управлять им, поверьте, гораздо сложнее, чем машинами различных "кузовных" и "формулических" классов. Недаром Мика Хаккинен как-то сказал: "Есть картинг и "Формула-1". Все остальное - фикция".
Трудно после этого представить, что всего полвека назад на первом карте, который смастерил американский механик Арт Ингельс, были примитивный ручной тормоз и двигатель от... газонокосилки.
ЭКИПАЖ
Суточный марафон на спортивных картах проводить пока никто не рискует, поэтому в Ле-Мане сражались на более упрощенных моделях. Их предоставили организаторы, так что все оказались в равных условиях.
Открытие гонки ровно в полдень 2 июля прошло на удивление буднично. Без фанфар и торжественных спичей. Быстрое фото на память возле карта, прыжок за "баранку" - и в путь. Совсем неблизкий.
"Люди сюда приехали кататься, а не чьи-то речи выслушивать", - разумно заметил англичанин Боб, один из устроителей гонки. Кстати, среди трех десятков команд его соотечественников в Ле-Мане было подавляющее большинство. Два экипажа выставили Эмираты, по одному Уэльс, Турция и Россия.
Народ в Red Bull Russia подобрался хоть и молодой (самому старшему, капитану команды Илье Каменскому - 25), но в картинговых баталиях искушенный. Даже единственная барышня в коллективе, Лана Логинова, автогонщица в третьем поколении. Ее отец - тренер по картингу, и впервые усадил дочь в карт, когда той было 13 лет. Денис Будько в 24-часовых гонках участвовал уже в четвертый раз, а Каменский - и вовсе в шестой.
- По два раза в Дубае и на московском картодроме в Крылатском, в Турции полтора месяца назад и вот теперь в Ле-Мане, - загибал пальцы Илья.
-И где было сложнее? - интересуюсь у капитана.
- Дома такие гонки изматывают сильнее. Потому что ездим на российских картах, которые чаще ломаются. Трасса у нас поуже, да и асфальт не везде ровный. С тем же Ле-Маном или Эмиратами разве сравнишь...
-А что в суточной гонке служит залогом успеха?
- Надо всегда помнить, что длится она 24 часа, а не 20 - 25 заездов. Да, можно въезжать на поребрик, выигрывая на этом какие-то доли секунды, а через пару часов у карта что-нибудь отвалится, и ты потеряешь 10 минут на ремонт. Скажем, в Турции полгонки лидировали итальянцы. Ехали они резво, но уж слишком нервно, за что и поплатились. Сперва получили 5-минутный штраф за грязную езду, а потом у них сломался карт.
ГОНКА
Red Bull Russia заявился в двух классах - абсолютном и студенческом, благо все наши гонщики учатся в вузах. Поначалу все шло замечательно. Вырвавшись через три часа после старта на первую строчку, российский экипаж удерживал ее до двух часов ночи. Затем должны были пройти очередная смена пилота и обязательный технический осмотр.
Тут-то и выяснилось, что пора менять колодки. Стандартная процедура, занимающая обычно 5-7 минут, у ле-манского механика почему-то растянулась на 15. И все было кончено. Мы откатились на шестое место с отставанием от лидера на 15 кругов. Такой гандикап практически не отыгрывается.
- Эх, не ожидали мы, что колодки так быстро сотрутся, - сокрушался позже Алексей Карачев. - В Турции нам их на всю гонку хватило. А в Ле-Мане то ли мягкие они чересчур были, то ли мы неправильно тормозили. Наверное, на входе в поворот, вместо того чтобы нажимать на педаль тормоза, следовало запускать карт в боковое скольжение всеми четырьмя колесами. Тогда бы точно колодки подольше сберегли. Но это моя версия.
Картодром к тому моменту изрядно опустел. Лишь на трассе в желто-синем интерьере покрышек под лучами прожекторов как ни в чем не бывало продолжали кружить разноцветные карты. А трибуны и прилегающие к ним окрестности будто вымерли.
Немногочисленные зрители давно разбрелись по домам. Часть гонщиков, отмотав за рулем сессию, возвращались в расположенный неподалеку отель. Другие, ожидая своего часа, прямо в паддоках дремали в складных креслах или свернувшись калачиком на полу.
Жизнь в картинговой вотчине Алена Проста снова забурлила с рассветом. Заработала полевая кухня, повеявшая аппетитным дымком. Кто-то готовил шашлыки на мангале, а турки за неимением оного умудрились приспособить для жарки мяса обыкновенную тележку из ближайшего, судя по всему, супермаркета.
К утру наша команда переместилась на вторую позицию, потихоньку наращивая отрыв. Казалось, нас ждет спокойный финиш, как вдруг за час до конца гонки забарахлил карбюратор. В результате замены было потеряно 11 минут, и мы опять оказались за пределами призовой тройки.
Но отчаянная погоня Андрея Набоки, которому выпало завершать гонку, спасла команду. Итог - бронза в абсолютном зачете и серебро среди университетских команд. Для дебюта вполне неплохо.
- Согласен, - кивает головой Каменский. - Выступили, считаю, достойно. Жаль, конечно, что подвела техника, хотя провозись с карбюратором механик на минуту больше, нам бы и вовсе никаких наград не видать.
За "24 часа Ле-Мана" Red Bull Russia преодолел 1324 круга, по 1200 метров каждый. Нехитрый подсчет позволяет сделать вывод: пробег карта после гонки увеличился на 1589 километров.
ФИНИШ
Побывать в Ле-Мане и не заглянуть в расположенный возле гоночной трассы музей, который битком набит уникальными автомобильными раритетами, - это, как говаривал по другому, правда, поводу известный персонаж Довлатова, было бы искусственно. Туда с ребятами из Red Bull мы и направились по окончании гонки.
А потом, забыв о бессоннице и усталости, в арендованной "Вольво" они помчались на саму овеянную легендами трассу, часть которой проходит по дорогам на окраине Ле-Мана.
Там еще были свежи отпечатки шин на асфальте, оставшиеся с последней гонки. Глядя на то, как Каменский и его друзья лихо проходили повороты, подумалось, что, быть может, со временем кому-то из них доведется гонять тут уже не на старушке "Вольво", а в кабине какого-нибудь модного спортпрототипа.
Ведь каждый из них в душе надеется, что с картинга все только начинается...
Александр КРУЖКОВ |
Ле-Ман - Москва |