ХОККЕЙ |
НХЛ |
КОНЕЦ ЛОКАУТА - ДЛЯ МИРА. КОНЕЦ СВЕТА - ДЛЯ ПРОФСОЮЗА
В среду поздно вечером по московскому времени НХЛ и профсоюз игроков завершили работу над новым коллективным договором, по существу положив конец более чем 300-дневному локауту. О возобновлении работы североамериканской лиги будет объявлено 21 июля, после ратификации соглашения.
Слава МАЛАМУД |
из Вашингтона |
Никто по крайней мере не сможет назвать это сюрпризом. НХЛ возрождалась из пепла так же долго и мучительно, как и вгоняла себя в гроб. Точно так же, как длинная и мучительная эпопея с отменой сезона-2004/05, отмена погубившего его локаута оказалась делом не одного дня. О том, что стороны рано или поздно договорятся и не только спасут сезон-2005/06, но и начнут его вовремя, было ясно уже давно. Представители лиги и профсоюза косвенно давали понять о близости соглашения, проводя марафонские, по 12 - 14 часов в сутки, сессии переговоров. И вот - свершилось.
Договор между НХЛ и НХЛПА - рожденный в муках 600-страничный документ - увидел наконец свет и теперь дожидается официального признания. Комиссар лиги Гэри Бэттмен и глава исполкома профсоюза Тревор Линден уже объявили о своей поддержке новой договоренности. Это означает, что для ее ратификации потребуются голоса простого большинства (50 процентов + 1 голос) хозяев и игроков лиги. Хозяева будут голосовать в грядущий четверг, и эта процедура станет пустой формальностью: нет ни малейшего сомнения в том, что с этой стороны никаких возражений не последует. Что же до игроков, то в их рядах сплоченности и единодушия куда меньше, и вполне возможно, что ратификации будут предшествовать бурные дискуссии. Тем не менее если большинство членов профсоюза не выскажутся за принятие новых условий, это можно будет считать спортивной сенсацией века. "Еще год назад мы ни за что не согласились бы на такие условия, - сказал вратарь "Филадельфии" Шон Бурк, в свое время ярый противник потолка зарплат. - Но мы уже от всего так устали, что этот договор должен был оказаться просто ужасно несправедливым к игрокам, чтобы мы голосовали против".
Таким образом, на локауте в НХЛ можно со стопроцентной уверенностью поставить точку. В четверг 21 июля в Нью-Йорке, сразу же после завершения процесса ратификации, Бэттмен и глава профсоюза Боб Гуденау сделают официальное заявление, и из хоккейной Европы начнется массовый исход сезонной рабочей силы.
На вопрос, кто победил в противостоянии лиги и профсоюза, ответить можно без труда: хозяева под руководством Бэттмена вытерли своими оппонентами пол. Гуденау, стяжавший десять лет назад репутацию непрошибаемого мастера траншейной войны, уступил на всех участках фронта. Тот самый Гуденау, который в 1995-м под видом компромисса подсунул Бэттмену мошеннический договор, полный дыр и окольных путей к мега-контрактам, после годичных переговоров выторговал себе худшую сделку, чем ему предлагали изначально. Потолок зарплат, при одном упоминании о котором игроки с таким убедительным возмущением пучили глаза еще в декабре, упал с 42 миллионов (именно столько Бэттмен предложил тогда) до 39. Привязка потолка к доходам лиги, от которой игроков бросало в дрожь (и от которой Бэттмен одно время был готов отказаться), присутствует в новом договоре. Большего унижения для профсоюза и вообразить себе невозможно. Месть Бэттмена была воистину ужасна. Комиссар лиги поступил, как одесский торгаш из бородатого анекдота: "Вы сказали сорок, но подумали тридцать, так я вам дам двадцать" (и дает десять).
Не случайно же в последние двое суток в канадской и американской прессе муссировались факты и домыслы нового договора, одна ключевая фамилия практически ни разу не была упомянута - Гуденау. Все телодвижения со стороны игроков выполнял один только Линден, а имя профсоюзного главаря, подобно портретам опальных наркомов в конце 30-х, как-то вышло из циркуляции. Что ж, по всей видимости, это - приговор. По-человечески Гуденау даже жаль. В конце концов к самоубийственной упертости его принудили игроки (точнее, наиболее высокооплачиваемые из звезд), которые теперь делают босса козлом отпущения. А то, что упертость будет самоубийственной, предсказать было можно: очень уж серьезно подготовились к локауту владельцы клубов.
Впрочем, на месте Бэттмена я бы тоже не стал сейчас танцевать победную лезгинку. В состояние полусмерти лигу ввел Гуденау, но откачивать ее предстоит комиссару. Удастся ли? Что будет представлять собой НХЛ, пережившая худший кризис в истории североамериканского профессионального спорта? Этот вопрос пока остается открытым, но условия нового договора по крайней мере четко расчерчивают задачи комиссара и профсоюза на ближайшие шесть лет. А именно таков срок нового договора (желающие могут записать на видном месте дату 21 июля 2011 года).
Главным пунктом соглашения является, конечно же, потолок зарплат - те самые 39 миллионов, выше которых не смогут теперь подняться никакие "детройты". Впрочем, есть и "пол" - 21 миллион, но меньше этого и в старой НХЛ никто не тратил. При этом игроки не имеют права получать больше 54 процентов от всех доходов лиги. Именно эти цифры, а отнюдь не сам потолок, и были конечной целью хозяев, не удовлетворенных тем, что в последнем сыгранном сезоне на зарплаты игрокам ушли три четверти всех ресурсов НХЛ. Ради выполнения этого условия часть зарплаты каждого игрока будет удерживаться в специальном фонде до конца сезона. Если лига сорвет большой куш и суммарный размер всех контрактов не превысит 54 процентов прибыли, эти деньги будут возвращены игрокам. Если же сезон получится менее удачным, чем предполагалось, "кубышку" вернут работодателям.
В общем, очевиден явный триумф Бэттмена, выбившего идеальное для себя решение в ключевом пункте договора. Однако это вовсе не означает, что игроков грабят среди бела дня. Просто их благосостояние целиком и полностью будет зависеть от благосостояния лиги, что, согласитесь, вполне справедливо. Если доходы НХЛ будут расти, то потолок зарплат поднимется с ними. Не исключено, что уже через несколько лет сумма в 42 миллиона, изначально предложенная Бэттменом, будет превзойдена, причем при полном удовлетворении всех сторон.
Кроме этого, все существующие контракты будут урезаны на 24 процента, при этом ни один игрок не сможет получать более 20 процентов от платежной ведомости команды. Это означает, что максимальная зарплата в НХЛ не сможет превышать 7,8 миллиона долларов. Если клуб будет не в состоянии "впихнуть" зарплаты всех своих звезд под потолок, он будет вынужден отзаявить некоторых из них. Однако в НХЛ, где в отличие от суперлиги контракты гарантированные, клубам, как и прежде, придется "выкупать" эти соглашения за две трети их оставшейся стоимости. Так наверняка поступят со многими дорогими ветеранами (в первую очередь на ум приходит Бобби Холик из "Рейнджерс"), причем "выкупленные" игроки не смогут вернуться в ту же команду как минимум год.
Маленькой победой Гуденау (впрочем, ничтожной по сравнению с изложенным выше) можно назвать либерализацию энхаэловского "крепостного права". Возраст, в котором игрок может стать свободным агентом, сейчас составляющий 31 год, будет постепенно снижаться, пока не достигнет 27 лет в 2008 году.
Зато Бэттмен, что называется, "по полной" отыгрался на новичках, которых игроки были готовы отдать на растерзание с самого начала. Потолок зарплаты для них понижен до 850 тысяч долларов, а система бонусов сильно ужесточена. По всей видимости, призовые деньги теперь смогут быть заработаны главным образом посредством командного (а не индивидуального, как раньше) успеха. Этот пункт - самый обнадеживающий для Европы, и особенно для России. Однако следует заметить, что для большинства талантливых тинейджеров перспектива играть в лучшей лиге мира и заработать большие деньги в будущем обычно перевешивает сиюминутную выгоду. Видимо, на это и рассчитывает НХЛ.
Игроки сумели убедить хозяев включить в договор и пункт о разделе прибыли, однако есть подозрения, что Бэттмену удалось в значительной мере ослабить их условия. По идее десять богатейших клубов теперь будут отчислять какую-то сумму в пользу десяти беднейших, однако сумма эта, видимо, будет не такой уж и значительной. Даже при потолке зарплат "Рейнджерс" и "Детройт" постараются сохранить финансовую пропасть между собой и "Нэшвиллом".
Еще один мощный удар по профсоюзу наносит пункт договора об арбитраже. Раньше к арбитру могли обращаться только игроки - с требованиями, чтобы их новый контракт был не меньше, чем контракты игроков с похожими статистическими показателями. Это правило больше, чем что-либо, содействовало эскалации зарплат в НХЛ. Теперь арбитраж будет двусторонним: арбитр сможет выбирать между требованием игрока и предложением клуба. Более того, клуб может ходатайствовать о понижении зарплаты игроку после неудачного сезона!
На этом фоне уступка игрокам в виде согласия позволить им играть на Олимпийских играх в Турине выглядит не более чем подачкой. Да и НХЛ вряд ли будет так уж плохо от олимпийского пиара. Из-за Игр сезон-2005/06 наверняка придется начать чуть раньше обычного, но и это едва ли проблема.
Словом, локаут завершен, и Бэттмен празднует победу. Что же ждет нас в ближайшее время? Во-первых, НХЛ объявит о введении новых правил. Это - тема, заслуживающая отдельного разговора. Потом будет драфт новичков. Лотерея драфта состоится в день ратификации, 21 июля, и в ней примут участие все 30 клубов. Наилучшие шансы заполучить вундеркинда Сидни Кросби - у "Баффало", "Коламбуса", "Рейнджерс" и "Питтсбурга", но на деле выиграть может любой. У четырех "счастливчиков" - лишь по три шарика из 48. После драфта - лихорадочный период подписания контрактов с ограниченными свободными агентами, в ходе которого многим звездам придется искать новый клуб. Потом - еще более лихорадочный рынок неограниченных свободных агентов, которых, по некоторым подсчетам, может быть более 400 человек. Потом, если все генеральные менеджеры не попадут в сумасшедший дом, будет первое вбрасывание...
А вот что будет потом - на этот вопрос ответят североамериканские болельщики. И, как бы ни кичился своими достижениями Бэттмен, именно им, а не его торговому гению будет принадлежать решающее слово в вопросе о будущем НХЛ.