Газета Спорт-Экспресс № 164 (3842) от 22 июля 2005 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 22 июля 2005 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА

ГОД 1939. ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ

ВСЕСОЮЗНЫЙ РЕКОРД "СПАРТАКА"

Продолжение. Начало - стр. 9

Эмоциональные, впечатлительные грузины, растранжирившие множество возможностей, пропустив необязательный гол, расклеились. В кубковой игре с тбилисцами (да и в некоторых других календарных матчах) чемпион не гнушался играть на удержание. А тут, уловив малейшее изменение в душевном состоянии соперника, кинулся на него, как боксер на побывавшего мгновением раньше в нокдауне противника.

Промедлил Гагуа - и Глазков забил второй гол. Через две минуты отметился уже сам Соколов. Так в течение 10 минут решилась судьба матча. И практически всего чемпионата. Во втором тайме ничего не изменилось - 3:0.

Счет не отражал соотношения сил на поле. Таков футбол, сотканный из множества единоборств, микродуэлей, эпизодов с непредсказуемыми исходом и последствиями. Ляп вратаря, случайное падение поскользнувшегося на мокром грунте защитника, неточность нападающего, зигзаги своенравного мяча, переменчивое настроение стоек ворот (в одном случае помогают вратарям, в другом - нападающим), ошибка или предвзятость судьи, своеволие, беспринципность защитников нравственности при Комитете физкультуры - Дисциплинарной комиссии - все это может решить судьбу как отдельного матча, так и всего турнира.

Мягкотелость ДК, немотивированная амнистия дисквалифицированного до конца года спартаковского форварда Алексея Соколова тоже повлияли на результат. Два гола из трех состоялись при непосредственном его участии. Тбилисцы прямо на поле (после того как Соколов сделал игру) открыто выразили протест против произвола футбольного суда. Протест справедливый, но формы его выражения не нашли, мягко говоря, одобрения у "широкой футбольной общественности", в частности, спортивной газеты: "К сожалению, эта интересная игра омрачилась неприятным инцидентом. Джорбенадзе умышленно ударяет по ногам Алексея Соколова, когда у последнего не было даже мяча. Судья удалил грубияна с поля. Через некоторое время Челидзе прыгает на Соколова. Дважды пострадавший Соколов с помощью врача покидает поле. Из этих фактов явного хулиганства надо сделать выводы".

Что, собственно, случилось? Какие выводы? Проступок Джорбенадзе означал на языке судейского протокола "удар по ногам без мяча", как вариант - "удар по ногам соперника, не владеющего мячом", реже подпадал под универсальную формулировку "неспортивное поведение". Как за это наказывали:

а) на поле: спектр судейской реакции необычайно широк - от отеческой, воспитательной беседы, устного замечания, предупреждения до удаления;

б) в чиновничьих кабинетах: часто оставляли без последствий или дисквалифицировали на различные сроки - от одной игры вплоть до пожизненного (в случае нанесения тяжелой травмы).

Прыжок Челидзе на соперника в деталях не описан. Арбитр, чья работа в этом матче была оценена высоко, удалить тбилисца не счел нужным. Значит, криминал отсутствовал.

Подобного рода нарушений не счесть. Реакция на них и арбитров, и высшей футбольной инстанции в подавляющем большинстве была безразличной, вялой, беззубой. Бывало, куснут (как в случае с Соколовым) и тут же отпустят. А в грузин вцепились мертвой хваткой: и удаленного Джорбенадзе, и неизгнанного Челидзе приговорили к высшей мере. Сначала последовала дисквалификация до конца сезона с исключением из команды, а вскоре ее заменили на пожизненное отстранение от футбола!

Предвзятость к тбилисской команде исключается. Фемида в 39-м проявляла к ней благосклонность не раз: и в кубковой игре с тем же "Спартаком" (см. "СЭФ" от 24 июня), и в назначенном на 30 октября матче с армейцами. О нем расскажу подробно - интересен он не только с позиций турнирных.

Ребятам не повезло. Случись подобное 22 августа, в назначенный календарем день матча "Спартака" с южанами, мало кто обратил бы на возникший инцидент внимание. Скорее всего, погрозили бы пальчиком. А тут влипли они в разгар очередной мощно раскрученной, невиданной дотоле по масштабам и последствиям кампании против "чуждых нравов и хулиганства на футбольном поле". Инициатива на сей раз исходила не снизу (письма читателей, выступления СМИ), а сверху - от ЦК ВЛКСМ и Комитета физкультуры. В том, что это не домысел автора, вы убедитесь, ознакомившись с официальными документами.

ЧП СОЮЗНОГО МАСШТАБА

Сонная, вялая, апатичная богиня правосудия (это я о совковой футбольной Фемиде) порой протирала глаза и в состоянии бодрствования, особенно во гневе, превращалась в фурию. Уж лучше бы спала.

Осенью 39-го прервало ее безмятежный сон ЧП союзного масштаба. Московский "Сталинец" сквозь широко распахнутое календарем окно упорхнул на Украину - в Запорожье и Днепродзержинск - на заработки. 3 сентября во время коммерческой игры в Запорожье получил тяжелое увечье и был доставлен в больницу нападающий "Сталинца" Евгений Москвин. Целый месяц врачи боролись за жизнь футболиста. Медицина оказалась бессильна - Евгений скончался. Остался бы жив, даже инвалидом, наверное, никто, кроме друзей и родственников, не узнал бы о случившемся. Но Москвин умер. Поднялся страшный шум, слышный во всех уголках распростертого на шестой части суши государства. Центральный комитет комсомола в срочном порядке созвал внеочередное, чрезвычайное бюро.

Несколько отрывков из описательно-постановительной части главного комсомольского органа: "Бюро ЦК ВЛКСМ обсудило вопрос о фактах хулиганского и бездушного отношения к людям в футбольной команде мастеров добровольного спортивного общества "Сталинец" (Москва).

ЦК ВЛКСМ установил, что отдельные игроки команды "Сталинец" допускали хулиганство, грубость на футбольном поле, случаи пьянок (Горюнов, Шумов, Демин), В сентябре без разрешения соответствующих организаций команда устроила гастрольную поездку, во время которой проводила "товарищеские" встречи. Сбор, полученный от этих игр, команда сдавала частью в кассу общества, частью делила между членами команды, включая политрука т. Бушуева, начальника т. Крючкова и тренера т. Столярова.

Одна из товарищеских встреч в Запорожье окончилась тяжелым травматическим повреждением и смертью после месячной болезни футболиста команды т. Москвина. За время пребывания его в больнице руководство команды не проявило о своем товарище должной заботы, не удосужилось сообщить родственникам, и президиуму общества "Сталинец" о случившемся.

ЦК ВЛКСМ отметил также, что учебно-тренировочная работа в команде велась неудовлетворительно. Тренер т. Столяров перегружал футболистов тренировками. В течение десяти дней он разрешил провести пять игр лишь для того, чтобы команда получила дополнительный, незаконный заработок от сборов...

Руководитель общества "Сталинец" т. Чернобай, имея ряд сигналов о неблагополучии в команде, не только не принял мер к наведению большевистского порядка, но и разрешил команде под видом "товарищеских" встреч проводить игры с целью дополнительного заработка.

ЦК ВЛКСМ поставил перед Всесоюзным комитетом по делам физкультуры и спорта при СНК СССР вопрос о необходимости перестройки руководства деятельностью физкультурных коллективов, решительной борьбы со всеми чуждыми советскому спорту явлениями, улучшения политико-воспитательной работы среди футболистов".

ГИЛЬОТИНА

Комитет взял под козырек и уже 23 октября огласил приказ об укреплении политико-воспитательной работы и дисциплины в футбольных командах, подписанный его председателем Василием Снеговым. Если комсомол избрал мишенью руководство спортобщества и футбольной команды "Сталинец", физкульткомитет, разбуженный свалившимся на его голову чрезвычайным происшествием, с перепугу беспорядочно палил во все стороны.

Комсомол не первый год курировал спорт, обладал большой властью, но его вожди-белоручки грязную, кровавую работу перепоручали главному физруку страны, предварительно вложив в его руки топор. И полетели головы налево и направо: "В целях упорядочения учебно-тренировочной работы по футболу, укрепления дисциплины и искоренения позорных явлений, извращающих задачу и сущность советского спорта, ПРИКАЗЫВАЮ:

Главного инспектора по футболу т. Гаврилова М.И., не обеспечившего руководства футболом, с работы снять.

Дисциплинарно-конфликтную комиссию по футболу (т.т. Блинков, Холкиопов, Канунников, Васильев и Оганесов) распустить.

Учебно-спортивному управлению пересмотреть решения, принятые ДК по отношению к игрокам, проявившим грубость и хулиганство во время футбольных соревнований

Начальника команды ДСО "Сталинец" (Москва) т. Крючкова и политрука команды т. Бушуева от руководства командой отстранить.

Тренера той же команды т. Столяроваотстранить от работы с запрещением вести тренерскую работу по футболу в течение года.

Поставить перед секретариатом ВЦСПС вопрос о привлечении к ответственности председателя ЦС добровольного спортивного общества "Сталинец" т. Чернобай и ответственного секретаря ЦС т. Пенязеву.

Комитету по делам физкультуры и спорта при СНК УССР выяснить виновность в проведении внеплановых матчей с командой "Сталинец" председателей комитетов физкультуры и спорта гг. Запорожья и Днепродзержинска (УССР).

Пересмотреть состав судей всесоюзной категории, а республиканским и городским комитетам физкультуры и спорта - состав соответствующих судейских коллегий по футболу (и хоккею) и укрепить их за счет выдвижения новых, проверенных на общественной спортивной работе судей.

Руководителям всех физкультурных организаций пересмотреть инструкторско-тренерский состав, начальников и капитанов футбольных (и хоккейных) команд, участвующих в календарных розыгрышах первенств городов, республик и СССР.

Председатель Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при СНК СССР В. СНЕГОВ".

В прошлый раз мы говорили о значении слова "укрепить" в номенклатурном толковании. Так вот, Снегов одним махом собирался перетряхнуть кадровый состав руководства судейской футбольно-хоккейной секции и футбольных команд всех уровней сверху донизу. Задача изначально неразрешимая, учитывая острый дефицит в стране квалифицированных судей и тренеров. Не возникло проблем разве что с политруками. Специалистов (и любителей) агитировать за советскую власть, объяснять преимущества социалистического строя и курить фимиам лучшему другу всего прогрессивного человечества было в избытке.

"ОДОБРЯМ-С!"

Не успели просохнуть чернила на постановлении ЦК ВЛКСМ и приказе Комитета физкультуры, как в поддержку карательных мер выступили представители многочисленных обществ и ведомств. В авангарде, как и положено, - орденоносные "Спартак" и "Динамо".

На экстренном собрании Центрального совета "Спартака" постановили провести чистку рядов, пересмотреть до конца года руководящий состав начальников, тренеров и политруков футбольных и хоккейных команд общества в Москве, Ленинграде, Харькове, Минске, Киеве, Ташкенте и других городов "в целях укрепления их авторитетными и знающими руководителями, могущими поднять на должную высоту организационную и политико-воспитательную работу в командах, пресечь всякие попытки хулиганства, грубости, неэтичного поведения на футбольном поле".

Образовавшуюся вакансию в департаменте Фемиды в пределах страны спартаковцы, похоже, решили восполнить собственными силами. "Подготовить до 1 мая 1940 года (то есть к новому футбольному сезону. - Прим. А.В.) без отрыва от производства 500 молодых судей из числа лучших футболистов низовых коллективов и активистов-общественников", - сказано в протоколе собрания.

В случае реализации этой задачи следовало всерьез подумать об изменении судейской формы: сменить строгие черные рубашки на красные фуфайки с белой поперечной полосой.

Московские динамовцы в расширенном составе (45 человек) собрались 23 октября, в день подписания Снеговым приговора. Выступлений в поддержку решений комсомольского пленума и с осуждением чуждых нравов, проникающих в стерильно чистую советскую среду, множество. Среди ораторов - вратарь Фокин, защитник Ремин, нападающий Семичастный... Судя по одобренному собранием документу, не обошлось без самокритики: "Собрание наметило ряд конкретных мероприятий, которые помогут изжить в "Динамо" наблюдающиеся до сих пор недочеты в спортивной работе".

В прессе, отдельно от команды, выступил капитан динамовцев Михаил Якушин. Он требовал "объявитьжестокую борьбу недисциплинированности, принять суровые меры к провинившимся, невзирая на лица...

Но это принесет желаемый результат, если все общества и Всесоюзный комитет будут поддерживать решения коллектива, У нас же нередко наказанный организациейспортсмен немедленно переходит в другое общество и продолжает выступать в соревнованиях. Это не исправляет хулигана, а, наоборот, развращает", - со свойственной ему откровенностью упрекал руководство Комитета Якушин.

"Людям, не заботящимся о здоровье спортсменов, подменивающим учебно-методическую и политико-воспитательную работу погоней за длинным рублем, не место в спортивных обществах, физкультурных коллективах и футбольных командах", - заявили тренер ленинградского "Зенита" с белогвардейской фамилией Юденич и парторг с чуждой, вражеской финской фамилией Хахтинен (через несколько недель СССР объявит войну "белофиннам").

Решения комсомольского бюро принесли неоценимую пользу футбольному коллективу автозавода имени Сталина. Только после ознакомления с итоговым документом ЦК ВЛКСМ руководство "Торпедо" поняло, осознало, сделало выводы и приняло соответствующие меры. Из выступления тренера торпедовцев:

"Решения ЦК ВЛКСМ о хулиганских поступках и бездушном отношении к игрокам в футбольной команде общества "Сталинец" (Москва) можно только приветствовать.

Наша команда сделала все выводы из этого постановления. Проанализировав наши выступления за сезон, мы твердо решили в дальнейшем проводить все игры без грубости и сосредоточить все внимание на технике (а до этого было наоборот? - Прим. А.В.) .

К футболистам, не желающим исправляться, мы будем применять решительные меры воздействия Команда уже предложила руководству общества дисквалифицировать центра полузащиты И. Кочеткова. Так мы будем поступать со всеми, кто не хочет понять, что советский футболист должен быть выдержанным, культурным человеком".

Выступление ясное, как солнечный день. Но тучку на, казалось бы, безоблачном небосклоне обнаружил. Не понял, какой смысл дисквалифицировать травмированного к тому времени Кочеткова, который и без того не мог участвовать в двух оставшихся матчах. Если же автозаводское руководство намеревалось исключить его из команды, то и из этой затеи ничего не вышло - Кочетков играл за "Торпедо" и в следующем году.

Выступлений было много, и все они - соло, дуэтом и хором, с разными вариациями, интонациями и тембром - пропели одно: "Одобрям-с!" Иначе быть не могло.

РАЗРЯДКА В ВЕРХАХ

В конце октября - начале ноября последовала, выражаясь языком партийной номенклатуры, "разрядка напряженности" в верхних слоях атмосферы. Победа "Спартака" над тбилисцами практически лишила грузин шансов на первенство. Конкуренцию спартаковцам могли еще составить ПДКА и "Трактор". Однако в осеннюю распутицу забуксовала техника - и военная, и сельскохозяйственная. Армейцы в двух встречах с "немотивированными" соперниками набрали всего очко, полученное в дар от судьи Широкова. Матч с ленинградским "Динамо" они свели вничью благодаря неправедному пенальти (2:2), а "Локомотиву" уступили (0:1) из-за пенальти случайного: защитник Константин Лясковский без всякой надобности прервал рукой мирный полет мяча на достаточно удаленном, безопасном для ворот расстоянии. Погром (5:1), устроенный частями Красной армии в Ленинграде (где неплохо провел время Федотов, сыгравший со "Сталинцем" в покер), оставил им неплохие виды на вакантное пока еще место вице-чемпиона.

"Трактор" шел по графику армейцев. После ничьей в Тбилиси на "приеме", устроенном ему "Сталинцем" в Ленинграде, он публично отрекся от притязаний на чемпионское знамя - 0:3.

"Спартак" прервал беспрецедентную безвыигрышную шестиматчевую серию пятью залпами в ворота "Стахановца", ставшими сигналом к штурму "Пика Победы". Штурм прошел успешно, противники безропотно выбрасывали белый флаг, благодаря чему "Спартак" досрочно, в предпоследнем туре, водрузил на вершине алое знамя. Случилось это четвертого ноября после игры с "Трактором", едва доковылявшим на чихающем моторе до московского стадиона "Динамо".

В первом круге сталинградцы сотворили, как тогда полагали, сенсацию, обыграв чемпиона со счетом 3:1. Четвертого ноября москвичи устроили "вендетту". Причем строго в соответствии с принципом - око за око, зуб за зуб: на каждый пропущенный в Сталинграде мяч ответили в Москве забитым и из рамок приличия, хотя возможностей имели предостаточно, не вышли - 3:1.

Отомстив "трактористам", спартаковцы впервые в СССР выиграли первенство два года подряд. Кроме того, в первый и единственный раз в нашей истории дважды кряду сделали "дубль", получив Кубок и Красное знамя. Достижение спартаковцев оказалось уникальным и в мировом масштабе. В области зарубежного клубного футбола познания у меня дилетантские, потому доверяюсь Александру Виту.

Окончание - стр. 11