Газета Спорт-Экспресс № 164 (3842) от 22 июля 2005 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 23 июля 2005 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

"ЗОЛОТАЯ МАНТИЯ" - ПРИЗ "СЭ" ЛУЧШЕМУ АРБИТРУ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ

ЗАЧЕМ ПИШУТ ЖАЛОБЫ?

После скандальных матчей мы, как правило, сообщаем, что тот или иной клуб подал жалобу на судейство, обжаловал то или иное решение - главным образом связанное с назначением или неназначением 11-метрового удара, взятием ворот и иными существенными вердиктами судьи. Потом информируем читателей о "приговорах" экспертно-судейской комиссии, которые эти самые жалобы рассматривает.

Но в чем смысл таких действий со стороны клуба, какую цель они преследуют? Когда в нашем футболе де-юре появились жалобы, каков порядок их оформления?

Мне не удалось установить точное время, когда клубы получили право официально жаловаться на качество судейства и заносить жалобы в протоколы матчей. Некоторые из более чем десятка опрошенных ветеранов и бывших руководителей судейского корпуса, а также футбольных функционеров в шутку и всерьез говорили, что это явление существует целую вечность. На самом деле жалобы появились в периоде 1993 по 1995 год.

По словам одного из представителей ПФЛ, которая в то время проводила российские соревнования, основная цель, которую преследовали при этом руководители лиги, - дать возможность клубам высказать свое мнение о судействе, предоставить соответствующую информацию судейской организации. Ведь на виду как был, так и остается в основном высший дивизион. А вот другой огромный пласт - первая и вторая лиги, привлекающие меньше внимания, - за кадром. Не всегда добросовестно выполняли свою работу инспекторы, завышавшие порой оценки арбитров. Просмотреть же сотни проходящих в стране матчей, естественно, невозможно. Со временем решили, согласовав эту акцию с РФС, изменить форму протоколов, ввести официальные жалобы и экспертно-судейскую комиссию.

Замечу, что подобное практикуется помимо России лишь в нескольких странах - так что мы, как всегда, впереди планеты всей. Кстати, не следует путать жалобы с протестами, как это делают иногда мои коллеги и представители клубов. Протесты на качество судейства и решения арбитров по игровым эпизодам не принимаются.

Условия подачи жалоб и их рассмотрения все эти годы уточнялись и модифицировались. Любопытны различия в регламентах РФПЛ и ПФЛ. Если в премьер-лиге не обязательно фиксировать факт подачи жалобы в протоколе, то в других дивизионах без этого ее рассматривать не будут. Менялись и подходы к работе и составу экспертно-судейской комиссии. Бывало, что в нее входили только бывшие судьи, имеющие необходимый опыт и знания. Позднее в ЭСК стали добавлять представителей лиги РФС. Несколько лет назад едва ли не каждый судья приезжал в Москву на заседание комиссии и часами ждал у дверей завершения "Кинотавра" и вердикта по своему "делу". Постепенно поездки арбитров сошли на нет.

В комиссию же, рассматривающую обращения клубов премьер-лиги, сегодня входят семь человек: ее председатель Никита Симонян (от РФС), Николай Левников, Валентин Липатов, Сергей Зуев (от КФА), Николай Гелюк, Юрий Кабан, Виктор Пышкин (от РФПЛ). Семерку, рассматривающую жалобы клубов первого и второго дивизионов, помимо Липатова, Левникова и Зуева составляют Николай Жихарев, Андрей Соколов, Виктор Филиппов и Юрий Фокин. Интересный факт: по статистике процентное соотношение жалоб, признанных обоснованными, у клубов премьер-лиги ниже, чем у их коллег из низших лиг.

И вкратце о туре минувшем, в котором обошлось без жалоб. Хотя в двух матчах судьи допускали серьезные ошибки: Александр Гончар не назначил пенальти в ворота "Ростова", а Алексей Тюмин несколько раз принимал странные решения по дисциплинарным санкциям к игрокам в матче "Динамо" с "Зенитом".

АлександрБОБРОВ