ФУТБОЛ |
Известный в прошлом футболист "Памира", "Локомотива" и "Спартака" живет в Австрии уже около десяти лет и знает местный футбол как свои пять пальцев.
Рашид РАХИМОВ
"РАПИД" ОПАСЕН, А "СУПЕРФУНД" ОСЛАБЕЛ
Еще не так давно Рахимов сам выходил на поле, а в 2002 году стал тренером: два сезона успешно трудился в "Адмире", вытащив ее из подвала таблицы. Узнав результаты жеребьевки 3-го отборочного раунда Лиги чемпионов, он моментально назвал стартовый состав "Рапида" с расстановкой на поле и емкими характеристиками каждого игрока.
Было это в Перми, где Рахимов оказался по приглашению спартаковского руководства: в столичный клуб он приезжал на недельную стажировку. Сейчас он учится в Австрии на курсах, после окончания которых примерно через год получит лицензию профессионального тренера с правом работы в любой команде мира. Будущий дипломированный специалист педантично записывал в блокнот нюансы тренировочного процесса в "Спартаке", а затем снимал его на видеокамеру, сопровождая четкими формулировками на немецком.
У ВЕНЦЕВ ПРОБЛЕМЫ В ОБОРОНЕ
- Между прочим, моя "Адмира" трижды обыгрывала чемпионский "Рапид" во главе с нынешним тренером Йозефом Хиккерсбергером, - сказал Рахимов, когда мы заговорили о ближайшем сопернике "Локомотива".
-Тем самым, что "прославился" на всю Европу, когда в 1990 году австрийская сборная под его руководством проиграла фарерским любителям?
- Да. Но он сумел сделать правильные выводы из того поражения. Оно его многому научило. Сейчас Хиккерсбергер очень высоко котируется в Австрии.
-"Рапид" представляет опасность для "Локомотива"?
- Да. Эту команду нельзя недооценивать, она способна показывать качественный футбол. Если венцы поймают свою игру, они могут одолеть любого соперника. На мой взгляд, самая слабая линия у них - оборона, где собраны небыстрые футболисты. К тому же защиту "Рапида" ослабили травмы двух игроков сборной - Кацера и Мартина Хидена.
-Они не успеют поправиться к матчам с "Локомотивом"?
- Нет. У них повреждены крестообразные связки. На днях разговаривал с Кацером, который играл у меня в "Адмире". Он сказал, что пропустит еще два-три месяца. Хиден поправится чуть раньше. Да и его брат Маркус еще не восстановился после травмы.
-Кого бы вы выделили в составе "Рапида"?
- Среднюю линию, где очень хорошо взаимодействуют Иваншиц с немцем Хофманном. В центре поля венцы обычно выстраиваются ромбом: один полузащитник действует под нападающими, другой - на месте опорного, еще двое - по краям.
-Как бы вы оценили шансы "Локомотива" в двухраундовом поединке?
- По всем футбольным компонентам "Локомотив", конечно, сильнее. Но наш клуб должен с уважением отнестись к сопернику. Только в этом случае его ждет успех.
-"Зениту" в Кубке УЕФА достался старый знакомый "Суперфунд". За прошедший год этот клуб сильно изменился?
- Да. Он стал слабее. В межсезонье команду покинул ряд ведущих игроков. Лучший бомбардир Майрлеб перешел в "Зальцбург". Ушел и главный подносчик снарядов левша Ежек, ставший в прошлом году лучшим распасовщиком австрийской лиги. Нет и опытного Кирхлера. "Суперфунд" заметно омолодился: на смену ушедшим пришли футболисты, которые до этого нигде не блистали. И результаты команды пока не производят впечатления.
-То есть "Зениту" по силам пройти этого соперника?
- Безусловно. За прошедший год разница между командами заметно увеличилась.
ХОЧУ РЕШАТЬ ТОЛЬКО БОЛЬШИЕ ЗАДАЧИ
-Чтобы работать тренером, вам обязательно нужно дождаться окончания курсов?
- Нет. У меня уже есть так называемая лицензия А. К тому же мои курсы разбиты в течение года таким образом, что можно параллельно заниматься тренерской деятельностью.
-Какими ветрами вас занесло в "Спартак"?
- На курсах мне предложили несколько вариантов, куда отправиться на стажировку. Я выбрал "Спартак". В этой команде я играл, становился чемпионом России. "Спартак" сохраняет марку в Европе. Кого ни спроси, все знают наш клуб, уважают. В будущем хочу съездить и в "Ливерпуль", благо есть возможность - мой менеджер очень хорошо знает Рафаэля Бенитеса. Обязательно надо посмотреть, как работает тренер, выигравший Кубок УЕФА и Лигу чемпионов с двумя разными командами.
-В "Спартаке" играл австриец Погатец, с отъездом которого команда не могла выиграть шесть матчей подряд. Что скажете об этом защитнике?
- Прекрасно знаю его по выступлениям за ГАК. Он мне всегда нравился: грамотный, жесткий защитник, настоящий фанат своего дела. На каждой тренировке, в каждой игре Погатец выкладывается на полную катушку. Такие люди нужны любому тренеру. Для "Спартака" его уход - весомая потеря.
-А почему вы ушли из "Адмиры", которую за год превратили из аутсайдера в твердого середняка?
- Хотел, чтобы команда боролась за чемпионство или место в еврокубках. Но в планы руководства, судя по скромному финансированию, это не входило. Президент клуба к борьбе не был готов и не выделял средств на покупку необходимых игроков. Он рассматривал только одну цель - не вылететь. Мне такой подход чужд. Обидно, что команда распалась. После того как я принял "Адмиру", мы в первый же год из 20 оставшихся матчей уступили лишь в одном выездном. Второй сезон играли очень стабильно. Если раньше к нам приезжали за очками, то потом и фавориты стали нас опасаться. Посещаемость домашних матчей возросла на 62 процента. Удалось изменить психологию футболистов: они уже никого не боялись, считали, что могут бороться за самые высокие места, были недовольны, когда матч заканчивался вничью.
-После "Адмиры" у вас было много предложений от других австрийских команд, в частности, от "Брегенца", "Кернтена". Почему не согласились их возглавить?
- Потому что хочу решать только большие задачи.
ПОБОРНИК ЖЕСТКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-Есть такая поговорка: "Если хочешь стать тренером, надо убить в себе игрока". Для вас это был болезненный процесс?
- Нет. Я был готов к переходу на тренерскую работу. Будучи футболистом, в последние годы часто помогал наставникам в организации игры, в тактическом плане. Поэтому перестроился очень быстро.
-Тренер должен быть демократом или диктатором?
- Исходя из жизненного опыта, считаю себя сторонником последнего. По моему глубокому убеждению, тренер может быть демократом только в одном случае: если его команда постоянно выигрывает. Если - нет, надо быть поборником строжайшей дисциплины.
-Но ведь Олега Романцева, хотя под его руководством "Спартак" регулярно побеждал в чемпионатах России, к демократам никак не отнесешь?
- Никак. Но при всей своей жесткости, он умел и пошутить. Это очень важно в футболе. Нужно давать игрокам возможность расслабиться. У меня на тренировках всегда была жесткая дисциплина. Но случаются моменты, когда можно отпустить шутку, чтобы сбросить напряжение. В меру это полезно. Но если игрокам предоставить слишком много свободы, величина "пряника" будет больше величины "кнута", а в профессиональном футболе такая пропорция недопустима. Игроки должны понимать, что занимаются серьезной работой, за которую получают довольно приличные деньги.
-К слову, о деньгах. У вас не возникает чувство обиды, что вы в свое время за достойную игру получали в десятки раз меньше тех, кто выступает в России сейчас?
- Какая может быть обида? Каждому свое время. Те, кто играл до нас, образно говоря, вообще ничего не получали. В профессиональном футболе игрок теряет здоровье и должен получать соответствующую компенсацию. Еще в большей степени это касается тренеров, у которых 24 часа голова забита футболом.
-Как вам спится после поражений?
- И после поражений, и после побед всегда старался анализировать игру, искать допущенные промахи. Если тренер доволен всем, это очень плохо. Без самокритики человек не может совершенствоваться.
-То есть вы из категории людей, которые судят не только проигравших, но и победителей?
- Безусловно.
-Почему наши тренеры, за крайне редкими исключениями, не востребованы в западных клубах?
- Раньше у нас была закрытая страна. Сейчас ситуация изменилась. Думаю, Юрий Семин с Валерием Газзаевым могут быть востребованы на Западе. Конечно, очень важно знать язык, менталитет, культуру страны, где работаешь. Никто не позволит тренеру-иностранцу ломать традиции, которые закладывались десятками лет.
-Есть ли у вас желание поработать в России?
- Да, если последует достойное предложение.
Алексей МАТВЕЕВ |
Пермь - Москва |