Газета Спорт-Экспресс № 188 (3866) от 19 августа 2005 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 18

Поделиться в своих соцсетях
/ 19 августа 2005 | Хоккей

ХОККЕЙ

ВЗГЛЯД ИЗ АМЕРИКИ Славы МАЛАМУДА

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Похоже, что бой Пересвета - то есть российской хоккейной суперлиги - с Челубэттменом закончится, как и его исторический предшественник, вничью. Точнее - ничем конкретным. Хотя, честно признаюсь, сам факт ультиматума со стороны НХЛ (мол, принимайте наши условия - и точка) меня удивил.

С самого начала было ясно, что при всей показушной уверенности в собственной правоте с юридической точки зрения российской стороне цепляться не за что. Однако же патовая концовка и НХЛ была явно ни к чему. Бизнес не терпит хаоса, рыночный беспредел претит западному капиталисту. Логично было попытаться достичь компромисса. Но Бэттмен в положение не вошел, действовал с позиции силы: или все - или до свидания.

С чего это он? Победа над Гуденау уверенности придала? Или Бэттмен понял, что дальнейшие разговоры бесполезны? Впрочем, какая разница? Ударил кулаком по столу - и ладно, его право.

Позиция НХЛ в этом конфликте малоинтересна - и потому, что она не наша, и потому, что проста до банальности и логична до слез. Зато с российской стороны веселья хоть отбавляй. Тут и поза оскорбленного достоинства, и видимость наступательных действий, и беготня по законодательным органам. Ладно, российские законы - вещь текучая, и в правовом плане мы, может, с НХЛ и сравняемся. Но вот вам вопрос вопросов: а что делать дальше?

Дальше начнется сезон, и мериться противники будут уже не законодательствами, а наличными деньгами. Что ж, этого добра в суперлиге пока хватает. Если всех Ягров не выудим, то одного-другого нам вполне даже по силам. Только вот нынешнее богатство клубов суперлиги призрачно и мимолетно. Ведь олигархи как приходят, так и уходят, а хоккею нашему - жить, и, значит, нужно предвидеть, что нас ждет впереди.

А потому - предложение: если соперничать с НХЛ можно только на равных исходных позициях, то почему бы не выравнять их по всем параметрам? А именно: стать такой же организацией, как НХЛ, не только в юридическом и не только в финансовом, но и в функциональном плане.

НХЛ, нравится нам это или нет, уже почти 90 лет спокойно живет без указки ИИХФ и каких бы то ни было государственных органов. Она подчеркнуто независима, и вся деятельность лиги направлена внутрь себя самой - она зарабатывает деньги путем предоставления болельщикам качественного продукта на льду, на трибунах и на телеэкранах. Федерации хоккея США и Канады не имеют над НХЛ ни малейшей власти. Их функция - забота о сборных и помощь массовому хоккею. Кто и как растит хоккеистов, НХЛ не заботит: она получает готовый продукт и делает им (и для него) деньги.

Получается, для того чтобы стать организацией, эквивалентной НХЛ, суперлиге придется выйти из-под контроля ФХР и ИИХФ, стать монолитной корпорацией и "закрыться" по-настоящему. Имею в виду не отмену вылета в "вышку", а полное отделение профессионального хоккея от любительского. Одна коммерческая организация (спортшкола) будет заниматься зарабатыванием денег на подготовке молодежи, другая (профессиональный клуб) - зарабатыванием денег на игре взрослых. Первой придется придумывать, как сделать хоккей общедоступным (закон бизнеса: лучше получать понемногу, но часто, чем много и редко), второй - как сделать хоккей популярным и прибыльным. Последнее - самая заковыристая задача, и чревата она снижением зарплат и понижением способности конкурировать с НХЛ. Но конкуренция с НХЛ - дело пока десятое, тем более что рынки у нас будут разные. Зато играть с ней будем на одном поле, по одним правилам и с ясно прогнозируемыми целями.

Увы, возможно это только теоретически. Слабо верится в то, что российский хоккей сможет выбраться из-под государственной опеки, отстраниться от мирового сообщества и вверить себя неспокойным водам свободного рынка. И все же другого шанса реально противопоставить себя НХЛ у суперлиги попросту нет.

Ведь если сейчас, после ультиматума, между Россией и Америкой развернется гонка, больно уж нелепая она выйдет. С их стороны - легкий, стремительный болид. С нашей - "жигули", прикованные к танку.

Вашингтон