ХРОНИКА |
ЛУЧШИЙ СПОРТСМЕН РОССИИ |
Елена ИСИНБАЕВА: "ВСЕГДА МЕЧТАЛА СТАТЬ ВЕЛИКОЙ И ЗНАМЕНИТОЙ"
Признание прыгуньи с шестом Елены Исинбаевой лучшей спортсменкой августа ни для кого не стало неожиданностью. Этим летом она выступала так, что ее смело можно называть лучшей в любой из летних месяцев. Что, собственно, и подтверждается нашим жюри. Первую из супервершин - планку на высоте 5 метров - Елена покорила в июле. А в августе в Хельсинки завоевала единственный не принадлежавший ей доселе титул - чемпионки мира. С очередным мировым рекордом, естественно.
Не скрою, когда мне поручили написать по этому поводу материал, я растерялась. Сколько уже сделано с Еленой интервью, сколько выспрошено. Про турниры, соперниц, перипетии борьбы, победы, радости и разочарования, награды. Наконец, про эпохальные 5 метров, которые ей удалось-таки взять. Что еще?..
И тут, к счастью, я вспомнила свое первое интервью с этой чемпионкой чемпионок и многократной рекордсменкой мира. Тогда Елена еще не была не только знаменитостью, но даже первым номером российской сборной. В том 2002 году в Чебоксарах она впервые стала чемпионкой России. Прекрасно помню 20-летнюю девчонку сидевшую напротив меня и с радостью отвечавшую на все вопросы. О гимнастике, из которой она пришла в легкую атлетику, о не взятой тогда высоте 4,60, о черных от шеста ладонях... Это была по-хорошему уверенная в себе оптимистка, на лице которой каждую секунду готова была засиять улыбка.
И сейчас, когда я смотрю на Исинбаеву за плечами которой уже 18 мировых рекордов, победы на зимнем и летнем чемпионатах мира, на Олимпийских играх, я вижу ее по-прежнему черные-пречерные от изоленты и канифоли руки - и черты той девушки из 2002-го. Улыбка не только не исчезла с ее лица, а стала еще ярче, еще искреннее. Интересно, а сама Елена ощущает в себе что-то от той молодой спортсменки, лучшим результатом которой был прыжок на 4,60?
- Мне кажется, в душе я осталась прежней. Хотя... Годы идут, я взрослею и уже не могу себе позволить быть такой же наивной и открытой. Сейчас порой мне эта открытость мешает.
-Обычно люди закрываются, когда их бьет жизнь.
- Бог миловал. Меня окружают люди, которые все удары берут на себя и ограждают меня ото всех неприятностей.
-А что бы вы восприняли как удар?
- Наверное, какую-нибудь "подставу" со стороны близких людей, друзей, тех, кому доверяешь. Самый большой удар - это когда тебя предают.
-Близкие - это особая категория. Но вы же теперь стали публичным человеком...
- Когда ты все время на виду уже не можешь постоянно быть такой, какой хочешь быть. Те, кто знал меня еще до прихода известности, помнят весьма открытого человека. Но с годами я поняла, что в некоторые моменты просто необходимо закрываться и не рассказывать всем о сокровенном. Для этого есть родные, мама, папа. А я иногда не могу сдержаться. Раньше казалось, что абсолютно все искренне радуются моим победам, что все желают мне удачи. Теперь я уже не думаю, что каждый человек, который мило улыбается мне, на самом деле желает удачи. В душе у некоторых есть зависть или что-то подобное.
Да, я взрослею. Такой, какой была прежде, остаться не могу по одной простой причине: попадая из детства во взрослый мир, человек меняется. Хотя бы потому, что ответственность за все свои поступки лежит теперь только на нем самом. Вот и я сама несу ответственность за все свои дела. Началась серьезная взрослая жизнь, а в ней, как говорят, выживает сильнейший.
-А сейчас у вас в семье кто главный? Вы не заняли это место?
- Ну что вы! Я смогу быть главной только в своей собственной семье, а в нашей семье главные - родители. Вернее, у них равноправие.
-То есть, несмотря на то что вы стали очень известным человеком, иерархия сохранилась?
- Конечно. Ведь для мамы с папой я остаюсь обычным ребенком, без всякой звездности. Разумеется, теперь родители еще больше мной гордятся, но, кроме этого, ничего не переменилось.
-Уверена, что вы и сами собой гордитесь. И это хорошо, ведь один из смертных грехов вовсе не гордость, а гордыня.
- Думаю, как раз этим я не страдаю. Впрочем, судить не мне... Я всегда стараюсь быть ближе к людям и ни в коем случае не задирать нос. Да я и сама такого в других не люблю. Прекрасно представлю, какое будет ко мне отношение, если я возгоржусь и сделаю пальцы веером.
Знаю случаи, когда спортсмены, еще ничего толком не добившись, начинали строить из себя крутых. Практически всегда такие люди заканчивают карьеру, по сути, и не начав ее.
-В какой момент вы почувствовали, что достигнете тех целей, которые поставили перед собой, обретете всеобщее признание?
- Впервые подобные мысли появились у меня в 1998 году, когда я выиграла Всемирные юношеские игры. Тогда я почувствовала, что вошла в большой спорт и что меня действительно может ожидать хорошее будущее, если я буду слушать своего тренера и серьезно работать. После первого мирового рекорда - 4,82 - поняла, что могу быть не просто хорошей спортсменкой, а выигрывать чемпионаты Европы и мира, даже Олимпийские игры.
А то потом получилось, помните? На мировом первенстве в Париже я, будучи уже рекордсменкой мира, заняла только 3-е место. Просто не могла в это поверить, ведь ехала во Францию за золотой медалью. Но сейчас я о случившемся нисколько не жалею, потому что это стало мне хорошим уроком: расслабляться нельзя ни в коем случае. Кстати, тогда я поставила перед собой четкие задачи. Тогда же появились и мечты как можно дольше продержаться на высоком уровне. Шли годы, появлялись другие цели. Например, прыжок на 5 метров.
-Вы упомянули своего тренера. Возможно, главное для спортсмена - найти по-настоящему "своего" тренера. И наоборот. Похоже, вы с Евгением Трофимовым нашли друг друга?
- Да, со спортивной точки зрения, мы - идеальный тандем. Прекрасно понимаем друг друга: Евгений Васильевич четко ставит задачи, я четко их решаю. В этом смысле у нас не возникает никаких разногласий. Именно подобное взаимопонимание и приносит такие результаты.
Каким бы гениальным ни был тренер, если не появится у него ученик, который сумеет воплотить в жизнь все тренерские замыслы, тот так с ними и проживет до конца своих дней, не реализуется. То же самое относится и к спортсмену.
Иногда говорят: талантливого ученика любой тренер может довести до высот. На мой взгляд, это не так. Рецепт успеха: правильная пара - тренер - спортсмен.
-Помню, раньше вы с увлечением рассказывали о том, какое удовольствие вам доставляют занятия в группе Трофимова, у которого вы не одна. А сейчас?
- Ничего не изменилось. Я по-прежнему тренируюсь в группе. У нас даже малыши появились. Считаю, что заниматься в коллективе всегда веселее и продуктивнее, нежели одной.
-Думаю, многим трудно представить, что спортсмен вашего уровня тренируется не индивидуально.
- Ау нас великолепная группа: сильная - есть мастера спорта, и дружная - нет никакой зависти. Молодые девчонки и мальчишки смотрят на меня, тянутся за мной. Нам очень легко друг с другом.
-У вас сохранились друзья из дозвездного периода или их место заняли новые?
- По гороскопу я Близнец, а люди, родившиеся под этим знаком, особо сильно в друзьях не нуждаются. Друг - это тот, на которого ты можешь полностью положиться, кому можешь довериться. Таких людей у меня нет. У меня есть родная сестра, которая мне одновременно и лучший друг.
-Когда человек идет к своей цели, он очень сильно мотивирован. Вы наверняка уже достигли очень многого из того, о чем мечтали. Как сейчас с мотивацией?
- Во-первых, мне всего 23 года, и впереди у меня по крайней мере лет 7 выступлений. Это радует. Во-вторых, мне все еще хочется доказывать, что я сильнейшая, хочется выступать на высшем уровне. Я люблю прыжки с шестом, люблю заниматься этим видом спорта. Мне нравится выходить в сектор. Я каждый раз испытываю при этом такие же приятные чувства, какие кто-то другой испытывает, когда ест что-то вкусненькое. Я каждый раз приезжаю на соревнования, как на праздник, с мыслями о том, что сейчас покажу всем, на что способна. В подготовительный период наступает момент, когда я уже больше не могу тренироваться - так хочется поскорее снова окунуться в турнирную атмосферу! Как здорово, когда ты стоишь на пьедестале и в твою честь звучит гимн твоей страны! Когда все тебя признают - это просто обалденно! Наверное, без этого я уже не могу.
-Уж если даже зрителей спортивная борьба порой доводит до слез, то что говорить о самих атлетах. Мне кажется, что каждый, стоя на пьедестале, должен рыдать!
- Все зависит от обстоятельств, от того, как тебе досталась эта победа. Например, на Олимпийских играх ситуация была такая сложная, что я все слезы выплакала еще в секторе. А во время награждении меня переполняла радость, и слезам уже не было места.
-Как вы реагируете на то, что сейчас очень многие люди приходят на стадион специально "на вас"?
- Только радуюсь этому. Меня такое внимание нисколько не стесняет, а, наоборот, помогает. Так что пусть зрителей будет побольше.
Я всегда мечтала стать великой и знаменитой спортсменкой. Когда занималась гимнастикой, мечтала попасть в сборную страны, поехать на сборы на озеро Круглое, выступать за рубежом, стать олимпийской чемпионкой, заслуженным мастером спорта. Я мечтала об этом все время. Мама в детстве нам с сестрой говорила: вы лучшие, тренируйтесь - и все будет хорошо, труды окупятся. Когда я попала в прыжки с шестом, мечты остались прежними. И вот теперь они осуществляются.
-Что вы себе обычно желаете на Новый год?
- Себе я редко что-то желаю, как правило - другим. Моя судьба в моих руках, и свою удачу я ухвачу за хвост сама.
Лина ХОЛИНА