Газета Спорт-Экспресс № 221 (3899) от 27 сентября 2005 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 18

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 сентября 2005 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ПЯТЬ КОЛЕЦ с Александром РАТНЕРОМ

РАЗРУГАЛИСЬ

Несколько дней назад МОК объявил, что все атлеты, которые собираются употреблять во время Олимпийских зимних игр в Турине так называемые бета2 агонисты, должны в обязательном порядке получить разрешение медицинской комиссии МОК. Уведомления от врача команды, что спортсмен страдает астмой, а потому нуждается в приеме ингаляторов, стимулирующих газообмен в легких, отныне недостаточно. Если у кого-то не окажется разрешения, а следы бета2 агонистов обнаружат, будет считаться, что допинг-контроль дал положительный результат.

Почему МОК пошел на такой ход, в общем-то понятно. На Играх в Солт-Лейк-Сити, например, складывалось впечатление, что абсолютное большинство победителей и призеров соревнований по биатлону и лыжным гонкам - хронические астматики. Что, разумеется, порождало определенные сомнения.

Теперь претендентам на медали предлагается заполнить анкету, где помимо обычной информации о себе следует также привести сведения о врачах. А главное - всю историю болезни. Была ли астма в детстве, и в каком возрасте ее начали лечить, что прописывали и в каких дозах, в течение какого срока проводилось лечение, выявлялись ли в его процессе симптомы аллергии и т.д.

Впрочем, руководитель антидопинговой комиссии ОКР Николай Дурманов считает, что ничего нового в действиях МОК нет. "Речь идет о стандартной практике, которую два с половиной года назад ввело Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), и теперь, видимо, решил продублировать МОК, - пояснил он. - Чтобы спортсмен, страдающий респираторными заболеваниями, получил допуск к участию в международных соревнованиях, заполняется специальный формуляр терапевтических исключений. Подписав этот документ, врач отправляет его в ВАДА. Мы делаем это чуть ли не каждый день. Ведь если среди обычных людей - 20 - 25 процентов астматиков, то среди спортсменов этот показатель гораздо выше".

Но ситуацию, на мой взгляд, не стоит упрощать. Не знаю, станет ли нововведение барьером на пути нарушителей спортивных законов, но поводом для выяснения отношений - запросто. Именно это происходит сейчас вокруг семикратного победителя "Тур де Франс" Лэнса Армстронга. Стоило L'Equipe - со ссылкой на лабораторию в Шатенэ-Малабри - написать, что в пробе спортсмена, взятой в 1999 году, обнаружены следы кровяного допинга ЕРО (шесть лет назад он еще не был запрещен, потому что не существовало достоверных методов его обнаружения), как разгорелся скандал вселенского масштаба.

Глава ВАДА член МОК Дик Паунд обвинил Международный союз велосипедистов (UCI) в нежелании выявить правду. Другой член МОК, до минувшей субботы президент UCI Хейн Вербрюгген, в свою очередь, обрушился с критикой на ВАДА. Два члена исполкома МОК - президент Ассоциации международных федераций по летним олимпийским видам спорта Денис Освальд и президент Комиссии атлетов Сергей Бубка потребовали от ВАДА лишить французскую лабораторию аккредитации. Президент МОК вроде бы встал на защиту Армстронга, но сделал это неубедительно. "Не спортсмен должен доказывать, что он не виновен, а спортивные организации доказывать его возможную вину", - заявил Жак Рогге в интервью бельгийской газете De Morgen. И добавил, что вопросы к Армстронгу могут появиться только тогда, когда будет доказано, что пробы действительно его, что они содержат ЕРО и что в ходе расследования все его права были соблюдены. Специалисты, кстати, ни в чем из вышеперечисленного не сомневаются.

При этом президент МОК скептически отозвался о том, как борются с допингом другие. МОК, по его словам, хранит пробы восемь лет и готов перепроверять их ретроспективно. Но... только согласно четким процедурам, а их ВАДА еще только предстоит установить.

Как тут не вспомнить прошлогоднюю историю с другим американским велогонщиком - Тайлером Хэмилтоном. Проба, взятая у него на Олимпиаде в Афинах после гонки с раздельным стартом, дала положительный результат. Тем не менее МОК оставил золото у американца, потому что проба "Б" якобы хранилась при неправильном температурном режиме и испортилась. А через месяц во время "Вуэльты" Хэмилтон был уличен ВАДА в применении запрещенного метода гемотрансфузии и дисквалифицирован на два года.

Паны дерутся, а у холопов чубы трещат. Борьба за первенство между МОК и ВАДА грозит привести на Играх в Турине к непредсказуемым последствиям. И это надо учитывать при подготовке наших олимпийцев.