Газета Спорт-Экспресс № 251 (3929) от 1 ноября 2005 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 1 ноября 2005 | Хоккей

ХОККЕЙ

ЛОЖУ ДЛЯ МАТЫКИНА!

А В НХЛ НЕ ТАК...

Павел СТРИЖЕВСКИЙ

О переездах заокеанских клубов мы обязательно поговорим, но чуть ниже. Потому что сперва хочется по свежим следам вернуться в Воскресенск, распрощавшийся позавчера с большим хоккеем.

Вынужден признаться, что, садясь за этот материал, все еще нахожусь под сильнейшим впечатлением от увиденного. Форменное надругательство, учиненное подмосковной командой над собственными болельщиками, засело острой занозой в сердце даже у меня - стороннего наблюдателя. С каким настроением после прощальных 0:8 расходились по домам поклонники "Химика" - страшно подумать.

Незадолго до начала этого "прощального реверанса" мне посчастливилось познакомиться с трогательным стариком - Федором Емельяновичем Матыкиным, 85 лет от роду, о котором во вчерашнем номере "СЭ" уже было упомянуто. Считаю, что по совести руководству клуба следовало бы оштрафовать всех игроков, выходивших на лед в поединке с ЦСКА, за отбывание номера на половину месячной зарплаты. Вырученных денег будет более чем достаточно, для того чтобы предоставить Федору Емельяновичу пожизненную люкс-ложу в новом мытищинском дворце и привозить этого феноменального болельщика-патриарха (между прочим, строившего воскресенский ДС "Подмосковье" собственными руками более полувека назад), на домашние матчи "Химика" на лимузине с персональным шофером. Он достоин подобного отношения больше, чем любой из нынешних сотрудников и игроков клуба, разлетевшихся от ледовой арены на своих визжащих покрышками джипах и "мерседесах". В большей степени достоин Матыкин и оваций мытищинской публики перед дебютным матчем любимого клуба в новых хоромах 16 ноября.

СЛЕЗЫ МИННЕСОТЫ ПОД ШАМПАНСКОЕ ДАЛЛАСА

Воскресенцам сегодня больно, горько и обидно. Настолько, что их едва ли утешит рассказ о том, что даже в НХЛ переезды клубов из города в город - явление, ставшее за последние 30 лет почти обыденным. Тем более что для России воскресенский случай - первый в истории. В Северной же Америке только новейшая летопись сильнейшей заокеанской лиги после ее расширения в конце 60-х знает девять таких примеров!

Наиболее давние вы можете изучить, взглянув на таблицу. Пять переездов, случившихся до 1993 года, навевают скорее ассоциации с броуновским движением, нежели с явлением, имеющим хоть какие-то тенденции. Зато в остальных очевидную систему увидит любой: клубы перемещались исключительно в южном направлении.

В 1993-м обожаемой команды лишился самый хоккейный штат США - Миннесота. Край 10 000 озер боготворил своих "Северных Звезд", однако, несмотря на абсолютно канадскую по духу страсть местных жителей к хоккею, расставание предопределило отсутствие денег на новую арену. Собрав пожитки, команда с крайнего севера США очутилась почти на границе с Мексикой - в Далласе. Именно там, в Техасе, ведомые все тем же несгибаемым Майком Модано, шесть лет спустя "Старз" завоевали Кубок Стэнли. Миннесота, замерев у телеэкранов, взирала на бывших кумиров, обнимающихся с вожделенной серебряной посудиной, со слезами радости и обиды. У штата к тому времени уже выискались средства и на роскошный дворец в Сент-Поле (в котором, напомню, сборная России провела в прошлом году три из четырех своих матчей Кубка мира), и на вступительный взнос для новой команды в лигу. Но их кровный, годами выстраданный кубок заливали шампанским на противоположном конце страны...

ВОСКРЕСЕНЕЦ КАМЕНСКИЙ И ЕГО "КВЕБЕК"

Были времена, когда разговоры об отмирании канадского хоккея не вызывали у родоначальников ледовой игры теперешней нервной усмешки. Каких-нибудь 15 лет назад никто и представить себе не мог, что внедрение хоккея высшего мирового уровня в Финиксе или Роли будет более рациональным, чем его поддержание в Квебеке или Виннипеге. Сегодня это явление стало для Страны кленового листа кошмарной реальностью. Из восьми энхаэловских команд, которые были у Канады десятилетие назад, две уже сменили прописку на американскую, и еще четыре ежегодно теряют деньги. При том, что прибыльность и только прибыльность является в Северной Америке единственным критерием выживаемости профессионального клуба, удовлетворительной финансовой отчетностью могут похвастаться всего две канадские команды - "Торонто" и "Монреаль". И перспективы на улучшение ситуации при нынешнем девальвированном канадском долларе пока не видно.

На следующем прецеденте остановимся подробнее хотя бы потому что эта передислокация была первой, невольными участниками которой стали российские легионеры. В 1995 году прекратил существование "Квебек", подарив Денверу право на вторую попытку гостеприимного обращения с хоккеем. Вместе с командой в Колорадо тогда переехали Алексей Гусаров, Андрей Коваленко и Валерий Каменский.

Более идеального собеседника для сегодняшней темы разговора, чем коренной воскресенец Каменский, невозможно и представить. Мой звонок в конце прошлой недели застал ветерана "Химика" дома в пригороде Нью-Йорка.

- Сначала давайте о делах домашних. Кому, если не вам - воспитаннику воскресенского хоккея, - задавать вопрос: как относитесь к переезду родного клуба в Мытищи?

- Ставя себя на место любого воскресенца я, естественно, расстроен. Город теряет команду суперлиги - кого такое обрадует? Если же смотреть на ситуацию глазами бизнеса, то переезд - явление нормальное. Если в Мытищах для ребят, для хоккея высокого уровня будут созданы лучшие условия, почему нет? Правда, настоящую хоккейную ауру из стекла и бетона не выстроишь, а она, по моему убеждению, в Воскресенске лучше.

Сам я, как вы знаете, однажды оказывался в похожей ситуации в НХЛ. И в результате ничуть не проиграл.

-Согласны с тем, что для "Химика" этот переезд - вынужденная мера?

- Такие решения принимаются на уровне руководителей Московской области. Их тоже можно понять: Мытищи ближе к Москве, где базируется и само областное правительство, и практически все спонсоры клуба. Легче станет привлечь и других спонсоров. Однако все сказанное никак не умаляет того, что Воскресенск славился своими хоккейными традициями. Команда всегда оставалась на виду, и для воскресенцев потеря основного "Химика", конечно же, станет тяжелым ударом. Насколько я слышал, отзывы о происходящем в городе далеко не самые хорошие.

-Перенесемся на десять лет назад. Чем был продиктован переезд "Квебека"?

- Всем известно, что НХЛ - это бизнес. Основанный, как и любой другой, на получении прибыли. В Квебеке финансовое положение клуба было незавидным. И когда хозяину "Нордикс" поступило выгодное предложение из Денвера о продаже клуба и перевозе его в штат Колорадо, выбор выглядел несложным.

-Кто-нибудь из хоккеистов просил об обмене из-за того, что не хотел ехать в Денвер?

- Ни один человек. Наоборот, все перебирались в Колорадо с удовольствием. Поскольку понимали: условия в Америке будут на порядок лучше канадских.

-Но ведь у многих в Квебеке наверняка имелось жилье...

- Здесь этот вопрос решается очень легко. Те ребята, у кого была собственная недвижимость, выставили дома на продажу и продали их, находясь уже в Денвере. Обо всем остальном - перевозке мебели, устройстве детей в новые школы - позаботились новые хозяева клуба. Помогло еще и то, что мы полностью провели сезон в Квебеке и переезжали летом, без суеты и спешки.

- Как реагировали на происходящее квебекские болельщики?

- В этом смысле подобные ситуации всегда похожи. Как и сейчас в Воскресенске, расстроенных в Квебеке хватало.

-Каким образом вы, игрок, это на себе ощущали? В Воскресенске, например, подобное можно ощутить разве что по полупустым трибунам.

- Наверное, разница в том, что тогда квебекские любители хоккея попросту не успели среагировать. Сезон, как я уже сказал, мы закончили на старом месте, причем о продаже клуба в Денвер еще ничего не было известно окончательно. Газетные публикации о том, что команду продали, появились только летом.

-То есть, проводя последний домашний матч в Квебеке, вы еще не знали, что родные болельщики видят вас в последний раз?

- Не знали. Ситуация выглядела подвешенной - "фифти-фифти". Слухи о возможном переезде ходили, но ничего похожего на ту определенность, которая есть сейчас в том же Воскресенске, не было.

-То есть ни фанатских пикетов, ни протестов, ни плакатов вы в Квебеке не видели?

- Нет. Случись такая сделка посреди сезона - кто знает, как народ бы отреагировал...

-Какие эмоции испытывали вы сами, помните? Помимо вас в той команде же были еще и Гусаров с Коваленко. Что вы все тогда думали?

- Мы приехали в чужую для себя страну зарабатывать деньги. Нам, пожалуй, было даже интересно переехать всей командой в другой город.

-В Квебеке клуб за 23 года так ни разу ничего и не выиграл. Вопрос о том, пошла ли смена города на пользу в вашем случае, наверное, скорее риторический...

- Если клуб сразу же завоевал Кубок Стэнли, как, по-вашему, - пошла или нет? Впрочем, когда я пришел в "Квебек", эту команду только начинали строить. Стали покупать хороших хоккеистов, делать правильные обмены. Наиболее ощутимый вклад внес, конечно, последний обмен, в результате которого к нам попал вратарь Патрик Руа. И к моменту отъезда из Квебека команда, хоть и оставалось достаточно молодой, была уже готова к достижению серьезных результатов.

-Иными словами, вы хотите сказать, что останься клуб тогда в Канаде, Кубок Стэнли было реально выиграть и там?

- Думаю, вполне. Почему бы и нет, если в том последнем сезоне мы вышли в плей-офф, где нам не хватило самой малости, чтобы пройти в "Рейнджерс", который за год до этого завоевал Кубок Стэнли.

-За прошедшие 10 лет хоть раз навещали Квебек?

- Ни разу. Хотя желание съездить созрело давно. У меня и друзья там остались, с которыми до сих пор созваниваемся. Да и о самом Квебеке только самые светлые воспоминания. Приятный город - красивый, европейского типа, с хорошими ресторанами, преданными болельщиками.

-"Нордикс" они, наверное, до сих пор помнят?

- Не сомневаюсь в этом.

Ваше счастье, Валерий, что ни вы, ни Игорь Ларионов, ни Герман Титов, ни Дмитрий Квартальнов, ни Игорь Уланов не видели воскресных 0:8 от ЦСКА. И уж тем более не принимали в них участия. Собственно, при участии Каменского ни о каких 0:8 не было бы и речи. Тем и запомнился прошлогодний "Химик": невозможно вспомнить ни единого случая, чтобы подмосковная команда под надзором Каменского и Титова отбывала на площадке номер. Даже в рядовом матче.

ПРОКЛЯТИЕ ФАНАТОВ "ХАРТФОРДА"

Через год после Квебека распрощался с НХЛ и Виннипег. Места, более неподходящего для хоккея, чем аризонская пустыня, трудно даже представить. Тем не менее именно туда, в Финикс, и переехали хоккеисты "Джетс", в числе которых были Николай Хабибулин, Олег Твердовский, Алексей Жамнов и Равиль Гусманов.

Стоит отметить, что все эти переезды отличаются от воскресенского хотя бы тем, что НХЛ ни разу не подвергала болельщиков пытке расставания с любимой командой посреди сезона. Причин тут великое множество, но главной, полагаю, было все-таки желание лиги избежать неприятных эксцессов со стороны болельщиков.

Наконец в 1997-м черту под энхаэловскими перемещениями подвел "Хартфорд". Хоккейная история этого провинциального городка, зажатого между двумя гигантскими мегаполисами - Нью-Йорком и Бостоном - удивительно напоминает воскресенскую. Хотя бы уже тем, что и Воскресенск, так и не сумевший вылезти на свет из громадной тени, отбрасываемой Москвой, пострадал по тем же причинам.

В подмосковном городе хоккей гостил втрое дольше. Зато в Хартфорде своих "Уэйлерз" на протяжении всех 18 лет любили, пожалуй, еще более самозабвенно. И хоккеисты по большей части отвечали фанатам взаимностью. Боление хартфордцев за эту команду было явлением культовым, хоть и напоминало скорее тяжкую повинность: не хватавшие с неба звезд "Киты" за все годы сумели выиграть всего один раунд плей-офф. Впрочем, перманентная нехватка мастерства отнюдь не помешала "Уэйлерз" проститься с болельщиками по-человечески: в ничего не значащем последнем матче регулярного чемпионата, 13 апреля 1997 года, "Хартфорд" одолел в родных стенах "Тампа-Бэй" со счетом 2:1. Интересно, что последнего шанса пробиться в плей-офф команда лишилась накануне - 12 апреля. Несмотря на такой психологический удар, тем игрокам хватило душевных сил и профессионализма выполнить долг перед своими трибунами.

К тому моменту владелец клуба Петер Карманос, прославившийся скандальным характером и непредсказуемыми выходками, успел обить пороги всех властных инстанций в тщетных попытках выторговать приемлемые, с его точки зрения, условия для постройки в городе нового дворца. Город против новой арены ничего, в сущности, не имел, однако условия, выдвигаемые Карманосом, считать приемлемыми никак не мог.

После того как старания бизнесмена потерпели фиаско, Карманос принялся грозить городу тем, что увезет команду и предлагать свой клуб повсюду где о существовании хоккея хоть кто-нибудь слышал. Коламбус, Роли, Миннеаполис, Сент-Пол и даже Лас-Вегас - все они упоминались в качестве претендентов, причем мнения Карманоса о том, какой из кандидатов является на данный момент лидирующим, менялись чуть ли не еженедельно. Например, в Коламбус, который вроде бы обещал со временем выстроить дворец, Карманос готов был привезти своих "Китов" немедленно и начать играть в 55-летнем ангаре для ремонта самолетов!

В итоге из всех имеющихся вариантов выбран был, наверное, наихудший. Из провинциального Хартфорда несчастные "Уэйлерз" отправились в еще более провинциальный Роли, где, в придачу к его скромным габаритам, о хоккее никто и знать не знал!

Для фанатов "Китов" случившееся стало настоящей трагедией. Группа самых непримиримых создала даже свой сайт "отверженных" в интернете, который работает по сей день. Там содержится красочная и очень подробная летопись скандала вокруг отъезда их любимой команды, а также декларация: "Мы снимем свое проклятие с "Каролины Харрикэйнз" только после того, как оттуда уйдет последний игрок, защищавший цвета "Хартфорда".

"НОЧНЫМ РЫЦАРЯМ" ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

Ну и напоследок расскажу об одном удивительном явлении, свидетелем которого не раз был сам.

Прожив 14 лет в Атланте, я не застал там давние времена "Флэймз", сосланных в Калгари четверть века назад. Зато застал весьма самобытную команду ИХЛ, гордо носившую имя Knights, то есть "рыцари". В середине 90-х "рыцари" наводили в этой самой ИХЛ приличного шороху а в 1994-м и вовсе выиграли чемпионский титул. Затем с ними, увы, случилась та же беда, что в свое время и с прежним клубом НХЛ: дворец, где в те годы помимо них проводил домашние матчи еще и клуб НБА, отказал хоккеистам в гарантиях на проведение игр. "Найтс" не оставалось ничего лучшего, как покинуть насиженные места в ранге действующих чемпионов! Команду без звука приютил Квебек, несмотря на то что вопрос о переезде его собственного клуба еще даже не поднимался...

Так вот, покуда "Найтс" выступали в Атланте, у местных фанатов зародилась славная традиция, приводившаяся в действие во время каждого предматчевого исполнения гимна. Есть в американском гимне такие строки:

"...And the rocket's red glare

The bombs bursting in air

Gave proof thru the night

That our flag was still there..."

На лавры Лермонтова не претендую, но в достаточно вольном переводе на русский при сохранении ритма мелодии эти строки звучали бы примерно так:

"...Среди вспышек ракет,

Бомб разрывов им вслед

Виден даже сквозь ночь:

Здесь наш флаг - руки прочь..."

На слове "ночь", которое в английском варианте звучит точно так же, как и "рыцарь", трибуны в патриотическом экстазе выкрикивали это самое слово - "найт".

..."Найтс" у Атланты отобрали. Пять лет спустя в результате очередного расширения НХЛ на смену "рыцарям" пришли нынешние "Трэшерз". На их самом первом выставочном матче мне довелось присутствовать. Надо было видеть реакцию несчастных энхаэловцев, ни один из которых ни про каких "рыцарей" наверняка и слышать не слыхивал, когда во время гимна 20 тысяч изголодавшихся по хоккею глоток хором грянули: "НАЙТС!!!" Игрокам на льду почудилось, что у "Филипс арены" рухнула крыша.

Между прочим, руководство "Трэшерз" в борьбе за зрительские симпатии провернуло классную акцию: разыскали десять самых старых обладателей сезонных абонементов со времен "Флэймз" и презентовали им аналогичные - на первый сезон "дятлов". Остальным, кто еще в 70-е ходил на "огоньков" по абонементам, сделали громадные скидки. Не разделяй "Атланту" и "Калгари" около пяти тысяч километров, нечто подобное наверняка придумали бы для оставшихся без хоккея южан и в Канаде. Придумают ли в Мытищах, откуда до Воскресенска - меньше 100 км?

С тех пор как в Атланту вернулась НХЛ, пошел седьмой год. И седьмой год поклонники хоккея своим громогласным "НАЙТС!!!" продолжают чтить память команды, завоевавшей для города его первый Кубок в командном виде спорта. Как ни стыдят фанатов по радио и в газетах за непочтение к нынешнему клубу они орали, орут и будут орать свой "НАЙТС!!!" до скончания века. Хоть команды той уж и след давно простыл.

Сегодня же задаю сам себе риторический вопрос: если игрокам мытищинского "Химика", на дорожку "слившему" прощальный матч со счетом 0:8, суждено еще хоть раз сыграть в родном Воскресенске, что услышат от болельщиков они?

ПЕРЕЕЗДЫ КЛУБОВ В НХЛ

Год

Откуда

Старое название

Куда

Новое название

1976

КАЛИФОРНИЯ

Силз

КЛИВЛЕНД

Бэронз

1976

КАНЗАС-СИТИ

Скаутс

КОЛОРАДО

Роккиз

1978

КЛИВЛЕНД

Бэронз*

МИННЕСОТА

Норт Старз

1980

АТЛАНТА

Флэймз

КАЛГАРИ

Флэймз

1981

КОЛОРАДО

Роккиз

НЬЮ-ДЖЕРСИ

Дэвилз

1993

МИННЕСОТА

Норт Старз

ДАЛЛАС

Старз

1995

КВЕБЕК

Нордикс

КОЛОРАДО

Эвеланш

1996

ВИННИПЕГ

Джетс

ФИНИКС

Койотс

1997

ХАРТФОРД

Уэйлерз

КАРОЛИНА

Харрикейнз

* "Кливленд" был расформирован, а его игроки влились в состав уже существующей "Миннесоты".