Газета Спорт-Экспресс № 255 (3933) от 7 ноября 2005 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 7 ноября 2005 | Санный спорт

САНИ

ОЛИМПИЙЦЫ-2006

Альберт ДЕМЧЕНКО: "ХАКЛЬ ПРЯЧЕТ СВОИ САНИ ДАЖЕ ОТ ТРЕНЕРОВ"

Мало кто из действующих спортсменов может похвастать таким спортивным долголетием, как 33-летний российский саночник Альберт Демченко, для которого туринская Олимпиада станет пятой в карьере. Но, пожалуй, он впервые вступает в олимпийский сезон одним из главных претендентов на медали Игр.

ПОБЕДНЫЙ СТАРТ

Вчера Демченко подтвердил свой статус фаворита, выиграв в Сигулде первый этап Кубка мира. События развивались весьма захватывающе. Из-за дождя трасса оказалась сильно размытой, и первую попытку провалили все основные претенденты на победу, среди которых не было трехкратного олимпийского чемпиона Георга Хакля, восстанавливающегося после операции на шейном позвонке. Посовещавшись, судьи решили аннулировать результаты первых заездов и выявить призеров этапа по итогам второй попытки.

Первым из лидеров стартовал американец Тони Беншуф - 50,759. Затем второй номер российской сборной Виктор Кнейб сотворил мини-сенсацию, уступив американцу чуть менее 0,2 секунды. Атака на вторую позицию Кнейба олимпийского чемпиона-2002 Армина Цоггелера оказалась неудачной, и оттеснить россиянина на третье место удалось только латышу Мартину Рубенису.

Демченко стартовал последним в группе лидеров. Проигрыш одной десятой на старте он сумел ликвидировать на нижнем участке трассы, а на самом финише Альберт еще накатил и показал лучшее время - 50,683. Кнейб же, оставшись в шаге от пьедестала, записал себе в актив лучший пока результат в карьере.

ПРО ОПЕРАЦИЮ И ОФП

А говорили мы с Демченко в Сигулде накануне старта сезона. И начинать беседу пришлось с не очень приятной темы.

В конце апреля во время операции по поводу аппендицита врачи больницы в подмосковном Дмитрове забыли извлечь из горла спортсмена пластиковую насадку, которая используется при анестезии. Демченко едва не задохнулся. Пришлось резать гортань и извлекать посторонний предмет.

-Как вы относитесь к тому, что кое-кто поспешил вычеркнуть вас из числа фаворитов Турина?

- А зачем разубеждать этих людей? Вычеркнули так вычеркнули. Хорошо еще, что только из числа фаворитов, а не из состава олимпийской команды. Гораздо хуже другое: из-за всей этой кутерьмы не удалось прооперировать ногу, которую я травмировал во время омологации олимпийской трассы в Чезане. Такие планы были, оставалось только дождаться, когда в больнице освободится место. Уже даже сказали позвонить на следующий день, но сделать это я не смог, так как попал совсем в другую больницу...

-Сколько времени вам пришлось пропустить?

- Два месяца. Я оказался на больничной койке 26 апреля, а впервые пришел в зал 30 июня. Хотя врачи не рекомендовали мне физические нагрузки до июля. А вообще-то я обычно начинаю индивидуальные занятия в мае, чтобы приехать на первый общекомандный сбор не в сыром виде.

-Каким же образом вам удалось выиграть августовский Кубок России по ОФП?

- Фактически одним упражнением, которое можно назвать статическим положением саночника: нужно как можно дольше удерживать шеей 10-килограммовый "блин". Спортсмен ведь во время спуска по трассе испытывает колоссальные нагрузки именно на шею. Тому, кто способен спокойно переносить их, проще проходить виражи и избегать ошибок. Вот на этой статике я народ и "обул" (Демченко продержался почти 9 минут при нормативе в 90 секунд. - С.Б.).

-А как у вас обстояло дело с остальными дисциплинами?

- (Улыбается). Неважно. Возьмем 3-километровый кросс. Как мне в 33 года, да со своими 105 кг угнаться за молодыми? Конечно, они мне "привезли" вагон и маленькую тележку. Гладкие 60 м я бегу с ними почти на равных. Победитель в тяге - упражнении со штангой - у нас выявляется не по максимальному результату, а по коэффициенту, который высчитывается исходя из веса спортсмена и веса штанги, которую он поднял. Как правило, тут побеждают более легкие спортсмены. Получается, я опять в проигрыше.

ПРО СТАРЫЕ И НОВЫЕ САНИ

-Вас послушаешь, так вы самый слабый в команде. Давайте вспомним прошлый сезон. Насколько неожиданной для вас самого стала победа в Кубке мира?

- Неожиданными были лишь успехи на его первых двух этапах. Когда во время Кубка Вызова в Сигулде я опередил ближайшего соперника почти на полсекунды, в шоке были все - и мы, и конкуренты. Сани, что называется, "поехали". После этого оставалось лишь поддерживать заданный темп.

-Что, наконец-то вы с механиком Александром Васиным угадали с настройками саней?

- Да мы и не гадали вовсе. Просто до этого я катался на санях, которые были сделаны лет восемь назад. То есть совсем стареньких. Когда мы анализировали мои выступления, было четко видно, что на верхнем участке трассы санка идет быстро, а внизу скорость куда-то исчезает, даже если по пилотированию ко мне нет претензий. В итоге пришли к выводу, что обтекатель явно устарел: он был продут под определенные скорости, а они с тех пор здорово выросли. Санка быстро набирала предельную скорость, а затем происходил аэродинамический ступор. Накануне прошлого сезона мы с Васиным изменили форму обтекателя, попробовали другие материалы. И получилось то, что надо.

-К олимпийскому сезону вы обзавелись новой машиной?

- Мы с Васиным начали работать над ней, но из-за известных проблем со здоровьем не закончили. Уже были готовы полозья, мы взялись за обтекатель, но чего-то не хватало в смоле, и он не набрал оптимальных кондиций. Поэтому решили от греха подальше начать этот сезон на старых санях.

-К Турину успеете закончить новый вариант саней?

- Пока не знаю. Да и нет никаких гарантий того, что они поедут быстрее. Это настолько непредсказуемый снаряд! "Формулу-1" смотрите? Там перед началом сезона, допустим, говорят: у "Феррари" будет новый супермотор . А стартует чемпионат мира - и этот движок то взрывается, то горит. Так и в санях. Новое у нас не значит лучшее. Скоро поедем в Турин на тренировочную неделю - покатаемся, посмотрим, как поведут себя сани. Иностранцы нас спрашивают: "У вас новые полозья. Из какого-то другого металла?" Мы киваем, лишь бы отвязались (смеется).

-Сани - сугубо индивидуальная вещь или же есть какие-то детали, которые можно изготавливать серийно?

- Серийно сани можно изготавливать только для детей, но никак не для претендентов на медали Олимпиады. Да, есть определенные узлы, которые нельзя менять, потому что это запрещено правилами Международной федерации санного спорта. В то же время огромную роль играют точность и тщательность в изготовлении саней, материалы и их качество. Конструкция саней довольно простая, поэтому порой очень трудно определить, за счет чего они едут быстрее. Иногда приходится полагаться исключительно на интуицию.

-Где вы берете материалы для саней? Дорого ли они стоят?

- Их можно заказать в интернете. Дороговизна - понятие относительное. Скажем так: цена материалов, с которыми мы работаем, зависит от нашего благосостояния.

-В таком случае немцы, надо полагать, используют более дорогие материалы, чем вы?

- Никто, кроме них, точно не знает, из чего они делают сани.

-А вам было бы интересно это узнать?

- Конечно. Но как? Заниматься технологическим шпионажем?

-Почему бы и нет, коль на кону золото Олимпиады?

- В принципе я с вами согласен. Спорт высоких достижений - штука эгоистическая, порой даже аморальная. Но такими вещами должны заниматься не спортсмены. У нас другие задачи. К тому же технологический шпионаж связан с немалыми расходами.

-Как отреагировали немцы на то, что вы начали раз за разом их побеждать, да еще на их же трассах?

- Стали еще более пристально присматриваться к моим саням, хотя никогда не обделяли вниманием чужие наработки.

-Полагаю, у вас, как и бобслеистов, тоже не слишком жалуют тех, кто пялится на чужие машины?

- Существует негласный закон: никого близко к саням не подпускать. Если боб должен стоять перед стартом на открытой площадке, то сани могут находиться где угодно, пока судьи не потребуют предъявить их для предстартового контроля.

-"Где угодно" - это где?

- Я свои держу в чехле и под замком. Конечно, во время тренировки сложнее держать свои секреты в тайне от соперников, поэтому там надо проявлять особую бдительность, постоянно следить за тем, чтобы твои сани никто не трогал, не щупал, не разглядывал. И я не один такой. Например, Гоша (так Демченко называет Георга Хакля. - С.Б.) прячет сани даже от своих собственных тренеров, не говоря уж о товарищах по команде - своих ближайших конкурентах.

-Правда ли, что вас стали заставлять чаще являться на обязательную процедуру разбора саней?

- Да. Здесь вообще бредовая ситуация сложилась. Глава техкомитета международной федерации - итальянец. Ну и бог бы с ним, но ведь он в то же время - действующий тренер своей национальной сборной. Вы можете себе представить, чтобы отнюдь не нейтральный человек разбирал первую тройку?! (Напомню, что одним из главных конкурентов Демченко является олимпийский чемпион-2002 итальянец Армин Цоггелер. - С.Б.). Он, конечно, надевает при этом куртку технического делегата, но, сняв ее, все прекрасно помнит.

ПРО ОЛИМПИЙСКУЮ ТРАССУ

-Вы участвовали в омологации олимпийской трассы в Чезане. Каковы впечатления?

- Она была совершенно не готовой даже во время тренировочной недели, а уж во время омологации - тем более. И спортсмены, в основном саночники, поубивались на предпоследнем вираже. Я тоже пострадал. Первый заезд, трасса незнакомая, профиль ее представляешь с трудом. На выходе из одного виража я ногу неудачно сбросил и попал в межблоковый стык, который на готовой трассе залит льдом. Прилично отбил пятку, связки повредил. Два дня потом на костылях скакал.

-Трасса скоростная?

- Да. Ее расчетная скорость - 150 км/ч, но она обычно занижается где-то на 10 км/ч. Виражей больше среднего - 19. Вверх пологий, раскатистый, почти в самом начале - связка из трех виражей. Если неудачно зашел в первый, всю связку тебя болтает туда-сюда. Две трети трассы идешь спокойно, раскатываешься, а на последней трети приличный уклон - градусов 40. Так как ты уже хорошо разогнался к этому моменту, скорость возрастает до 150 км/ч. Последняя связка - три подряд виража в одну сторону - очень опасная. Ошибаешься на первом вираже - "собираешь козырьки" и на втором, и на третьем. Именно здесь большинство и получили травмы.

-Слышал, что во время тренировочной недели в конце января - начале февраля там ужас что творилось. Вертолеты один за другим эвакуировали травмированных...

- Было дело. Приезжаешь на тренировку, и выясняется, что все сделали только один заезд, так как обе машины "Скорой помощи", которые должны дежурить на трассе, увезли пострадавших. Бились в основном ребята из группы FIL (представители стран, подготовку саночников в которых финансирует международная федерация. - С.Б.), ну и некоторые другие до кучи. Это еще хорошо, что организаторы не пролили, как хотели, нижний участок трассы. Группу FIL от Кубка мира сразу отстегнули, чтобы они в живых остались. Но начались тренировки непосредственно перед кубковым этапом, а количество травм ничуть не уменьшилось. Румынскую девушку (с открытым переломом. - С.Б.) отправили на вертолете в Турин. Приехала местная полиция и из-за повышенного риска трассу закрыла. А затем отменили и весь этап. И правильно сделали - сколько еще людей могли инвалидами остаться! Я еще во время омологации говорил, что эти роковые виражи неправильно раскрыты. Чтобы не дать центробежной силе выбросить тебя во время их прохождения под козырек, надо обладать поистине конским здоровьем. Парни еле-еле справляются, а каково девушкам!

-По моим сведениям, организаторы уже сделали кое-какие изменения в последних виражах.

- Завтра в Сигулду приедут итальянцы, которые вовсю там катаются, расскажут. Ну а совсем скоро (19 - 20 ноября. - С.Б.) там этап Кубка мира пройдет - сами все увидим. Если опять посыплются травмы, то я не исключаю перенос олимпийского саночного турнира в другое место.

-Куда? В Кортина-д'Ампеццо?

- (Смеется.) Вы что, хотите санный спорт совсем похоронить? Там же чисто бобслейная трасса. Мне прежде всего пришла на ум Франция, Ла-Плань. Оттуда до Италии недалеко, не больше 200 километров.

ПРО ПЕРСПЕКТИВЫ И СТРАХИ

-Это правда, что трасса в Сигулде скорее санная, нежели бобслейная?

- Да, она строилась под саночников.

-Ее можно назвать вашей домашней?

- Пожалуй, нет. Мы тренируемся здесь не более двух недель в году. Просто в этом сезоне из-за того, что немцы отказали нам в своих трассах, пришлось задержаться в Сигулде.

-Считаете, что немцы поступили подло?

- Почему? Я бы на их месте сделал то же самое. Зачем помогать своим главным конкурентам?

-Что означает для России отсутствие своей трассы?

- По большому счету - отсутствие какой-либо перспективы у вида спорта. Есть у нас, конечно, детские трассы - в Братске, Чусовом, Красноярске, Кемерове, но они настолько устарели, что проводить на них международные турниры нельзя.

-А красноярская еще и печально знаменита тем, что на ней три года назад саночник Иван Гончаров лишился ноги.

- Если неготового парня посадить в двойку и запустить с женской эстакады, то можно и насмерть разбиться. Налицо ошибка тренеров. Хотя трасса действительно небезопасна. Вдоль нее стоят железные столбы, использовавшиеся когда-то для освещения, о которые люди разбивались еще в середине 80-х. Они приварены к желобу, а по технике безопасности должны находиться как минимум в метре от него. Если вылетишь с трассы и зацепишься за такой столб на скорости, тебя разорвет на куски. Спрашиваем у людей, которые за трассу отвечают, почему не уберут их. А они говорят, что проектировал трассу человек из Питера, который уже умер, и, чтобы что-то переделать, надо поднимать всю документацию. Как будто нельзя просто срезать столбы и в крайнем случае сказать, что это сделали сборщики металлолома.

-Может, они боятся, что трасса рухнет?

- Да она только крепче станет, потому что столбы не будут ее болтать.

-Как вы относитесь к бытующей в вашем виде спорта поговорке "Записался в сани - записался в сборную страны"?

- (Улыбается.) Ее придумали вы, журналисты. На самом деле она может быть применима разве что к женской сборной. Туда берут девочку, если она более или менее неплохая и...

-...не боится?

- Что значит - не боится? Боятся все. И это нормально. А вот если человек ничего не боится, это беда.

-Даже вы боитесь?

- Конечно. Перед каждым спуском.

ПРО БОБСЛЕЙ И СКЕЛЕТОН

-Вы однажды уходили из саней. Почему решились на такой поступок?

- Лично я ничего не решал - это сделали за меня. Осенью не прошел в состав сборной России и вылетел из нее. Со зла сани свои продал. Денег хватило только до лета. Пермская область, за которую я выступал, быстренько от меня отказалась, уволили из армии (сейчас Демченко на ставке в ЦСКА в звании лейтенанта. - С.Б.). Попросился в бобслей. Тогда бобслей был не то что сейчас: конкуренция невысокая, денег нет, техники нормальной тоже. На бобе, на котором мы тогда катались, сейчас в Сигулде ездят мексиканцы. Стал четвертым на чемпионате России, и опять мимо сборной - туда брали только занявших первое и второе места. Вторым тогда оказался Саша Зубков, который сам только-только пришел из саней. А я, не попав в бобслейную команду, решил податься в скелетон.

-Сани от скелетона сильно отличаются?

- По управлению примерно то же самое, только с точностью наоборот - лежишь на животе, а не на спине.

-Не страшно вниз головой лететь по желобу?

- При чем здесь это? Санями проще управлять, лежа именно на животе. Это мы все еще в детстве понимаем. Я родился в Чусовом. Там одни горы кругом да дороги извилистые. Когда с них на санках катишься ногами вперед, поворачивать неудобно. А вот когда на живот ляжешь, управлять ими - одно удовольствие. Ножку раз в сторону, носочком снег зацепил - санка пошла ровно. Да и в лицо меньше дует.

-Какими скелетонными успехами можете похвастать?

- Да какие там успехи! Мы ведь как на Кубок мира приезжали выступать? Тут скелетон арендовали, там шлемы напрокат взяли. Только шиповки свои были. Так как я тяжелый, мне скелетон нужен легкий, а скелетонисты - люди в основном некрупные, у них машины тяжелые. В Винтерберге, помню, удалось взять скелетон только у одной австрийской девушки. Представляете, как я в нем себя чувствовал? На чемпионате мира занял 30 какое-то место, точно не помню. А перед этим выиграл чемпионат России в санях и автоматом попал в сборную. Так и вернулся.

ПРО СКОРОСТНОЙ БАРЬЕР

-Туринская Олимпиада будет у вас пятой в карьере. Все еще волнуетесь перед Играми?

- Да будь Олимпиада хоть десятой, все равно перед стартом колотит будь здоров. Я волнуюсь даже перед этапом Кубка мира, а их у нас с десяток в год набегает. Олимпиада же - раз в четыре года. Вот и получается, что накануне Игр меня трясет в 40 раз сильнее (смеется).

-Однажды вы сказали, что важнейшими качествами саночника считаете чувство виража и скорости. Что такое чувство виража, я понимаю. А что такое чувство скорости?

- Понимаете, можно ехать красиво, чувствовать виражи, но при этом не добиваться успехов. Потому что нужно уметь ездить быстро. У каждого свой скоростной барьер. У кого он выше, тот и побеждает. Кто-то может творить чудеса на трассе при скорости 100 км/ч - и зажиматься на 120 км/ч. Этот барьер можно поднимать с помощью тренировок, чтобы научиться быстрее оценивать ситуацию. Ведь на трассе нужно принимать решение за одну-две десятые секунды.

-Чувствуете, что у вас подрастает смена?

- Витька Кнейб растет. Целенаправленно. Надеюсь, у него будет хорошее будущее. Может, даже в Турине получится "выстрелить".

-Вам 33 года. По меркам некоторых видов спорта - пенсионный возраст. Почему, на ваш взгляд, прорыв наступил только в прошлом году?

- Моя спортивная карьера пришлась на две совершенно разные эпохи. Я начинал ее в Советском Союзе, где были созданы все условия для побед, были трассы. Когда страна стала называться Россией, в ней не оказалось ничего. Прекрасно помню времена, когда мы питались в автобусе, готовя пишу на плитке, которую возили всюду с собой. Наверное, я мог прорезаться и раньше, но до 1998 года катался еще и в двойке, разрываясь на части. По молодости удавалось совмещать, но только до тех пор, пока скорости не стали запредельными. Тогда разница в результатах в двойке и одиночке стала бросаться в глаза. Плюс травмы посыпались. Да и надоело порядком. Все люди, как люди: откатали свое - и отправились на обед. А я приехал с утра на тренировку, потом жду следующую - весь день на трассе. На чемпионате Европы в 1996-м удалось побывать в призерах и там, и там, но это скорее единичный случай.

-Знаю, что вы продали свой "опель". Что хотите купить вместо него?

- Пока не продал, а отдал: денег за машину еще не получил. А класс нового автомобиля будет напрямую зависеть от моих выступлений.

-Значит, надо Олимпиаду выигрывать!

- (Смеется.) Поставить цель - это полдела. Надо еще ее достичь.

-Вы впервые начинаете сезон, да еще не простой, а олимпийский, в качестве фаворита. Что испытываете в связи с этим?

- Легкий мандраж присутствует. С одной стороны, я действующий обладатель Кубка мира. С другой - все эти травмы, болячки, недоделанные сани... Честно говоря, пока - полная неопределенность. Как все пойдет? "Прикинуться", спасибо немцам, перед сезоном с соперниками мне не удалось. А со своими "прикидываться" сложно. Молодежь выступает слишком нестабильно. Сегодня Витька, как и я, "выехал" из 50 секунд. Что это значит? Он поехал быстрее или я медленнее? Будем надеяться, что первое.

Сергей БУТОВ

Сигулда - Москва

Результаты первого этапа Кубка мира - стр. 15