Газета Спорт-Экспресс № 288 (3966) от 15 декабря 2005 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 15 декабря 2005 | Футбол

ФУТБОЛ

Николай БОБКОВ:
"СОРОК ЛЕТ НАЗАД НЕ МОГ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ ТРЕНЕРОМ ЗАДИРУ СЕМИНА"

Хотя футбольная карьера Николая Бобкова была недолгой, он успел в составе московского "Динамо" стать в 1963 году чемпионом СССР, поиграть в одной команде с такими звездами, как Лев Яшин и Игорь Численко, видными фигурами сегодняшнего тренерского цеха России Юрием Семиным и Владимиром Эштрековым. Впоследствии работал в дипсвязи.

В дипкурьеры охотно принимали завершивших карьеру спортсменов, людей ответственных, обладающих уравновешенной психикой и имеющих хорошую физическую подготовку - надо же таскать тяжелые мешки с документацией, переносить климатические перепады. Преобладали бывшие динамовцы - как-никак офицеры МВД.

Первопроходцем среди представителей спорта был Олег Толмачев, выигравший в 1947 году в составе "Динамо" первый чемпионат СССР по хоккею с шайбой. Дипкурьерами работали Владимир Савдунин, Владимир Шабров, Владимир Рыжкин, Георгий Рябов, Юрий Вшивцев, Геннадий Еврюжихин, Борис Стрелков. "Затесались" и экс-торпедовцы Виктор Круглов и Владимир Бреднев, который до недавнего времени, кстати, был начальником управления, директором департамента, имел ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника.

Сменивший его Сергей Степанов, в свою очередь, воспитанник спортшколы "Юность", играл за нее в одной команде с Евгением Ловчевым. Сергей Николаевич и предложил написать о дипкурьерах-футболистах. И представил меня "последнему из могикан" - чемпиону СССР-63 Николаю Васильевичу Бобкову который возглавлял в дипсвязи отдел, а недавно, уже после нашей встречи, отметил 65-летие и ушел на заслуженный отдых.

Бобков защищал цвета московского "Динамо" в период с 1962 по 1968 год. Сыграл за этот клуб 127 матчей в чемпионате СССР и 15 - в Кубке страны. Забил 12 голов (11+1).

- Я из Подмосковья, со станции Расторгуево - сейчас это город Видное. Там коксогазовый завод есть. Вот знакомые и пригласили поиграть за него. В девятом классе учился - и выступал за взрослую заводскую команду Попал в поле зрения тренеров сборной Московской области, из нее - в сборную школьников РСФСР. А после окончания школы позвали в "Шинник" . И очутился я в команде мастеров, которая выступала тогда в классе Б. Три года в ярославском клубе провел, пригласили в сборную России, составлявшуюся из футболистов класса Б. Как-то играли на "Динамо". Меня приметили. Так получил приглашение от принявшего команду Александра Семеновича Пономарева.

-Наверняка не обошлось без рекомендации его брата, тренера "Шинника"?

- Нет. Виктор Семенович отпускал неохотно. Но у меня сразу после матча состоялся разговор - и я дал согласие. Заинтересовался мною также и ЦСКА. Приезжали домой, пытались в армию забрать. Но "Динамо" меня спрятало. Пока в "Динамо" не вышел приказ о присвоении мне офицерского звания, жил, как подпольщик, у одного из руководителей клуба.

-При Пономареве вы в первый же сезон выиграли серебряную медаль, во второй - золотую. Зато в 67-м, когда "Динамо" уже с Константином Бесковым финишировало вторым, судя по небольшому количеству проведенных матчей, очевидно, на награду не наиграли?

- И обладателем Кубка страны в тот год не стал - ими считались только участники финального матча. Я же после операции на мениске сидел в запасе. У меня вообще травм много было: два мениска, ребра, ключица... Так что играл недолго, лишь до 28 лет. После 68-го года побегал еще немного в Барнауле - и все.

-Как бы вы охарактеризовали Пономарева, по сути, возродившего динамовскую команду?

- Личность. Зажигательный, умевший настроить команду Александр Семенович находил подход к каждому чтобы человек прыгнул выше головы. Когда я пришел в "Динамо", там подобралась группа интересных молодых нападающих: Игорь Численко, Юрий Вшивцев, Валерий Короленков, Валерий Фадеев. И Пономарев всячески помогал мне обрести уверенность. Благодаря ему я удачно вписался в команду.

-Бесков все же сегодня представляется более именитым. Не согласны?

- Пономарев тоже был величиной. Под его руководством сборная стала вторым призером чемпионата Европы 1972 года и третьим призером Олимпийских игр в Мюнхене. С другой стороны, Бесков работал со всеми московскими клубами, дольше руководил сборной, в том числе той, что стала второй на чемпионате Европы 1964 года. Да и играла она хорошо. Сейчас за такое достижение звание Героя России, наверное, дали бы. А тогда...

-Вам довелось поработать вместе не только с выдающимися тренерами, но и с таким футболистом, как Лев Иванович Яшин. Вы ведь появились в "Динамо" как раз тогда, когда его травили. Как это воспринималось в команде?

- Его все поддерживали и в первую очередь Пономарев. В матче ЧМ-62 с чилийцами Яшин несуразный гол пропустил. Такое со всяким может быть. Но надо было найти великую фигуру на роль козла отпущения. Яшина встречали свистом, а Лев Иванович страшно переживал. Это было заметно. Пономарев же включал и включал его в состав, несмотря ни на что. Потихонечку Лев Иванович воспрянул, почувствовал уверенность, в сборную мира его пригласили, и на "Уэмбли" он сыграл блестяще. Его сразу признали лучшим вратарем Европы, и продолжились годы пребывания в футболе. А отнеслись бы по-другому вполне мог закончить после чилийского чемпионата мира карьеру.

-Семина и Эштрекова, которые влились в "Динамо" в последний год вашего в нем присутствия, могли себе тогда представить тренерами?

- Никак не мог. Ну может быть, Семина. Он был вихрастый, колючий и задиристый. А коленки какие-то острые, так что при любом столкновении с ним был обеспечен синяк. Тем более что играл Семин самоотверженно и очень жестко. Эштреков же был спокойный, по характеру мягкий и молчаливый.

-Насколько "Динамо" было обласкано структурами, которые его курировали?

- Материальные условия были примерно те же, что и в "Спартаке". Квартирные вопросы решали, помощь в институте оказать могли. Но ничего особенного по сравнению с другими клубами.

-Вместе с тем "Динамо" и ЦСКА ведь привлекали тогда тем, что, закончив играть, можно было устроиться инструктором физкультуры в ведомственную структуру или преподавателем в учебное заведение и получать приличную по тем временам надбавку за звание.

- Да, в этих клубах был более защищенный народ. Если кого-то отчисляли по возрасту или из-за травмы, то не бросали. Те, кто с головой, все устроились. Предлагали, например, войсковые команды тренировать или в дипкурьеры пойти, что считалось очень престижным.

-Вам во многих местах довелось побывать?

- Как кадровик, я выезжал не так часто, как собственно дипкурьеры, но почти сто стран посетил.

-Почему вокруг "Динамо" очень болезненно воспринимали назначения главными тренерами, да и вообще привлечение в штаб клуба бывших спартаковцев? В то же время Бескова в спартаковской среде очень уважают.

- Бесков поднял "Спартак", хотя поначалу его приход туда далеко не все приветствовали. С этим клубом у "Динамо" исторически сложился такой антагонизм, что проиграть можно было кому угодно, лишь бы не ему Только перед играми с ним в команду для накачки приезжали руководители МВД, Центрального совета. Лучше, чтобы "Динамо" тренировал если не динамовец, то кто-то более нейтральный, чем спартаковец. Своих найти можно.

-Наконец нашли в лице Юрия Семина. Как, кстати, нынешнюю ситуацию в родном клубе оцениваете?

- Смотрел его игру в минувшем сезоне и не мог понять: то ли "Динамо", то ли "Порту"? Какая может быть честь флага у иностранца? Ему плати деньги - и все.

-Наши теперь тоже без денег играть не будут...

- Все равно достаточно, если на поле будет три иностранца, у которых действительно чему-то можно научиться.

-А это не искусственная льгота для отечественных игроков, не обладающих должным мастерством?

- Они сейчас пропадают. Талантливые ребята в состав не проходят и едут на периферию. Колодина в сборную приглашали, а он в состав клуба не попадал. Надеюсь, что Семин, тренер с характером, изменит ситуацию и наладит игру которая позволит "Динамо" бороться за самые высокие места.

Александр ПРОСВЕТОВ