Газета Спорт-Экспресс № 291 (3969) от 19 декабря 2005 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 20 декабря 2005 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье

В разгар футбольного отпускного сезона о проблемах, связанных с его проведением, корреспонденту "СЭ" рассказал врач "Локомотива" Савелий МЫШАЛОВ, который много лет проработал в сборной страны.

ПАЛЬМЫ И ПЛЯЖИ: ВО БЛАГО ИЛИ ВО ВРЕД?

Жизнь футболиста - не сахар. Внешне беззаботная, она угнетает монотонностью, предсказуемостью, расписанностью по часам. В межсезонье "достают" многодневные сборы. В ходе чемпионата - вокзалы, аэропорты, гостиницы. Окружающий комфорт, отменное питание, возможность попариться и массаж воспринимаются исключительно как работа. Ну а усугубляется ситуация ограниченностью среды общения. Два-три десятка одних и тех же "до боли" знакомых лиц - прямо космический экипаж на орбите.

Нетрудно догадаться, с каким нетерпением ждут окончания сезона игроки. Чего не скажешь о тренерах, для которых каникулы - палка о двух концах. Во благо или во вред месячная пауза межсезонья? Какими возвращаются в команду отпускники?

Все эти вопросы корреспондент "СЭ" задал мэтру футбольной медицины. Но только ими разговор с таким интересным человеком, как Мышалов, естественно, не ограничился.

ЧТОБЫ ВНОВЬ ПОЛЮБИТЬ, НАДО РАЗБЕЖАТЬСЯ

- Психологический прессинг в конце сезона футболисты действительно испытывают колоссальный, - подтвердил собеседник. - Игрок за год проводит 50 - 60 матчей, причем с непредсказуемыми интервалами, на которые щедр российский календарь. Скажем, в Англии все устоялось - и у футболистов возникает условно-рефлекторная связь. А у нас привести организм в соответствие с системой, по сути, невозможно: играем и через три дня на четвертый, и через два на третий...

К тому же мы до сих пор остаемся приверженцами испытанного десятилетиями карантинного способа подготовки к матчам - за несколько дней увозим футболистов на базу. А за рубежом все не так. В редких случаях игроки собираются накануне, обычно - в день игры, после которой их распускают по домам к семьям, что с точки зрения физиологии считается нормальным. Человек живет привычной жизнью, без отрыва от родных, друзей, подруг...

Этим во многом и объясняется реакция легионеров, которые приезжают в российские клубы: им приходится адаптироваться, а психологически это тяжело. Летом еще куда ни шло - световой день длинный, можно выйти на улицу повозиться с машиной, погулять, индивидуально поработать с мячом. Весной же или осенью, когда темнеет рано, заняться им нечем.

К чему это я? Хочу очертить круг причин, обусловливающих общую усталость футболистов на финише сезона. Причем не столько физически они утомляются, сколько морально. Я, например, даже в последних турах редко видел в раздевалке игроков, падающих от бессилия после матчей. В то же время признаки нервной опустошенности просматривались отчетливо.

-Да и от постоянного созерцания одних и тех же лиц они, наверное, устают основательно.

- Естественно. Успех любого спортивного коллектива - а футбольного в особенности - связан с психологической совместимостью. Чем меньше факторов, влияющих на разобщенность игроков, тем крепче команда, тем выше ее результаты. Легко догадаться, что за долгие месяцы совместного проживания футболисты настолько надоедают друг другу, что разъехаться им просто необходимо - дабы уравновесить процессы возбуждения и торможения. Сколько процентов падает на те и другие в ходе сезона - измерить трудно. Но месяц отдыха приводит их в соответствие.

-Иными словами, способствует возникновению у игроков желания вновь общаться.

- Совершенно верно. Надо видеть, как, встречаясь после отпуска, ребята друг друга приветствуют, обмениваются впечатлениями.

САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ УКЛОН НЕ В ЧЕСТИ

-А откуда они, как правило, возвращаются?

- Время года не позволяет широко использовать отечественную географию, и в основном все проводят каникулы в теплых странах, на берегах морей, океанов. Популярны арабские страны - Эмираты, Саудовская Аравия, где можно реализовать почти все накопившиеся за сезон желания. Правда, в "Локомотиве" появились в этом году охотники позагорать и на пляжах Бразилии. В Европу-то не отправишься - с погодой там неважно. Да и на наших курортах в этот период, мягко говоря, скучновато.

-Раньше, помнится, желание, как говорят сейчас, "оттянуться", нередко приносилось в жертву необходимости подлечить болячки.

- Согласен, при советской системе к отдыху относились более рационально. Многие клубы старались предоставить возможность игрокам провести его с "санаторно-курортным уклоном". Кончался сезон, и каждому предлагалась путевка. На 24 дня - все как положено. Да и санатории подбирались элитные. В случае отказа стоимость путевки приплюсовывалась к отпускным. Но в основном направления брали. Я, например, с женой частенько наведывался в Кисловодск и встречал там многих футболистов. Условия для реабилитации в этом городе были прекрасные. Что и привлекало динамовцев, железнодорожников. Железноводск с его грязями, водами, серными ваннами также был в чести. Сейчас ничего подобного не наблюдается: условия, говорят, не те.

-Но есть же курорты международного уровня, скажем, в Чехии или Словакии.

- Увы, и ими не пользуются - тоскливо там футболистам. Молодежи нужен какой-нибудь раздражитель, чтобы проводить время в соответствии с возрастом, пристрастиями. В кругу же лиц среднего и старшего возраста ей некомфортно.

-Понять футболистов отчасти можно, да и выбор мест для восстановления сил у них с некоторых пор ничем не ограничен.

- Действительно, в советские времена свободы передвижения по планете не было. В силу разных причин - в том числе материальных. Сейчас же игроки могут себе позволить любой курорт, сколько бы он ни стоил. При этом женатые обычно выезжают туда, где лучше организован семейный отдых. Холостые - в любую точку земного шара - у них свои представления о времяпрепровождении.

НАШИ ПО-ПРЕЖНЕМУ ДЫМЯТ В КУЛАЧОК

-Даете ли "домашние" задания футболистам?

- Безусловно. Если, например, у кого-то проблемы с опорно-двигательным аппаратом, предлагаем список мест, где можно его подлечить. При этом, с одной стороны, встречаем понимание, с другой - никто не желает поступиться планами. Так что регулировать процесс реабилитации крайне сложно. Как врачам, так и руководству. Исходить приходится из того, что сезон основательно вымотал игроков, и они вправе сами определяться с отпуском.

-Велик ли ущерб от такого "самоопределения"?

- Вопрос по существу. В свое время иностранцы - а я общался с итальянскими и германскими коллегами - провели исследования: взяли физиологические параметры у футболистов до отпуска и после него. Вывод оказался таков: спортсмены снижали свой уровень максимум процентов на 20. Почему? Они были профессионалами не только по званию, но и по отношению к делу. На топчане весь отпуск не валялись, двигались - в теннис играли, в "дыр-дыр" на пляжах, с пробежек день начинали. Отсюда и столь отрадный для тренеров результат. У нас же в советские времена подобных исследований не проводилось, но визуально мы отмечали, что уровень падал значительно. Мало кто придерживался не только строгого, но и вообще режима. Многие позволяли себе расслабиться, причем как следует.

-Неужели с распадом Союза все радикально изменилось?

- Показатели заметно улучшились. Интенсивность труда футболистов возросла, да еще появилась материальная заинтересованность - ребята прекрасно понимают: чем лучше результат, тем выше заработок. Так что взгляды на отпуск изменились. И сейчас тренерам требуется гораздо меньше времени, чтобы подтянуть параметры игроков до исходных.

-Иными словами, наши соотечественники приблизились к идеальным западным профи?

- В соблюдении режима - да. Раньше "реанимация" после дней отдыха выливалась в серьезную проблему. Причем тренеры знали, от кого можно ждать нарушений, и разбивали команду на группы. Одним предписывали пару костюмов надеть и отправляли в лес бегать кроссы. Других не столь сурово наказывали. Но как минимум сутки требовалось, чтобы восстановить игроков, после чего начиналась уже плановая работа. Сейчас этого нет.

А вот по отдаче в матчах мы от истинного профессионализма по-прежнему далеки: разница в настрое на каждую игру остается. "Локо", между прочим, именно из-за этого в нынешнем сезоне пострадал. Мы ведь просто обязаны были стать чемпионами. И стали бы как пить дать, если бы взяли "свои" очки у более слабых команд. Психология подвела. Так что в этом отношении у иностранцев еще есть чему поучиться.

-А в чрезмерном употреблении алкоголя, курении футболистов нельзя упрекнуть? Ведь если раньше дымили в кулачок, поддавали вдали от тренерских глаз, то сейчас это в определенной мере узаконено.

- Тем не менее игроки не позволят себе, разговаривая с руководством, достать пачку сигарет и затянуться или осушить пару-тройку бокалов - менталитет прошлого в крови. Но тренеры знают, кто в команде курит, и если застают футболиста с сигаретой, оргвыводов, как правило, не делают. А раньше это было само собой разумеющимся - причем наказывали серьезно.

Что характерно: даже когда мы разрешаем подопечным расслабиться - выпить пива, сухого вина, - мало кто этим злоупотребляет. В Израиле, например, "Локомотив" организовал ужин в ресторане - решил отметить окончание сезона. Но если в прежние времена мы бы поутру имели колоссальные проблемы с отъездом, то в данном случае все вышли к автобусу в полном порядке - аккуратненькие, чистенькие, хоть на поле выпускай.

ТРИ "ПИКА ФОРМЫ" - НОНСЕНС

-В чем еще мы далеки от высокого профессионализма?

- У иностранцев подготовительный период сокращен до минимума. Возвращаются футболисты из отпуска, как я уже говорил, в довольно приличном функциональном и физическом состоянии, а потому им хватает пары недель, чтобы перейти к специальной работе - товарищеским матчам, игровым тренировкам. Между первым и вторым кругами в Европе приблизительно пара недель. Межсезонье занимает максимум месяц. У нас же - три с половиной. Можно три раза набрать форму потерять и снова набрать. Это нонсенс. Футболистам надоедает заниматься беготней.

-Как-то в Самаре я беседовал с тренером "Крылышек" по физподготовке итальянцем Агостино Тибауди, занимавшимся с "Челси" и "Миланом". Он тоже говорил, что на Западе все не так, как в России, - там нагружают команды в сезоне, а в межсезонье нагрузки невелики.

- Работая в свое время со сборной, я тоже проводил анализ состояния футболистов - весной, летом, зимой. И наилучшие показатели получал в феврале - марте - после первого вхождения игроков в оптимальное физическое состояние. Результаты в данный период выглядели блестяще. В апреле же картина радикально менялась, потому что не только в футболе, но и в других дисциплинах человек способен удерживать оптимальный уровень работоспособности лишь на протяжении трех месяцев. Затем неизбежен спад - хочешь того или не хочешь. Никакая фармакология не поможет. Физиология возьмет свое.

-Валерий Газзаев в нынешнем году уложился с подготовкой в месяц. Тем не менее ЦСКА довольно резво бежал весь сезон.

- Могу только приветствовать инициативу армейского наставника.

ИМЕТЬ МАЛО - НАДО УМЕТЬ

-Вернемся к отпуску. Издержки его традиционны - лишний вес, функциональные потери?

- Естественно. Организмы-то у ребят адаптированы к нагрузкам и не могут без движения.

-Все ли одинаково быстро выходят на прежний уровень?

- Те, кто возвращается с нормальными весовыми показателями, гораздо оперативнее включаются в полноценную работу. Килограммы многое определяют: перебрал с ними - значит, баланс между отдыхом и нагрузками был нарушен в пользу первого. К тому же каждый игрок имеет свою функциональную модель, которая, правда, не полностью отражает реальность. Взять, к примеру, Сенникова. Врач со стороны, обследовав этого игрока, наверняка поставит ему за физическую готовность максимум три балла. Однако на поле Дмитрий - твердый отличник. У него поразительная степень реализации. Таков же Смертин, в прошлом был Бессонов. Однако есть футболисты, имеющие прекрасные данные, но не умеющие их полностью реализовывать. Причем эти ножницы наблюдаются сплошь и рядом.

-Какими средствами восстанавливаете утраченное на югах?

- Заимствованными у других видов спорта - легкой атлетики, например. Они - первейшее лекарство для восстановления общей выносливости. А таковая является базой, на которой строится специальная подготовка. Валерий Лобановский - мне довелось с ним работать, - помнится, очень жаловал королеву спорта. И его команды бежали. У силовых дисциплин также заимствуем немало. Занятия в тренажерных залах - непременная часть большинства тренировок. Но, повторяю, все эти упражнения дадут быстрый и должный эффект исключительно в том случае, если игроки и в тени раскидистых пальм на берегах морей и океанов будут помнить: футбол - профессия, которая не терпит легкомысленного отношения к себе.

Юрий ИВАНОВ