БОКС |
ТЯЖЕЛЫЙ ТИТУЛ ВАЛУЕВА
Александр БЕЛЕНЬКИЙ |
из Берлина |
Наконец-то все закончилось. И закончилось хорошо. Николай Валуев завоевал титул чемпиона мира по версии WBA. Пока мне, как и самому Николаю, в это еще не верится. Тем больше оснований вспомнить этот день, 17 декабря в Берлине, и турнир на арене "Макс Шмелинг Халле", организованный промоутерской компанией Sauerland Event, который войдет в историю нашего бокса. Теперь можно и посмаковать подробности, и проследить, шаг за шагом, как все начиналось и развивалось, не обходя вниманием и другие поединки в этой программе, ведь там выступало немало, что называется, близких нам людей. К тому же это были интересные бои.
НЕТИХОЕ НАЧАЛО
Очень хорошее впечатление произвел украинский тяжеловес Олег Платов, который встречался с канадцем Стефаном Тесье. Напомню, что в своем предыдущем бою канадец продержался все четыре раунда против Александра Поветкина. Правда, наш олимпийский чемпион проводил тот бой не совсем здоровым.
Поначалу Тесье несколько досаждал Платову своим коротким и, судя по всему, сильным левым боковым, но украинец совершенно буквально взял дело в свои руки и стал работать сериями по голове и корпусу канадца. В самом конце третьего раунда Платов послал Тесье в нокдаун, а в начале четвертого нокаутировал.
Находящийся на подъеме немецкий тяжеловес Рене Деттвайлер на первой же минуте первого раунда тремя ударами по печени трижды отправлял на пол хорвата Анте Ловрича. Публика была не то чтобы недовольна, но, кажется, хотела, чтобы это жестокое, но живописное представление ей показали еще раз пятнадцать. Люди не так уж бессердечны, просто они понятия не имеют о том, что такое удар по печени. Им незнакомо ощущение, когда тебе кажется, что у тебя рвутся все внутренности, и ты не можешь вздохнуть не то от боли, не то от судорог.
Затем истинный викинг из Норвегии по имени Никита Дубинин (весовая категория до 69,9 кг) показал в бою с Петром Рыкало из Чехии быстрые руки и быстрые ноги. Еще бы и силы в ударах побольше - цены бы ему не было. А так получилась довольно симпатичная победа по очкам, но и только.
Любимец местной публики Марко Хук (90,7 кг) провел нелегкий и драчливый бой с американцем Майклом Симмсом. Все трое судей отдали ему вполне заслуженную победу, но создалось впечатление, что дальнейшее восхождение Хука не будет таким уж простым.
На этом более или менее спокойное ожидание главного события для нас и закончилось, потому что в следующем поединке на ринг вышел чемпион Афин-2004 в тяжелом весе Александр Поветкин.
ПОБЕДА ПОВЕТКИНА
С самого начала боя с американцем Вилли Чэпменом стало ясно, что Поветкин наконец-то вышел на ринг в хорошей форме. Сейчас уже можно открыто сказать о том, что последние два поединка Александр провел не совсем здоровым, если не сказать совсем нездоровым, однако наотрез отказывался отменять их, хотя, например, в бою с Тесье почти не мог работать левой рукой. Только это и спасло тогда канадца от нокаута. А на этот раз у Поветкина не было травмы, которая могла бы спасти от подобной участи Чэпмена.
Американец вышел на ринг уверенным в себе и даже как будто веселым. Веселье закончилось после того, как Александр провел один за другим два левых боковых, первый пробный, а второй уже "на поражение". Дальше больше. За весь бой Чэпмен провел от силы несколько отчаянных ударов. Никакого ощутимого вреда они не причинили.
Поветкин постепенно наращивал свое преимущество. Чэпмен был очень расслаблен, а нокаутировать такого боксера крайне трудно, так как ни один удар он не принимает жестко. И все же в конце третьего раунда Александр послал Чэпмена в нокдаун левым боковым. Кажется, левым боковым. Дело в том, что передо мною сидела очень темпераментная дама средних лет, которая каждую минуту вскакивала. И надо же было ей вот так выстрелить свечой как раз в тот момент, когда Поветкин нанес этот удар! Уже взлетев, дама принялась бурно приветствовать Александра. Зал взревел вместе с ней. Вообще с каждым боем немецкая аудитория приветствует нашего олимпийского чемпиона все громче и громче. Так начинается любовь.
Развязка наступила в пятом раунде. Внезапным, как удар молнии среди ясного неба, левым боковым Поветкин снова отправил Чэпмена на пол. Он встал, но Александр стал просто забивать его, после чего рефери остановил встречу. Мне показалось, что он несколько поторопился, но все равно это уже ничего не могло изменить.
ВЕЛИКАЯ ДОЧЬ
Нет, я не считаю Лейлу Али великим боксером (или все-таки боксершей?). Просто все, что она делает, привлекает повышенный интерес именно из-за личности ее отца, Мохаммеда Али. Вот и сейчас ее приезд в Германию вызвал просто дикий ажиотаж. Привезли и Мохаммеда Али. Именно привезли, потому что сам он приехать уже никуда не может. По-моему, он уже даже не может говорить. Во всяком случае, на своей "пресс-конференции" накануне он не проронил ни слова. На вопросы, обращенные к нему, отвечала его жена. Говорила умно и дельно, только вот отвечала на вопросы, даже не оборачиваясь к своему мужу. Зрелище, признаюсь, было тягостное.
Лейле предстоял бой со шведкой Озой Занделл. Как раз перед их поединком объявили о том, что в зал прибыл Мохаммед Али. От этой вести зал мгновенно встал на уши. Я даже представить себе не мог, что здесь, в Германии, он так популярен. Люди вскакивали на стулья, чтобы хоть издали увидеть живые останки Али.
Лейла не подвела своего отца. Она показала хороший боевой бокс и еще более боевой характер. Поначалу ей было не слишком удобно работать с соперницей крепко выше себя ростом - как-никак 187 см. Однако Лейла хорошо защищалась корпусом и уходила в стороны. Шведка предпочитала работать вторым номером и встречала соперницу прямыми ударами с обеих рук и левым боковым. Этот последний удар чаще всего причинял Лейле неприятности, но она все возвращала с лихвой: ее правые прямые вразрез и кроссы все время доходили до цели.
Начиная со второго раунда Занделл время от времени начинало покачивать от ударов американки. Часто Лейла атаковала сериями, но соперница отвечала, и временами отвечала очень неплохо. Но все же дело явно шло к досрочной победе Али.
Наверное, присутствие отца вдохновляло Лейлу, она все больше расходилась. В четвертом раунде шведке приходилось временами совсем туго, но она все-таки встречала Али, и несколько раз ее левый боковой поставил дочь великого отца в неудобное положение, однако не стоит преувеличивать успехи Занделл.
Конец наступил в пятом раунде. Шведка провела хороший удар, очередной левый боковой, и "пошла ломить стеною". Лучше бы она этого не делала. Красивое лицо Лейлы исказил совсем некрасивый оскал, и она в какой-то момент просто насадила голову шведки на свой правый прямой. Потом последовала еще серия. И еще серия. И еще серия. Занделл начало просто мотать по рингу из стороны в сторону. В зале стали раздаваться крики с требованием остановить бой: все-таки когда женщину так бьют, пусть даже делает это и другая женщина, а не мужчина, выглядит это несколько пугающе. И рефери остановил поединок.
Занделл потом говорила на пресс-конференции, что она выигрывала бой и, конечно, довела бы его до победы. Но первое несколько не соответствовало действительности, а второе было вообще недостижимо.
ЗАЛ В ОЖИДАНИИ
Ну вот позади остался и этот бой. Последние сардельки в фойе "Макс Шмелинг Халле" были съедены, пиво выпито, и зал набился до отказа. Подтянулась и самая колоритная публика - берлинский Unterwelt (криминальный и околокриминальный мир), сутенеры со своими "надувными" девочками, какие-то странные ребята, одетые в длинные сюртуки в стиле середины ХIХ века, и прочие интересные личности. А с другой стороны, подоспели дамы в вечерних платьях, которые они явно научились носить не вчера.
Начало главного боя затягивалось, так как поединок Лейлы Али с Озой Занделл закончился раньше времени, и оставалось только смотреть по сторонам. Ваш корреспондент словил себя на ощущении, что никогда прежде так перед поединком не волновался. Спасало только то, что и люди вокруг выглядели не лучше: каждый добавлял свою толику нервозности в общую атмосферу.
Пожалуй, единственный, кто был все время в каком-то умиротворенном состоянии, так это недавно прибывший в зал известный тяжеловес Джамиль Макклайн, который поработал у Джона Руиса спарринг-партнером, а теперь приехал посмотреть, как он подготовил чемпиона к бою. Накануне, во время взвешивания, когда Макклайн впервые увидел Валуева, ему, по-моему, стало просто весело от того, кого он, оказывается, имитировал. Макклайн очень здоровый парень, где-то под два метра, но рядом с Валуевым он выглядел почти малышом, и особенно это впечатление усиливалось оттого, что у него очень маленькая голова.
Впрочем, Макклайн явно приехал сюда не волноваться, а наслаждаться жизнью в самых первобытных ее проявлениях. С собой он привез здоровенную блондинку из разряда "три метра красоты". На самом деле ростом она была, конечно, чуть меньше, где-то под 190, но ведь это тоже немало, особенно учитывая богатые формы. Смотришь на такую двуспальную красавицу - и никак не можешь понять, зачем было лепить из силикона Памелу Андерсон, когда рядом ходит вот такой натуральный продукт. Однако даже созерцание этой царь-девицы уже давно перестало скрашивать ожидание. Мысль была только одна: скорее бы все началось и кончилось, Валуев победил бы, а мы, изможденные и похудевшие, рухнули бы по койкам, чтобы назавтра встать пьяными и счастливыми.
НАШ ВЕЧЕР
Отзвучали гимны, отмахали флаги. Остался только бой.
Руис в своем углу встал в позу бегуна, готовящегося к старту. По удару гонга он оттуда почти выпрыгнул. Я ожидал, что он затормозит перед Валуевым, но нет, Руис пошел на нашего боксера, причем довольно быстро. Николай работал вторым номером. Руис наседал, Валуев останавливал его джебами, пока, правда, не очень точными.
В какой-то момент Руис собрался провести левый боковой на скачке, но не решился. А чуть позже провел правый кросс: Валуев в этот момент отходил назад, и удар получился не очень сильным. Потом все продолжилось в прежнем ключе: Руис наседал, а Николай останавливал его джебом. Уже в первом раунде у американца оказалось рассечено лицо, однако прямо перед гонгом он провел хороший левый боковой. По-моему, раунд остался за Руисом.
Во втором раунде Валуев подключил к атакам и правую руку, которой наносил и прямые, и боковые, но главным его оружием оставался джеб, который на данный момент поставил Руиса в тупик и совершенно его замучил. Еще одна отрадная деталь: Валуев очень редко стал пропускать правый кросс, который так часто в предыдущем бою доходил у Лэрри Дональда.
В третьем раунде Руис постоянно бросался на Валуева, как будто хотел его забодать, и частенько ловил головой его джеб. Николай работал левым прямым, как отбойным молотком. Несколько раз Руис просто отшатнулся от этого удара. При этом он тоже бил и временами попадал, правда, по большей части нечисто. Мне показалось, что Валуев все-таки сделал в этой трехминутке чуть больше полезной работы.
Зал лихорадило. Валуеву давали советы на двух языках, русском и немецком, причем голос подавали все больше люди квалифицированные, поэтому говорили они часто одно и то же. Впрочем, и так было ясно, что Николай делал не так: мало использовал правую руку и был достаточно однообразен, давая Руису присмотреться к тому, что он делал, и выработать ответную тактику.
Четвертый раунд начался для Николая хорошо, он провел довольно много джебов и левых боковых, но затем Руис провел мощнейший прямой справа. Потом бой шел с переменным успехом, но если третий раунд мы отдали Валуеву, то этот следовало отдать Руису. Судьи так обычно и делают: делят равные раунды пополам.
Пятый и шестой раунды Валуев, вне всяких сомнений, выиграл. Он стал немного больше использовать правую руку, чего до сих пор явно не хватало, ну а его джеб просто затерзал лицо Руиса, которое уже все кровоточило.
Прошла половина боя, а исход его был совершенно неясен. Было понятно: единственное, что придумал штаб Руиса, это несколько взвинтить темп. Решение, конечно, правильное, так как такой гигант, как Валуев, просто не может его поддерживать. Но стоило Руису хоть чуть-чуть зазеваться и войти в клинч, как Николай наваливался на него, лишая не только пространства, но даже воздуха. Тактика не слишком зрелищная, но эффективная.
В седьмом раунде после точного левого бокового Руис бросился развивать атаку. Николай его встречал, но не очень удачно. В итоге, когда уже казалось, что Валуев прочно встал на рельсы и поехал к победе, он проиграл раунд, и все почти вернулось к изначальному раскладу.
Восьмой раунд Николай выиграл - в основном опять за счет джебов, которые Руис часто ловил. Затем Валуев неожиданно переключил атаку на нижний этаж и ударил правой по корпусу, а потом снова перешел на голову, несколько раз попав с обеих рук. Раунд за россиянином.
В девятом раунде после нескольких джебов Валуев провел хороший правый боковой, но потом Руис много, хоть и не слишком точно, атаковал - он был активнее и, возможно, заслужил победу.
К этому моменту стало окончательно ясно, что никакого нокаута в этом бою не будет. Все предстояло решать судьям, и как они решат, железной уверенности не было. Напомню, что трое арбитров представляли нейтральные страны - Австралию, Новую Зеландию и Мексику, поэтому назвать их состав "домашним" было бы неверно.
Так оно и вышло. Заключительные три раунда прошли, что называется, в упорной борьбе. В начале десятого Руис несколько раз наскочил на джебы Валуева, но дальше показал прекрасную способность восстанавливаться. Последние две минуты раунда прошли в равной борьбе, и все-таки за счет удачного начала Николай заслужил победные очки. Одиннадцатый раунд оказался достаточно равным. Руис несколько активизировался, показав, что силы у него еще остались. Американец в какой-то момент провел длинную серию. Валуев вернул все, но осталось впечатление, что Руис в этот момент был все-таки получше.
Перед двенадцатым раундом тренер Руиса Норман Стоун устроил у себя в углу какой-то агрессивный танец сначала с полотенцем, потом без него, настраивая своего подопечного на то, чтобы он выиграл раунд. Ну а замечательная девушка Джамиля Макклайна, сидевшая неподалеку от меня, в какой-то момент уже в начале раунда так резко вскочила, что чуть не огрела себя собственным бюстом по лицу. Вообще казалось, что все решится именно сейчас: кто выиграет этот раунд, тот выиграет и бой.
Раунд начался для Валуева не слишком удачно. Руис попадал больше и чаще. На сердце похолодело. Но тут Николай стал потихоньку перетягивать инициативу. У него прошло несколько ударов с обеих рук, в том числе и снизу. Затем провел еще несколько ударов.
Ну вот и гонг. Ничего не ясно. Последние два раунда были, в общем, равными. Но если вы отдали одиннадцатый Руису, то следовало бы отдать двенадцатый Валуеву. Мне вообще показалось, что хоть чуть-чуть, но за счет второй половины он его действительно выиграл. Оставалось ждать судейского решения.
Новозеландский арбитр поставил ничейные очки: 114-114! Зал замер. Затем ведущий сказал, что два других арбитра поставили 116-113 и 116-114... Нет, не может быть, чтобы Руис выиграл с таким счетом, значит...
"Новый чемпион мира по версии WBA - Николай Валуев!" - воскликнул ведущий.
Мы все взмыли в воздух. Потом возникла какая-то пауза. Кажется, Николай хотел показать публике свой чемпионский пояс, но у него практически из рук его выхватил Норман Стоун, напоминавший в этот момент взбесившегося хорька. Но тут нашелся персонаж ему под стать. Ули Вегнер, главный тренер команды Зауэрланда, который любит ходить в наряде, похожем на шерифский, решил навести порядок и сцепился с бесновавшимся Стоуном. В какой-то момент он отбросил его к канатам, и тут здоровенный охранник, стоявший за ними, схватил Стоуна сзади за шею. А затем его общими усилиями скрутили.
На пресс-конференцию Стоун пришел с разбитым носом, который зажимал полотенцем. Со словами "От этого решения воняет!" он прошел к столу президиума, где устроил перепалку с Зауэрландом, которую последний, на мой взгляд, выиграл, хотя говорил и тише, и спокойнее. Здесь же сидел Дон Кинг, которого журналисты спросили, кто, по его мнению, выиграл поединок, но знаменитый американский промоутер ушел от ответа.
На моей "карте" получилось 115-113 в пользу Валуева. Честно говоря, меньше, чем я ожидал, но все же общий результат, с моей точки зрения, сомнения не вызывает. Николай Валуев - чемпион мира по версии WBA! С чем я всех его болельщиков и поздравляю!