ФУТБОЛ |
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Уходящий футбольный год займет в памяти свое, особое место. Причина - на поверхности: за российских 14 лет не было в футболе ничего более грандиозного, чем победа ЦСКА в Кубке УЕФА. Когда бы ни пришел следующий успех в еврокубках, это не изменит главного: свой Рубикон мы уже перешли.
Тогда, в мае, казалось, что армейский кубок даст импульс и российской сборной. Жизнь показала, однако, что клубное и национальное в футболе - вещи зачастую мало связанные друг с другом. Осенью бесславно лишилась права выступать на чемпионате мира главная команда, а затем в грязной битве с датчанами пала молодежка. В клубном рейтинге УЕФА мы поднялись на 11-е место, в реестре сборных опустились на 34-е.
В стране в уходящем году сменилась верховная футбольная власть. По эпохальности это событие вряд ли уступит лиссабонской победе ЦСКА. По крайней мере еврокубки мы в последние десятилетия выигрывали чаще, чем меняли президентов национального футбольного союза. В 86-м, когда киевляне взяли Кубок кубков для всего СССР, Вячеслав Колосков уже занимал свой служебный трон, на котором продержался затем еще двадцать лет.
Его сменщику - новому президенту РФС Виталию Мутко досталось тяжелое наследство. Однако он и к власти пришел весьма охотно, и за дело взялся активно, не уставая всякий раз подчеркивать, что не боится трудностей. Мутко, несомненно, не только бережно относится к футболу в себе, но уважает и себя в футболе. Его слова и поступки наполнены энергией, одно пока мешает уловить общий вектор - отсутствие конкретных результатов. Их срок, видимо, еще не пришел. За полгода сильные футбольные державы действительно не рождаются. Имея за плечами убыточный профессиональный футбол с полуразрушенной инфраструктурой, наивно рассчитывать на мощный прорыв. Именно поэтому Мутко сейчас столь явно напирает и на строительство полей для молодежи, и на ужесточение лимита на легионеров. Клубы-миллиардеры сопротивляются, и их можно понять, о чем уже не раз писал "СЭ".
Строить поля, впрочем, могут и завхозы - были бы деньги. А вот дать путевку в жизнь самой капризной, самой любимой принцессе нашего футбола - национальной команде - большое искусство. В современных условиях - почти шахматное. Сейчас нам неоткуда черпать резервы для сборной. Мы все глубже опускаемся в трясину рейтинговых корзин ФИФА и УЕФА. Если так пойдет, проблема пройти сито отборочного турнира вскоре станет объективной, а не субъективной, как сейчас. Уже не тренерская чехарда и головотяпство, а Франции с Голландиями встанут у нас на пути, сменив Латвию со Словакией. В условиях, когда набирать две сборные - первую и молодежку - предстоит из круга в 60 - 70 кандидатов, как сейчас, такое развитие событий смерти подобно. Нас просто выкинет на обочину, и остановить этот процесс не смогут ни лимиты на легионеров, ни разрезанные ленточки новых футбольных полей.
Да и не только в них дело. Никто не отменял пока главных законов, по которым развивается мировой футбол. Таких, как честность, открытость в футбольном бизнесе и в самом футболе, избавление от ярма судейских скандалов и закулисных интриг. Таких, как прозрачность бюджетов, преклонение перед главным лицом любого матча - цивилизованным болельщиком, а не парой-тройкой тысяч матерящихся юношей с файерами в руках.
А клубы - и "Зенит" с "Локомотивом" в Кубке УЕФА, и ЦСКА со "Спартаком" в Лиге чемпионов, да и другие тоже - поймут, подстроятся. Ведь до сих пор главным двигателем их прогресса были деньги. Большие деньги. Если же подключить сюда еще и здравый смысл, и закон, и волю РФС, - глядишь, пойдет дело куда надо. Каким бы каторжным ни казался сейчас этот труд.