ХРОНИКА |
ЛУЧШИЙ СПОРТСМЕН РОССИИ-2005. Версия "СЭ" |
"ХОЧУ СТАТЬ ТЁТЕЙ!"
- Кружочка три будет достаточно, Виталий Афанасьевич?..
- Да нет, Леночка, побегай, пока не почувствуешь, что мышцы разогрелись и готовы к работе...
Кинокамер и фотовспышек нет, хотя момент почти исторический: выдающаяся прыгунья с шестом, лучшая спортсменка России-2005 по версии "СЭ" Елена Исинбаева начинает первую тренировку в Донецке, куда она в минувший понедельник прилетела вместе со своим новым наставником Виталием Петровым.
Для Петрова, последние четырнадцать лет живущего и работающего в Италии, этот манеж - что дом родной. Здесь в свое время он выпестовал Сергея Бубку. Теперь крутые виражи этой дорожки штурмует Исинбаева. Ее пестовать вроде бы и не надо - уже готовая, признанная всем миром прима шеста. Однако задача тренера от этого становится только ответственнее.
Накануне они совершили многочасовое и утомительное путешествие по маршруту Формио - Рим - Будапешт - Киев - Донецк, поэтому к своей именитой ученице Петров настроен лояльно: первая тренировка на новом месте длится не более часа. Вашему корреспонденту это только на руку - есть возможность быстрее начать с Исинбаевой разговор об уходящем годе, принесшем ей и громкие победы, и громкий поворот в спортивной судьбе.
Начинаем, конечно, с побед. И я говорю Исинбаевой: мне кажется, что лауреат конкурса "СЭ" определился еще 24 июля в Лондоне, когда она стала первой в мире девушкой с шестом, которой покорилась 5-метровая высота. Спортивные подвиги такого масштаба случаются не каждый год и даже не каждое десятилетие.
БАЙКОНУР В ЛОНДОНЕ
-Место и время для "космического" прыжка вы определили заранее или просто так уж сложилось?
- Наверное, куда эффектнее это выглядело бы на чемпионате мира. Однако откладывать до Хельсинки было рискованно. Все знают, какой там своенравный сектор и какая непредсказуемая погода в августе. А в Лондоне все совпало наилучшим образом: чудесный теплый вечер, отчаянно болевшие зрители, мое безупречное физическое состояние и, наконец, хорошее настроение. Когда со второй попытки взяла 4,96, что тоже было выше мирового рекорда, подумала: а почему не пять метров ровно, коли все так прекрасно складывается? Попросила судей поднять планку еще на четыре сантиметра - если смотреть с земли, ничтожная в принципе величина. И прыгнула!
-Не хотели "откладывать до Хельсинки", но там три недели спустя взяли 5,01...
- На чемпионате мира, если вы помните, из-за ливней наш финал перенесли на два дня. Это просто счастливый случай, стечение обстоятельств, что мы - одни из немногих - получили возможность соревноваться в сухом секторе и в почти безветренную погоду.
-Бубке за всю его карьеру так ни разу и не удалось обновить мировой рекорд на олимпиадах, чемпионатах мира или Европы. Вы же это делаете с подкупающей регулярностью: на зимнем чемпионате мира в Будапеште, на Олимпиаде в Афинах, на европейском чемпионате под крышей в Мадриде, наконец, в Хельсинки... Неужели вашей нервной системе совершенно безразличен ранг соревнований?
- Я такой же спортсмен, как все. И в коммерческих стартах чувствую себя более раскрепощенной, чем в официальных соревнованиях, потому в первом случае ответственна только за себя, во втором - за команду страны, которую представляю. Однако если я уже выиграла, возникает желание доставить удовольствие зрителям. Знаете, на что похож турнир без рекорда? На праздничный стол без десерта. Вроде бы ты и сыт победой, однако послевкусия все равно недостает.
-Зрители на трибунах оказывают на вас влияние?
- Огромное! Их поддержка очень важна. Только представьте: вокруг горящие глаза, а в них - ожидание чуда...
-Неужели, находясь в секторе, можно видеть чьи-то глаза на трибунах?
- Еще как! Особенно в зале, где очень остро ощущаешь дыхание трибун. Если кто-то поднимет над головой плакатик с моим именем или просто громко крикнет: "Лена, мы с тобой!" - это по-настоящему заводит. Имейте в виду, что мы, легкоатлеты, не окружены таким обожанием, как, скажем, футбольные звезды мировой величины. Поэтому нам дорог любой знак зрительского внимания.
ОПАСНО ПЛАНИРОВАТЬ РЕКОРДЫ
-От кого вы прячете глаза под козырьком бейсболки в перерывах между попытками? Или это способ отгородиться от соперников?
- Прячусь от фото- и телекамер. Понимаю, что у репортеров работа такая, но иногда они ведут себя слишком уж бесцеремонно. А когда бейсболка закрывает глаза, становится безразлично, нацелены на тебя объективы или нет.
-Бубка по рекомендации работавшего с ним одно время психолога предпочитал во время соревнований вообще не общаться с соперниками, даже руки им не подавал, поскольку через рукопожатие якобы можно получить негативную энергию... Вы в это верите?
- Вполне. И тоже веду себя в секторе замкнуто, ни с кем не общаюсь. Только не надо воспринимать это как неуважение или неприязнь к соперникам. Наоборот, с моей точки зрения, именно так должен вести себя в профессиональном спорте человек, ощущающий себя лидером.
-В Хельсинки, когда представитель фирмы "Тойота", официального спонсора чемпионата мира-2005, вручил вам чек на 100 000 долларов за мировой рекорд, вы при всем честном народе пообещали до конца сезона еще два рекордных прыжка - на 5,02 и 5,03. Погорячились?
- Устала. Делала все возможное, чтобы сдержать слово, но, увы... Лишний раз убедилась, как это опасно - планировать мировые рекорды. Были еще четыре старта, однако пик формы остался позади, и эмоционально я была совершенно опустошена.
НЕ МЕЖДУ НАМИ, А ВНУТРИ МЕНЯ
-Ваш разрыв с тренером Евгением Трофимовым, наделавший столько шума, к этому имел отношение?
- Никакого. Да и случилось все позже, когда сезон уже закончился.
-Можете объяснить, что все-таки произошло, какая кошка пробежала между людьми, проработавшими вместе - и весьма плодотворно - долгих восемь лет?
- То, о чем вы толкуете, произошло не между нами, а внутри меня одной, и Трофимов тут ни при чем. После завершения сезона я на месяц уехала отдыхать, а когда вернулась в Волгоград, вдруг поймала себя на мысли, что не хочу больше прыгать с шестом...
-Это еще почему?!
- Скорее всего, наступило какое-то пресыщение. Я добилась всего, чего хотела: стала олимпийской чемпионкой, выиграла чемпионат мира, первой покорила 5-метровую высоту... Дальше все пошло бы по замкнутому кругу, монотонно, с уже знакомыми ощущениями. Нужно было либо навсегда зачехлить шест, либо попытаться вырваться из этого круга. Требовался новый толчок, новая мотивация, если хотите - какой-то вызов самой себе.
Я сказала: "Лена, в 23 года рановато ставить крест на прыжковой карьере. Нужно что-то кардинально изменить, но остаться в спорте и радовать себя и тех, кто тебя любит". Объяснила Евгению Васильевичу, что больше не могу у него тренироваться, что он тоже добился со мной всего, о чем можно было мечтать. А дальше, с моей точки зрения, перед нами замаячил тупик. Может, это парадоксально звучит, но именно то обстоятельство, что мы слишком хорошо знаем друг друга, и стало тормозом для плодотворной совместной работы в дальнейшем.
-Как Трофимов все это воспринял?
- Когда расставались, нормально. Показалось, что он меня правильно понял. Я поблагодарила Евгения Васильевича за все, что он для меня сделал, и сказала, что пока не знаю, что будет дальше, у кого стану тренироваться.
-Не почувствовали, что для тренера ваши слова стали ударом?
- Не почувствовала. "Ну, хорошо, я все понял", - сказал Трофимов. Никаких истерик не было. Думаю, он действительно все правильно понял...
-Зачем же тогда публично стал обвинять далеко не последних в легкоатлетическом мире людей, якобы сбивших его ученицу с истинного пути?
- Меня не собьешь, если сама не захочу. Я достаточно взрослый человек, чтобы принимать самостоятельные решения. И в данном случае это было взвешенное решение. Я советовалась с родителями и сестрой, рассказала им о своих ощущениях.
-И что в итоге?
- Ну, об итогах говорить преждевременно. Наоборот, все только начинается: новый тренер, новые менеджеры, новые условия работы. А в том, что было прежде, я себя исчерпала.
-Это правда, что у вас теперь два зарубежных менеджера?
- Да. Швед Даниэль Весфольд занимается спортивной стороной моей деятельности, а швейцарец Андреас Метцлер из компании Podium - рекламной.
-Для вас имеет значение, как реагируют на все, что произошло, окружающие, знакомые и незнакомые люди?
- Это дело второе. Спорт устроен справедливо: будет результат - будет и понимание окружающих.
О РОМАНТИКЕ СПОРТА
-Мировые рекорды в легкой атлетике хорошо оплачиваются, поэтому понятно, почему вы всякий раз поднимаете планку лишь на один сантиметр. Бубка, не имея серьезных соперников, в свое время делал то же самое, а после завершения карьеры признался, что так и не добрался до своего "потолка". Вы не опасаетесь этого? И вообще, столь рациональный подход не противоречит романтике спорта?
- Смотря, что подразумевать под романтикой. Для меня в первую очередь важно количество мировых рекордов, а не высота, которая в итоге окажется последней. Дело не только в меркантильной стороне вопроса, хотя и она важна, потому что спортивный век не так уж и долог. Люди запомнят, да простится мне этот разбег фантазии, 50-кратную рекордсменку мира, а на какой высоте будет подведена черта, для них не так важно. Для истории имеют значение только "космические" рубежи, такие как 6 метров у мужчин или 5 метров у женщин.
-Вас не смущает отсутствие серьезной конкуренции в женском шесте?
- Во-первых, я не вполне с этим согласна, поскольку польская спортсменка Анна Роговска в последнее время здорово прибавила...
-...и теперь отстает от вас "всего" на 25 сантиметров...
- ...а во-вторых, выходя в сектор, всегда волнуюсь. Значит, ощущаю присутствие соперниц - по крайней мере до определенных высот.
-Светлана Феофанова, пропустившая прошлый сезон, не собирается вернуться в сектор?
- Не знаю, я с ней не общаюсь.
ВСТРЕЧА С ПЕТРОВЫМ
-Что новенького появилось в вашей предсезонной подготовке?
- Новое уже то, что тренировки проходят в разных местах: первый сбор был в Монако, второй - в Италии и третий сейчас в Донецке.
-Как вы вышли на Петрова?
- Позвонила ему из Волгограда с просьбой о консультации. Виталий Афанасьевич очень удивился, когда я сообщила, что ушла от тренера и собираюсь начать все с начала. Сразу даже не поверил: думал, разыгрываю. Но по телефону разве все объяснишь? Поехала в Монако, где Петров проводил сбор со своим учеником, итальянским экс-чемпионом мира Джибилиско. Начали понемножку работать, присматривались друг к другу. В начале декабря он пригласил меня в Формио, и уже там решили, что Петров будет моим новым тренером на постоянной основе.
-Бубка сыграл во всем этом какую-то роль?
- Договаривались мы без Бубки. Сергей Назарович был расстроен, что рекордсменка мира осталась без тренера, однако, с кем именно я буду дальше работать, для него было не так важно. Лишь бы наступила определенность.
-Ваши впечатления от тренировок Петрова?
- Интересная работа, направленная, как мы говорим, на прокачку всех групп мышц. Щепетильность, с которой Виталий Афанасьевич подходит к каждому упражнению, меня подчас просто восхищает. Любопытны и некоторые новые нюансы в технике, в которые он меня посвятил.
-С шестом уже прыгали?
- Пока с коротких разбегов - на 4,60. Выше Петров не пускает. Говорит, не время еще.
-Шесты не собираетесь поменять на более жесткие?
- Если это случится, то только к лету. Зимой буду прыгать на привычных номерах.
-Ваш зимний календарь уже сверстан?
- Соревновательный сезон для меня начнется здесь, в Донецке, 12 февраля турниром "Звезды шеста". Потом - старты в Бирмингеме, Льевене и мартовский чемпионат мира под крышей в Москве.
ДОЛГО ВЕРИЛА В ДЕДА МОРОЗА
-Где будете встречать Новый год?
- Как всегда, дома, в Волгограде. С мамой, папой, сестрой. Это семейный праздник.
-Подарки всем приготовили?
- Обязательно. Какие, не скажу. Будет смешно, если они все узнают из газеты.
-Каким должен быть новогодний подарок?
- Любой подарок должен быть искренним, что называется, от сердца. Признаю только полезные подарки, а не безделушки, о которых сразу забываешь. "Дареному коню в зубы не смотрят" - это не моя поговорка. Например, я коллекционирую магниты, которыми украшают холодильники, привожу их из разных стран. Если кто-то дарит мне такую вещицу ясно, что он заранее знал, чем меня можно порадовать. Пусть будет пустячок, но обязательно милый.
-Как долго вы верили в Деда Мороза?
- Очень долго - лет до пятнадцати. Пока не увидела настоящую жизнь, которая весьма далека от новогодней сказки.
-Чего в вашей натуре больше - рационального или эмоционального?
- Все время стремлюсь к гармонии, однако, эмоциональное начало все же иногда перехлестывает. У меня папа из Дагестана, а мама русская, казачка. (Смеется.) Такая смесь иногда бывает взрывоопасной. А что заводная я, это точно.
-Насколько вы привередливы в еде?
- В общем-то, привередлива. Не в том смысле, что предпочитаю какие-то гастрономические деликатесы, нет. Пища должна быть полезная и натуральная. Не ем ничего жирного, жареного. Когда-то, в переходный период от гимнастики к легкой атлетике, приходилось мучить себя диетами, поскольку весила 70 кг. Сейчас держу боевой вес 63 - 64 кг без всяких усилий. Организм, видимо, окончательно перестроился и ничего "запретного" даже не требует. Иногда позволяю себе, скажем, пирожное, однако тяги к таким вещам не испытываю.
ВСЕГДА БУДУ ВЫСТУПАТЬ ЗА РОССИЮ
-"Бубка в юбке" - как вам такой образ?
- Если честно, не очень.
-Почему?
- Слишком затерт от частого употребления. Так в свое время называли Бартову, потом Балахонову, потом Феофанову... Получается, что Исинбаева вроде как очередная. Хотя на самом деле я, как и сам Бубка, единственная.
-Почему не продолжили подготовку к сезону в Формио?
- Там очень хорошо налажен быт, однако манеж слишком маленький. Да и зиму хочется почувствовать, пожить в привычных условиях.
-Говорят, испугавшись, что вы больше никогда не вернетесь в Волгоград, городские власти вам срочно выделили квартиру...
- В интернете кое-что похлеще вычитала: будто бы мне не только квартиру дали, но еще и пост председателя облспорткомитета предложили. Спасибо, не надо. Квартиру я покупала за свои деньги. И не собираюсь никуда уезжать. Всегда буду выступать за Волгоград и за Россию.
-Если бы вам предложили заполнить анкету "СЭ" для определения лучшего спортсмена России в уходящим году, кого поставили бы на первое место?
- (После паузы.) Трудно отвечать на такой вопрос - запросто можно нарваться на обвинение в нескромности.
-А вы и не скромничайте!
- Тогда я вывела бы на первое место двоих. Исинбаеву и Таню Лебедеву, которая первой из россиян выиграла легкоатлетическую "Золотую лигу", очень крутой турнир, что вполне сопоставимо с моим прыжком на 5 метров и победой на чемпионате мира.
-Извините за нескромный вопрос: в новом году никаких перемен в вашей личной жизни не предвидится?
- Вы о замужестве? Нет. Это может случиться не раньше чем завершу прыжковую карьеру. Понимаете, я так устроена, что не смогу поделить себя на две равные части между семьей и спортом. Для меня вопрос стоит ребром: или - или. И никаких компромиссов!
-Это сколько же придется ждать потенциальному претенденту на ваши руку и сердце?
- По моим расчетам, до 2012 года - хочу выступить еще на двух Олимпиадах. 30 - нормальный возраст для замужества. Впрочем, все это пока в теории. Не факт, что продержусь в прыжковом секторе еще семь с половиной лет.
-Чего ждете от нового года?
- По восточному календарю наступает мой год - огненно-красной собаки. А жду.. Что он сложится для меня как минимум не хуже, чем год уходящий.
-А как максимум?
- Это опять же личное, но я скажу.. Моя младшая сестра Инна вышла замуж, и они с мужем планируют увеличение своей маленькой семейки. Буду счастлива, если план осуществится и у меня появится племянник или племянница. Хорошо бы в новом году стать тетей Леной!
Юрий ЮРИС
Донецк