Газета Спорт-Экспресс № 10 (3989) от 18 января 2006 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 18 января 2006 | Хоккей

ХОККЕЙ

TORINO-2006

Лучший судья суперлиги-04/05 36-летний москвич Вячеслав Буланов оказался единственным российским главным арбитром, кто будет обслуживать матчи Олимпиады. В понедельник он вернулся из Цюриха, где проходил предолимпийский семинар судей, после чего дал интервью корреспонденту "СЭ".

Вячеслав БУЛАНОВ: "ДАЖЕ СИЛЬНО БИТЬ ПО КЛЮШКЕ НЕЛЬЗЯ!"

- Во время молодежного чемпионата мира члены судейского комитета ИИХФ ездили в Ванкувер и провели 5-часовую встречу с четырьмя арбитрами из НХЛ, отобранными на Олимпиаду, - сказал вчера Буланов корреспонденту "СЭ". - Там было принято решение провести семинар для европейцев.

На нем присутствовали члены судейского комитета ИИХФ, президент этой организации Рене Фазель и 6 арбитров. Кроме меня, это Ларкинг и Андерссон из Швеции, Шиндлер из Чехии, Курманн из Швейцарии, Фаворин из Финляндии. Мы занимались в центральном офисе международной федерации, который находится в очень красивом здании XVIII века.

Нас ознакомили с результатами встречи с энхаэловскими судьями, с новой трактовкой правил относительно зацепов, задержек и блокировок, объяснили, как вести себя на Олимпиаде с журналистами. Секретарь ИИХФ Саймон Шемберг рассказал, что за пределами ледового дворца мы не имеем права давать комментарии по прошедшим матчам. Только на стадионе.

ИИХФ СМУЩАЕТ ВОЗРАСТ СУДЕЙ ИЗ НХЛ

-Каковы итоги встречи членов судейского комитета ИИХФ с североамериканскими арбитрами?

- Для заокеанских коллег ключевая проблема - это то, что на матчах Олимпиады будет один главный судья (в НХЛ два главных арбитра. - Прим. "СЭ"). В плане трактовки тех или иных нарушений они согласились с тем, что им показали. Ведь эти правила североамериканцы обкатывают с начала сезона в НХЛ. Вот только судейский комитет ИИХФ беспокоит физическая готовность энхаэловских арбитров. И возраст у них солидный (от 48 до 52 лет), и площадки в Европе побольше, и работать на игре придется одному.

-Чем олимпийские правила отличаются от тех, что действуют в России?

- Очевидные нарушения везде одинаковы: будь то атака в голову, сзади или толчок на борт. Подобную грубость необходимо пресекать сразу. А отличия касаются прежде всего задержек, зацепов и блокировок. Нам показали 45 видеоклипов из разных матчей, и по ним мы выработали соответствующую стратегию.

-И какова она?

- Любая задержка соперника клюшкой или руками, которая приводит к потере игроком скорости, - это две минуты. Что касается удара по клюшке, то сильный удар, не считающийся у нас нарушением, на Олимпиаде будет караться. Кстати, во время только одного периода недавнего матча между магнитогорским и новокузнецким "Металлургами" я насчитал 10 таких ударов. Происходи это в Турине, было бы 10 удалений.

ИЗМЕНИЛ СВОЕ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ПРАВИЛ В НХЛ

-Считаете, нововведения повысят зрелищность хоккея?

- Без сомнений. Они пойдут на пользу прежде всего мастерам скоростным, техничным. А медленные, неуклюжие игроки теперь должны перестраиваться, учиться встречать противника чисто, правильно применять силовые приемы.

-Тяжело ли будет представителям суперлиги привыкнуть к новым правилам?

- Не думаю. И Малкин, и Сушинский, и Харитонов, и Быков с ними уже знакомы, сталкивались на молодежном чемпионате мира и на Кубке европейских чемпионов. В ИИХФ гораздо большее беспокойство вызывает мировое первенство, которое пройдет весной. В Ригу приедет очень много хоккеистов, не знакомых с вводимыми сейчас изменениями в трактовку правил.

-В финальной встрече молодежного чемпионата мира судья не засчитал очевидный гол Лемтюгова в ворота канадцев. В Турине подобное возможно?

- Нет. На олимпийском турнире специальный человек по монитору будет следить за каждой секундой игры. Если главный судья гол не увидел, а "видеоарбитр" увидел, на судейском столике загорится красная лампочка. Матч остановят, а шайбу засчитают.

-В начале сезона, помнится, вы не одобряли новшества в правилах, введенные в НХЛ. Считали, что они превращают каждую игру в своего рода матч звезд.

- Моя позиция изменилась. Сейчас все признают, что на старте регулярного чемпионата заокеанские арбитры несколько перегибали палку, переборщили с удалениями. Теперь позиции двух хоккейных организаций, скажем так, сближаются. В ближайшее время, уверен, мы придем к общему знаменателю.

-Показалось, что в последних матчах суперлиги вы стали судить жестче, чаще удалять игроков за задержки и зацепы. Продолжите в том же духе, чтобы лучше подготовиться к Олимпиаде?

- К сожалению, не могу. У нас действуют старые правила, менять которые в этом сезоне нельзя, - иначе сломаем весь плей-офф. Хоккеисты к новым трактовкам еще не готовы, и количество штрафных минут увеличилось бы в несколько раз. Правда, для меня это безусловный минус. Перед Олимпиадой мне бы подобная практика не помешала.

-Какие-то цели перед собой уже поставили?

- Не могу ничего загадывать. Постараюсь отработать на матчах достойно, избежать ляпов и грубых ошибок. Ответственность на мне большая - ведь я буду представлять в Турине судейский корпус огромной страны.

-Кого лично вы считаете лучшим арбитром, кому бы доверили работать на финальном матче Олимпиады?

- Знаете, мы все одна команда, и в то же время все мы - конкуренты. А лучшего пусть определит турнир в Турине. Пока несколько особняком стоят судьи из НХЛ, у них огромный опыт обслуживания матчей плей-офф.

-Может случиться так, что кому-то из них доверят обслуживать финальную встречу, скажем, Россия - Канада?

- Наверное, да. Не вижу в этом ничего страшного. В Солт-Лейк-Сити, к примеру, матч Россия - США судил канадец Маккрири. У меня его работа никаких нареканий не вызвала.

В АРБИТРЫ МЕНЯ УСТРОИЛА МАМА Павла БУРЕ

-Расскажите о себе. Почему вы решили стать хоккейным арбитром?

- Я воспитанник школы ЦСКА. Пришел туда в 7 лет и дорос до молодежной команды. Играл вместе с Сергеем Зубовым, Павлом Буре. Он хоть и немного младше, но выступал за мой 1970 год рождения. Так случилось, что я решил закончить с хоккеем и поступил в Московский автодорожный институт. Мои родители хорошо знали родителей Павла Буре. Его мама Татьяна Львовна по просьбе моей мамы попросила своего соседа Анатолия Баринова, в то время нашего ведущего хоккейного арбитра, помочь мне начать судейскую карьеру. Ее точка отсчета - 1990 год. Прошел все ступеньки. В 1999-м съездил как лайнсмен на чемпионат мира. А через год стал работать главным арбитром на матчах суперлиги.

-Судейство - ваше призвание или вы могли реализовать себя в какой-то другой области?

- Не знаю. Как случилось - так случилось.

-Бывали ли случаи, когда на вас пытались оказать давление?

- Три года назад руководитель одного из клубов угрожал мне физической расправой. Называть этого человека не хочу, да и не работает он уже там. Бывает, подходят люди, предлагают деньги. Пытаюсь объяснить им, что это по меньшей мере некорректно.

-А сколько получает хоккейный судья в России?

- Главный арбитр - 15 тысяч за матч, линейные - 8 тысяч.

-Считаете, этих денег достаточно, чтобы быть независимым - от ПХЛ, клубов, тренеров, игроков?

- Хороший вопрос (задумывается). У меня есть мнение по поводу того, сколько должен зарабатывать судья в хоккее, да и в других видах спорта. Допустим, один человек работает на складе, где хранится ветошь, другой там, где лежат золотые слитки. Согласитесь, у второго ответственность намного выше, чему первого. Так и в хоккее: есть матчи, в которых решается судьба нескольких десятков тысяч долларов, - имею в виду зарплату хоккеистов, их премии. И арбитры, во многом ответственные за результат встречи, должны получать соответствующие деньги.

-Сколько матчей в месяц вы обслуживаете?

- В среднем 5 - 7. Но не стоит забывать, что чемпионат длится не круглый год, а с перерывами с сентября по апрель. Судьи при деле семь месяцев в году, а остальное время... Многие живут за счет того, что заработали в течение сезона.

Статус у нас непрофессиональный. Мы трудимся по договору, это не основная работа. Правда, большинство другой не имеют. Но ко мне подобное не относится.

"ПОДКИДЫША" В ОМСКЕ НИКОГДА НЕ ЗАБУДУ

-И какая у вас основная работа?

- Я соучредитель частной компании, которая занимается поставкой автомобильных запчастей. Пришел в нее после окончания института, начинал как простой сотрудник.

-Как делите время между этой компанией и судейством?

- Откровенно говоря, приходится очень трудно. С утра еду на работу, там провожу целый день, вечером отправляюсь в аэропорт и вылетаю в какой-то город на матч. Вернувшись в Москву, сразу - на работу. На целый день. И так в течение всего чемпионата.

-Какие матчи любите вспоминать, а какие - нет?

- Запомнилась третья встреча финальной серии сезона трехлетней давности между "Северсталью" и "Локомотивом". Та серия, как известно, завершилась небольшим скандалом - когда в четвертой игре Александр Зайцев засчитал гол-фантом. А я свой матч, который был для меня первым финальным, отработал без нареканий. В актив себе могу занести и третий поединок прошлогоднего четвертьфинала между "Локомотивом" и "Ак Барсом", когда Казань победила по буллитам. На льду было много энхаловцев, но претензий мне они не предъявляли. А неудачный...

Матч в Омске, когда шайба якобы вылетела за борт, а кто-то из игроков "Авангарда" вернул ее на лед, после чего был забит гол. Целая статья потом на первой полосе в вашей газете вышла под заголовком "Подкидыш". До сих пор не знаю, вылетела шайба или нет. Я не увидел, лайнсмены прозевали, и телекамера момент не поймала. Что-либо доказать невозможно. Это способен сделать только тот человек, который возвращал ее на площадку. Если такой есть...

-Как долго еще собираетесь работать главным арбитром?

- Не знаю. Но то, что предстоящая Олимпиада не будет для меня последней, - точно. По возрастному лимиту могу трудиться еще 15 лет, но, думаю, закончу раньше. При нынешних скоростях трудно судить до 50.

-Поработать в НХЛ не мечтаете?

- К сожалению, эта лига закрыта для европейских арбитров. Да и английский язык... Я им владею, но для того, чтобы работать в НХЛ, его надо знать в совершенстве. Нужна практика, минимум год.

-Что бы вы изменили в организации судейства в России?

- Мне кажется, арбитры должны иметь определенный кредит доверия. Практика, когда чуть ли не после каждого матча клубы отправляют кассеты в ПХЛ, подчеркивая, что в этом моменте судья не увидел задержку, а в этом ошибочно зафиксировал нарушение - неправильная. Комиссии, которая ищет промахи арбитров, на мой взгляд, быть не должно. Нужен всего один человек, руководитель российского хоккея, которому все мы обязаны подчиняться.

Павел САВЧИК