Газета Спорт-Экспресс № 11 (3990) от 19 января 2006 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 19 января 2006 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ДО НАЧАЛА XX ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР ОСТАЛОСЬ 22 ДНЯ

СБЫЛАСЬ МЕЧТА ЛАТЫНИНОЙ

Лев РОССОШИК

из Венеции

Полтора года назад мне посчастливилось пронести в Москве факел со священным олимпийским огнем, когда он 3 июля гостил в российской столице примерно за месяц до начала Игр-2004 в Афинах. В число факелоносцев попал неожиданно, хотя к огненной эстафете отношение имел - вел тогда в "СЭ" объявленный компанией Coca-Cola конкурс под девизом "Стань участником эстафеты олимпийского огня".

Месяца за три до этого мне позвонили из Лозанны, из штаб-квартиры МОК, и предложили пронести факел на одном из московских этапов. Разумеется, я тут же согласился, хотя не очень-то поверил в то, что окажусь среди тех немногих счастливчиков. Оформил как положено все присланные бумаги, подписавшись, в частности, под тем, что "готов пойти на возможный риск нанесения ущерба собственному здоровью или даже смерти". Когда все, казалось, было в порядке и я был готов выйти на старт своего этапа, с меня вдруг почему-то потребовали деньги за факел, который предстояло нести. Хотя российское представительство компании Coca-Cola, как "представляющий партнер эстафеты олимпийского огня", заранее объявило, что презентует факел в качестве сувенира всем, кто понесет его в Москве. Любопытно, что из нескольких сотен московских участников эстафеты 305 евро требовали только с меня, так как моей фамилии не оказалось в "списке дарения", а зашоренным американским организаторам эстафеты, привыкшим действовать исключительно по инструкции, и в голову не пришло, что при составлении таких больших списков случаются иногда пропуски.

Слава богу, факелоносцем-изгоем я не стал, и преисполненный гордости пробежал в районе Лужников со священным огнем. А потом поведал обо всех этих перипетиях в газетном репортаже, который некоторые мои хорошие знакомые, отвечавшие за московскую часть всемирной олимпийской эстафеты, почему-то сочли критикой в свой адрес. Хотя никакого злого умысла у меня не было - я просто рассказал, как дело было.

И вот несколько месяцев назад раздался звонок из компании Coca-Cola с предложением вновь пронести олимпийский огонь, теперь уже туринской Олимпиады. Опять согласился не раздумывая, тем более что оказался в замечательной компании. Сплошь олимпийские чемпионы и призеры: великая Лариса Латынина, боец без страха и упрека Алексей Немов, грациозная Ольга Васюкова, воплощение мужественности Дмитрий Носов. Удивительно, но среди них я был единственным, кому предстояло нести огонь во второй раз.

Надо сказать, что российская Coca-Cola собирает группу для участия в эстафете олимпийского огня уже пятые Игры подряд. Начало было положено в канун Нагано-1998. Тогда среди эстафетчиков оказался мой старый приятель и земляк, двукратный олимпийский чемпион Инсбрука-1976 биатлонист Николай Круглов. Я давно собирался разыскать прославленного спортсмена, а в преддверии туринской Олимпиады сам бог велел сделать это. Ведь к старту на ней в составе нашей сборной готовится пошедший по стопам отца Николай Круглов-младший. Ну а тему нашему телефонному разговору задала олимпийская эстафета.

- Как же, помню ту поездку в Японию! - воскликнул Круглов. - Мы прилетели тогда в Нагано за несколько дней до открытия Белой олимпиады и были изрядно удивлены тем, что большинство арен еще не в полной готовности. Пробыли в Японии лишь два с половиной дня, но я все равно был благодарен компании Coca-Cola за то, что вспомнили обо мне и доверили столь почетную миссию - нести олимпийский огонь. Сами Игры, увы, посмотреть не удалось. А вот в Турин поехать, надеюсь, получится. Сейчас меня пригласили помочь нашим тренерам и поработать с сыном на последнем предолимпийском сборе. Так что, скорее всего, в Турине и повидаемся.

Но Турин, куда мне в составе бригады журналистов "СЭ" предстоит вылететь 6 февраля, еще впереди, а пока мы отправились в Венецию. Нашей пятерке предстояло бежать в этом прекрасном городе гондольеров на сороковой день путешествующей по Италии эстафеты олимпийского огня.

Во вторник вечером мы стали свидетелями того, как его зажигали на площади Сан-Марко, одном из самых красивых мест Венеции, расположенной на 118 островах. Правда, народу на эту церемонию из-за моросившего весь день дождя и холодного ветра собралось меньше, чем ожидалось, однако это нисколько не сказалось на торжественности момента.

А в среду предстояло вступать в дело нам. Подняли нас ни свет ни заря, потому что к 7.00 трое из нашей пятерки - девятикратная олимпийская чемпионка Латынина, победительница Афин-2004 в синхронном плавании Васюкова и корреспондент "СЭ" - должны были прибыть к месту сбора № 1, каковым являлся муниципальный полицейский участок в пригороде Венеции Местре. Разумеется, в центре внимания была Латынина. Все непременно хотели сфотографироваться с выдающейся спортсменкой или хотя бы перекинуться с ней парой слов. А сама Лариса Семеновна ужасно нервничала: в 71 год даже налегке бежать непросто, а тут еще надо было нести тяжеленный - более 2 кг весом и высотой 77 см - факел со смещенным центром тяжести (для сравнения: греческий факел, с которым довелось бежать в Москве, был высотой 68 см и весил всего 700 гр).

Но все прошло без сучка, без задоринки, и Латынина благополучно передала огонь Марко Баличу, исполнительному продюсеру церемоний открытия и закрытия туринских Игр.

- Мы готовим для наших гостей два необыкновенных спектакля, - отметил в блиц-интервью этот второй факелоносец того дня. - Те, кто их увидит, надеюсь, надолго запомнят наши церемонии открытия и закрытия. А сегодня я счастлив как никогда, потому что не только принял участие в эстафете олимпийского огня, но и получил факел из рук самой великой Ларисы Латыниной.

- Я волновалась так, как ни на одной из трех своих Олимпиад в качестве спортсменки, - призналась позже Лариса Семеновна. - Еще к трем Играм я готовила советских гимнасток, будучи главным тренером сборной. Девочки выиграли 10 золотых медалей, прибавьте к ним 9 моих - получится прилично. Потом работала в оргкомитете московской Олимпиады, видела своими глазами Игры в Сеуле, Барселоне, Атланте и Афинах. И каждый раз завидовала тем, кто нес и зажигал олимпийский огонь. А вот теперь и мне повезло: я сама несла священное пламя. Несла и думала о тех, кому предстоит выступать в Турине. Мне бы очень хотелось, чтобы они прониклись олимпийским духом и достойно представили нашу великую страну.

К этим словам и добавить нечего. Напоследок замечу только, что, несмотря на холодное утро, бежалось в Венеции легко, а в моей коллекции появился еще один олимпийский факел. Надеюсь, компания Coca-Cola пригласит меня и на следующие огненные эстафеты, о чем я уже сказал ее представителям.