Газета Спорт-Экспресс № 18 (3997) от 27 января 2006 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 января 2006 | Футбол

ФУТБОЛ

Пьерлуиджи КОЛЛИНА

САМЫЙ ХОЛОДНЫЙ МАТЧ В ЖИЗНИ ОТСУДИЛ В МОСКВЕ

-Говорят, вы редко принимаете приглашения, подобные тому, что вам сделал "Спорт-Экспресс". Это правда?

- Могу лишь сказать, что никогда не отказывался от приглашений побывать в России, в Москве. Хотя раньше, когда активно занимался судейством, действительно было трудно выкроить время для таких поездок, поскольку приходилось постоянно тренироваться, поддерживать хорошую физическую форму. Жизнь протекала по простой схеме: дом - тренировка, дом - тренировка. А приглашение вашей газеты мне сразу показалось интересным. Принял его во многом потому, что для меня большая честь вручить приз Валентину Иванову, которого знаю не один год.

-Вас даже не испугали крепкие морозы, установившиеся в Москве?

- В самом деле в последнее время на итальянском телевидении регулярно крутили репортажи о холодах в России, о том, что температура в Москве понизилась до 30 градусов. Тем не менее страха у меня не было. А когда в самолете сказали, что за бортом "всего" минус 10, я окончательно успокоился.

-Доводилось работать в мороз?

- Да, и не раз. Причем самый холодный матч в жизни отсудил именно в Москве - при 8 или 9 градусах ниже ноля. Это был поединок Лиги чемпионов между "Спартаком" и "Арсеналом" . Матч получился очень хорошим, особенно здорово действовал Титов. Вообще "Спартак" играл намного лучше соперника и победил заслуженно. Наверняка сказалось и то, что англичане не настолько привыкли к холоду, как русские.

"ЗОЛОТАЯ МАНТИЯ"? ОТЛИЧНАЯ ИДЕЯ!

-Недавно вы завершили судейскую карьеру и тем не менее продолжаете тренироваться. Зачем?

- Закончить карьеру и сразу перестать тренироваться - неправильно. Потому что организм за долгие годы привыкает к физическим нагрузкам, и если резко их бросить - можно быстро набрать лишний вес, 10 - 15 килограммов. Потом начинает болеть спина. Поэтому-то и продолжаю тренироваться, хотя занятия сейчас уже носят более облегченный характер. Если раньше я, как и футболисты, бегал быстро, с ускорениями, то теперь ограничиваюсь трусцой. Около моего дома есть роскошный сосновый лес - и бегать по нему одно удовольствие. Кстати, Виареджо, где я живу, в последние пять-шесть лет стало очень популярным местом отдыха для русских, богатых русских.

-Абрамовича там случайно не видели?

- Он был в Виареджо прошлым летом. Там находится одна из лучших в Европе верфей по строительству яхт.

-Русские шумно ведут себя у вас по соседству?

- Не сказал бы. Все в рамках приличия.

-Есть ли в Италии призы для судей подобно "Золотой мантии"? И как вообще вы относитесь к такому поощрению футбольных арбитров?

- У нас есть специальный приз для лучшего судьи, и по итогам последнего чемпионата Италии его вручили именно мне. Особенно почетно, что лучшего арбитра в Италии выбирают сами футболисты. Безмерно рад, что этот приз неизменно доставался мне последние шесть сезонов.

-Пресса публикует, кто из футболистов за кого голосовал?

- Нет, голосование тайное.

-Что собой представляет приз лучшему итальянскому арбитру?

- Это статуэтка футболиста, наносящего удар по мячу. Она одинаковая для всех номинаций.

-А как вам наша "Золотая мантия"?

- Отличная идея!

-Наши коллеги с телевидения утверждают, что нашли в архиве редкие кадры, как вам вручают нечто подобное мантии. Что это была за церемония?

- Один из британских университетов вручил мне почетный диплом. Этой награды удостаиваются люди из самых разных областей жизни. Это давняя традиция - если не ошибаюсь, с восемнадцатого века. Вместе с дипломом лауреатам вручают мантию и соответствующий головной убор.

-Что побудило вас 30 лет назад взять в руки судейский свисток?

- Это произошло случайно. Мне было 17 лет, когда я решил попробовать себя на судейском поприще. Понравилось, тем более что мою работу оценили хорошо.

С УХОДОМ ОНОПКО ЛИБЕРО В МИРЕ НЕ ОСТАЛОСЬ

-Сами-то раньше играли в футбол?

- С 10 до 17 лет.

-А сейчас продолжаете?

- Существует команда судей, работавших в серии А. Мы проводим благотворительные матчи с самыми разными соперниками - с пилотами "Формулы-1", певцами и так далее. Между прочим, на этих играх собираются по тридцать - сорок тысяч человек.

-На какой позиции вы обычно действуете?

- В детских командах играл на позиции либеро. Но сейчас либеро больше нет... С тех пор как Онопко закончил играть, в мире не осталось ни одного футболиста этого амплуа (смех в зале)... Поэтому сейчас мы используем схему "четыре в линию", и я исполняю роль одного из центральных защитников. Впрочем, могу сыграть и справа.

-Вам по душе обороняться?

- Дело в том, что я высокий, подтянутый и больше всего гожусь именно для этой роли.

-Хорошо играете?

- Судья из меня получше, чем футболист.

-Были ли в вашей карьере моменты, когда хотелось бросить судейство раз и навсегда?

- Нет, сам я никогда об этом не думал. Зато был момент, когда меня попытались заставить закончить с судейством. В 24 года я перенес довольно редкую болезнь - алопецию: в течение всего лишь двух недель потерял абсолютно все волосы. На дворе был 1984 год, а в судейском мире тогда существовали определенные стандарты внешнего вида. Считалось, что арбитр без волос - ненормальное явление. И именно потому, что я перестал вписываться в классические каноны, тогдашние руководители судейского корпуса попытались от меня избавиться. Для начала отстранили меня от работы на два месяца - надеялись, что за этот срок волосы снова отрастут. Потом я прошел медицинские тесты. А после этого было решено проверить, как на мою внешность отреагирует публика и как я сам смогу работать под прессом общественного внимания. В те годы я судил матчи региональной любительской лиги, и меня направили в один городок недалеко от Рима. На местном стадионе регулярно собирались не меньше пяти-шести тысяч зрителей. Так вот люди реагировали вполне нормально, что неудивительно: рядовому болельщику безразлично, есть у судьи волосы или нет. Главное, чтобы он умел хорошо работать. После этого матча моя карьера возобновилась. Так или иначе, эта история стала для меня хорошим уроком жизни.

Кстати, после того случая появилось много судей без волос на голове. Некоторые даже специально бреют голову - теперь это модно.

ЕСЛИ БОИШЬСЯ ОШИБИТЬСЯ, ЛУЧШЕ ВООБЩЕ НЕ СУДИТЬ

-Любой арбитр иногда допускает ошибки. У вас в карьере были оплошности, о которых больно вспоминать?

- Ошибки допускают все. И судьи, и тренеры, и футболисты. Это нормально. Иной раз, особенно в Италии , понимаешь, что ошибся, намного позже - когда видишь многочисленные телеповторы. Телевидение обнажает все. А во время матча все его участники подчас абсолютно уверены, что в том или ином эпизоде правы именно они.

Конечно, ошибаться не нравится никому. Но для арбитра главное - понять причину ошибки. Если осознаю, почему ошибся, - не допущу подобной оплошности в следующий раз. В то же время не стоит убиваться по этому поводу. Важнее сделать нужные выводы и поскорее забыть о случившемся. Если боишься ошибиться, лучше вообще не выходить на поле. То же относится к футболистам. Бывает, кто-то не забивает из вратарской или не реализует пенальти. Разумеется, нужно проанализировать, почему так случилось. Но если игрок не сумеет выкинуть из головы этот неприятный момент, то вполне возможно, никогда больше не подойдет к одиннадцатиметровой отметке.

-Как относитесь к идее использовать видеоповторы спорных эпизодов во время игры?

- Мне кажется, изучение повторов может пригодиться не в ходе матча, как принято в хоккее, а при подготовке судьи к сезону или к конкретной встрече. Телевидение помогает изучить соперников, их тактику или твои собственные недоработки. К примеру, ты должен заранее знать, что одна команда играет по схеме 4-4-2, используя тактику искусственного офсайда, а другая - с тремя защитниками. Это полезно, потому что позволяет представить себе, как именно будут двигаться футболисты, и занять в том или ином эпизоде оптимальную позицию. Более того, в идеале я должен знать, как действует каждый отдельный игрок.

Допустим, я работаю на матче с участием Дель Пьеро. Он правша, который часто играет слева. Значит, при атаке он не идет в штрафную слева, а смещается, чтобы мяч оказался под правой ногой. Понимая это, я выбираю позицию, с которой легче наблюдать за его ударом. Знание таких нюансов во время матча очень помогает.

ВЫРУЧАЕТ ВИДЕОАРХИВ

-Нет сомнений, что вы досконально изучили всех игроков, выступающих в серии А. Но вам нередко приходится судить и международные матчи. Откуда вы черпаете информацию о футболистах, которых раньше никогда не видели?

- В последние годы все очень просто. В Италии показывают многие матчи еврокубков, все без исключения - в рамках Лиги чемпионов. Если заранее знать, какие клубы тебе предстоит судить, можно просмотреть встречи с их участием - скажем, в предыдущем туре. Для этого собираю видеоархив: записываю матчи, выбирая их с учетом того, что на второстепенные меня вряд ли назначат. И если выпадает соперник, с которым я плохо знаком, то всего лишь достаю нужную кассету и изучаю игру.

Приведу пример. О том, что придется судить воскресный финал чемпионата мира-2002 Германия - Бразилия, мне сообщили в четверг. За четверг и первую половину пятницы я просмотрел все матчи этих сборных на чемпионате мира до полуфинала включительно. При этом взял обычную черную доску и поделил ее мелом на две части. Смотрел матчи и заносил на доску то, что казалось мне важным. А после того, как изучил все, что написал, вызвал двух лайнсменов, резервного судью, и мы вместе проанализировали те моменты, которые я заранее отметил. Думаю, все это помогло мне во время финала.

-А можете вспомнить какие-то конкретные эпизоды из того матча?

- Да, при просмотре видеозаписи обратил внимание, что форвард немецкой сборной Мирослав Клозе, когда выпрыгивает за мячом, частенько норовит ударить своего опекуна локтем.

-Будь ваша воля, что бы вы изменили в футбольных правилах?

- Не хотел бы выглядеть всезнайкой, но об одном моменте, считаю, стоит упомянуть. Сейчас, как известно, за фол "последней надежды" в пределах штрафной полагается красная карточка и пенальти. То есть двойное наказание. На мой взгляд, это перебор. При условии, разумеется, что была не откровенная грубость, а, допустим, игра рукой. В свое время итальянская федерация футбола предложила ограничиваться за подобное нарушение лишь назначением 11-метрового, никого не удаляя. Однако в ФИФА этот вариант не прошел.

УГРОЗЫ СУДЬЯМ - АБСУРД!

-Как относитесь к разгулу хулиганства в Италии со стороны фанатов по отношению к судьям? Не считаете, что в этом отчасти повинны игроки, которые хамским поведением провоцируют трибуны?

- Эта проблема действительно существует, причем не только в Италии . Например, я думал, что раз Голландия северная страна, то и люди там должны быть спокойнее. Не тут-то было! Мои коллеги рассказывали, что и там это обычное явление, и во Франции тоже. Все дело, уверен, в безнаказанности. Поэтому люди на стадионе вытворяют порой все, что хотят. К сожалению, глядя на взрослых, с них и дети берут пример. Более того, даже 12 - 13-летние мальчишки, видя, как относятся на поле к арбитрам известные игроки, тоже начинают копировать их манеру поведения. Но лично я уверен: те, кто так себя ведет, никогда не вырастут в классного футболиста. Потому что, оскорбляя других, они прежде всего проявляют неуважение к себе и своей семье. А еще родители, бывает, приходят на матчи своих детей и начинают орать на судей, думая, что таким образом помогают отпрыскам. Или кричат им: "Сбей его!", "Врежь ему!" и так далее. Ну и кто потом вырастет из ребенка, когда от собственного же отца он такое слышит?! Впрочем, это уже вопрос общей культуры и воспитания.

-Вам когда-нибудь угрожали?

- Напрямую? К счастью, нет.

-А вот Валентин Иванов на финише прошлого сезона перед матчем "Локомотив" - "Спартак" столкнулся с телефонными угрозами...

- О таких вещах даже не хочется говорить. Прекрасно понимаю, что в футболе нынче крутятся огромные деньги, идет ожесточенная борьба за очки, но люди не должны переходить определенную грань. Угрозы судьям или игрокам - это абсурд! А ведь следующий шаг, не дай бог, - то, что произошло в 94-м в Колумбии с Эскобаром или недавно в Сальвадоре, где семерых футболистов расстреляли прямо на футбольном поле.

-Швед Андерс Фриск после угроз в свой адрес предпочел закончить судейскую карьеру. А как бы вы повели себя в такой ситуации?

- Все зависит от внутреннего состояния человека в тот момент. Помнится, два года назад я судил финал Кубка УЕФА "Марсель" - "Валенсия". За фол "последней надежды" удалил Бартеза плюс еще в ворота французов назначил пенальти. Нарушение было очевидным, что впоследствии подтвердил и видеоповтор. Но иной раз болельщик, когда его команда проиграла ("Валенсия в финале победила "Марсель" со счетом 2:0. - Прим. "СЭ".), ведет себя неадекватно. И затем в течение месяца я получал из Марселя послания по электронной почте. Как вы понимаете, отнюдь не с поздравлениями. К слову, в моей семье есть железное правило: всю почту - хоть в конвертах, хоть на компьютере - не открывает никто, кроме меня. Не хочу подвергать родных даже минимальному риску

-Адрес электронной почты менять не стали?

- Нет. Слава богу, такие вещи постепенно сходят на нет. Но если тот же Фриск после подобного случая закончил с судейством, то я, наоборот, решил продолжить карьеру.

Окончание - стр. 3