Газета Спорт-Экспресс № 28 (4007) от 8 февраля 2006 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 8 февраля 2006 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

TORINO-2006

ХОККЕЙ

Доминик ГАШЕК: "КАНАДА, ШВЕЦИЯ И ЧЕХИЯ БЛИЖЕ К ЗОЛОТУ, ЧЕМ РОССИЯ"

Окончание. Начало - стр. 1

АРИЯ ГАШЕКА

Два года назад, будучи в Праге на чемпионате мира, ваш корреспондент обратил внимание на афишу Народного театра. На этой афише был изображен вратарь в форме сборной Чехии и анонсировалась опера "Нагано". В театре, где давал премьеры Моцарт, - опера о хоккее?! Такое может случиться только в Чехии!

Увы, жизнь репортера в командировке расписана по минутам: о том, чтобы посетить уникальную постановку, не приходилось и мечтать. Позже, когда я прочитал рецензии, чувство досады только усугубилось. Чехи сделали из истории о победе своей олимпийской хоккейной сборной не иконно-лубочную литургию, а лихой авангард со здоровой дозой сатиры.

Утешает лишь то, что один из главных героев оперы тоже ее пока не видел.

- Нет, не было времени, - признался Гашек. - Мне про эту оперу рассказывали, но сам я в театр не пошел.

О причинах этого Доминик решил не распространяться, но вполне возможно, что одной из них было задетое самолюбие. В пьесе довольно весело обыгрываются религиозные чувства фанатов к персоне Гашека: актер, играющий его роль, поет на латыни и носит самурайские доспехи с ангельскими крылышками. Кроме всего прочего, утверждается, что Доминик родился в Японии, на острове "Хоккейдо".

Впрочем, вопросы гашекомании актуальны не только в Чехии. Невозможно жить в Баффало, интересоваться хоккеем и не считать Гашека как минимум богом. Богом языческим, непостоянным, мстительным и страшным во гневе, но тем не менее - небожителем.

На тренировочном катке, где состоялась наша беседа, в тот день катались парни из местной университетской команды. Один их них, вратарь, узнав, с кем находится под одной крышей, прямо из раздевалки ринулся в толпу репортеров. Храбрость его иссякла очень быстро. Подойдя к Доминику на трясущихся ногах, студент безуспешно пытался выдавить из себя хоть что-то членораздельное. И тут кумир улыбнулся, похлопал парня по плечу и сказал: "Давай-ка для начала усвоим правило номер один. Левый щиток надевается на левую ногу, а правый - на правую". Бедняга так волновался, что нацепил свою сбрую, как попало...

В СОЛТ-ЛЕЙК-СИТИ НЕКОТОРЫЕ БЫЛИ НЕ В ЛУЧШЕЙ ФОРМЕ

-После Нагано все игроки стали в Чехии национальными героями.

- Я никогда в жизни не видел ничего похожего на ту встречу, которую нам устроили в Праге. Всю команду по возвращении на родину ждал шок. Мы, конечно, знали, что чехи вовсю празднуют победу, но к тому, что увидели в столице, не был готов никто. Сто сорок тысяч человек ждали нас на морозе на Вацлавской площади! Было бы гораздо больше, но площадь больше не вместила.

-В Солт-Лейк-Сити ваши отношения с Россией уравнялись. Опять равная игра, опять все решил один гол, но теперь - в ваши ворота.

- Оба олимпийских матча с Россией всего лишь подтверждают тот факт, что в хоккее очень многое зависит от случая. Играют две совершенно равные команды, может быть, одна из них атакует поактивнее (а мне кажется, что в Солт-Лейке у нас было больше шансов), но шайба находит дорогу в одни ворота, а в другие - нет. Афиногенов, кстати, еще один мой партнер по "Баффало", забил красивый гол мне между ногами, и этого оказалось достаточно.

Но в Чехии к этому поражению отнеслись с пониманием. Нас ни в чем не винили. Играли хорошо, были достойны медалей, но - не повезло. Разочарование было огромным, но... неагрессивным, что ли.

-"На бумаге" в Солт-Лейк-Сити у вас была лучшая сборная в истории. Во всяком случае, лучше чем в Нагано, где половина состава была из Европы.

- "Бумага" не имеет никакого значения. На Олимпиадах все зависит от того, в какой форме подходят те или иные игроки к Играм и насколько хорошо им удается сыграться за короткий срок. В Нагано все вышло абсолютно идеально, несмотря на то, что энхаэловцев было сравнительно мало. В Солт-Лейк-Сити с сыгранностью тоже больших проблем не было, но, как мне показалось, некоторые игроки просто приехали не в самой лучшей форме.

ГОТОВ СЕСТЬ В ЗАПАС

- Вас называли ветераном уже в Солт-Лейк-Сити. Сейчас вы еще на четыре года старше, пошел пятый десяток. В таком возрасте обычно дают дорогу молодым. Почему вы согласились ехать в Турин? Ведь не исключено, что вам придется сидеть на скамейке, уступив место в воротах Вокоуну.

- Не исключено. Я разговаривал с Гадамчиком, но до сих пор не знаю, какое решение примут тренеры. Мне сказали, что пока команда не приедет в Турин, ничего никому не скажут. Я согласился. Да, я публично заявил, что хочу играть в основе, но если тренеры решат по-другому, отнесусь к этому с уважением.

-Честно говоря, трудно поверить. В последний раз вы были дублером в начале 90-х, в "Баффало" Гранта Фюра.

- Не скрою, что, если меня посадят в запас, это будет сильным ударом. Но я ни в коем случае не хочу стать причиной скандала или изменения атмосферы в команде. Еду в Турин представлять Чехию, а не себя. Так что придется проглотить разочарование.

-Наверняка многие задаются вопросом: "Это все еще тот самый Гашек или уже нет?" Вам за сорок, у вас хронические проблемы с мышцами бедра и паха, насколько я помню, - еще с плей-офф 1999 года.

- Вообще-то я все уже залечил. После операции болей нет совсем. Погодите-ка (стучит кулаком по скамейке).

-В одном рекламном ролике в девяностые годы про вас было сказано: "Пружина вместо позвоночника". Есть ли сейчас что-то такое, удававшееся вам в то время, чего вы больше делать уже не можете?

- По-моему, нет. Гибкость осталась той же, что и в молодые годы.

-А реакция?

- Черт ее знает. Никогда не измерял. Если спросить у врачей, они наверняка скажут: "Никаких шансов, с возрастом реакция обязана замедляться", но я на льду ничего подобного не чувствую. По-моему, все осталось в норме.

ТРЕТЬЯК РАБОТАЛ С БЕЛФОРОМ

-Вы уже два раза уходили из хоккея. Что заставляет вас постоянно возвращаться?

- Два раза объявлял об уходе, но уходил лишь однажды. В 1999-м сказал, что отыграю еще один сезон в "Баффало" и уйду, но передумал после того, как пропустил большую часть сезона из-за травмы. Не хотелось уходить на такой ноте. Потом была уже настоящая отставка, в "Детройте", когда я сыграл всего дюжину матчей в сезоне-03/04. Но опять же решил, что так завершать карьеру тем более нельзя. Моя цель - уйти на собственных условиях.

-В ваши первые годы в НХЛ, когда вы были вторым вратарем "Чикаго", с вами работал Владислав Третьяк. Повлиял ли он каким-либо образом на вашу карьеру?

- Честно говоря, он больше работал с основным вратарем - Эдди Белфором. У меня были нормальные отношения с Владиславом. Не скажу, что близкие и дружеские, но нормальные. Он все-таки все свое внимание уделял Эдди.

-"Чикаго" расстался с вами без особого сожаления, отдал в "Баффало" практически ни за что. Повлияла ли на это решение оценка вас Третьяком?

- Нет, это было решение Майка Кинэна. Он с самого начала дал понять, что Белфор будет основным вратарем. У меня же был двусторонний контракт, и "Чикаго" предпочел, чтобы запасным был какой-нибудь опытный североамериканский голкипер. Эдди играл по 70 матчей за сезон, так что запасному так или иначе мало что светило. Обмен в "Баффало" - лучшее, что только могло со мной произойти.

-Кубок Стэнли вы выиграли в "Детройте", но все индивидуальные призы - в "Баффало". Какой отрезок карьеры вам дороже?

- Скажу так: о "Баффало" у меня фантастические воспоминания. Нет никакого сомнения в том, что лучшие годы своей карьеры я провел здесь. Встретил множество прекрасных людей. Увы, Кубок Стэнли мы так и не выиграли. Но команды были очень хорошие. За те девять лет, что я провел в клубе, мы восемь раз играли в плей-офф.

-Когда вас будут принимать в Зал славы, как попросите себя представлять - как игрока "Баффало" или "Детройта"?

- Не хочу говорить об этом. Во-первых, я еще не в Зале славы. А когда попаду... Дайте мне сыграть последний матч в НХЛ, вот тогда и буду об этом думать. О таких вещах нельзя говорить, пока играешь в хоккей. Мне сейчас надо думать о том, как помочь выиграть "Сенаторам".

-А какой эпизод в вашей карьере вспоминаете чаще всего?

- Для любого спортсмена лучшие воспоминания связаны с победами. Поэтому у меня их два - Нагано и победа в Кубке Стэнли с "Детройтом". Это не значит, что девять лет в "Баффало" значат меньше, но с победами ничего не сравнится.

-А какой "сэйв" считаете своим лучшим?

- Их было много. Вот прямо сейчас пришел в голову эпизод из полуфинала Кубка Стэнли-98, "Баффало" - "Вашингтон". Я оказался на спине, но сумел перевернуться и вслепую остановить шайбу "блином". По-моему, обокрал Петера Бондру. Или Жоэ Жюно, не помню.

ОВЕЧКИН ПРОТИВ КРОСБИ - ЭТО НАДОЛГО

-Когда играли в "Детройте", обсуждали с Бреттом Халлом его спорный гол в ворота "Баффало", принесший "Далласу" Кубок Стэнли в 99-м?

- Ни разу. Мы никогда не касались этой темы. Хотя ваши коллеги-журналисты только и делали, что пытались ее поднять. Впрочем, уже после завоевания Кубка мы позволили себе немного на этот счет пошутить. Кажется, я сказал Бретту: "Ну вот, теперь и ты победил по-настоящему".

-Что вам больше всего нравится в "новой НХЛ"?

- Молодежь. Овечкин и Кросби - фантастические игроки. Это будущее нашего хоккея. Их соперничество приводит меня в восторг. Что-то похожее было у Гретцки и Лемье в 80-е.

-Считаете, что Кросби и Овечкина уже можно упоминать в одном предложении с Лемье и Гретцки?

- Ну нет, пока их, конечно же, к великим приравнивать еще нельзя. Но у меня есть предчувствие, что их сегодняшнее противостояние может вылиться в нечто подобное. Этим сезоном сага "Овечкин против Кросби" точно не исчерпается. Это как минимум лет на десять.

-Мне кажется, что пока не вымрут последние представители нынешнего поколения болельщиков, споры о том, кто лучше - вы или Патрик Руа, не утихнут. Что вы сами думаете об этом противостоянии?

- Стараюсь ничего не думать. Вообще, противостояние вратарей, особенно в каком-то конкретном матче, - вещь надуманная. Когда я на льду, то стараюсь остановить шайбу. Человек на другом конце площадки не имеет ни ко мне, ни к тому, что я делаю, ни малейшего отношения. Патрик и я многого добились в хоккее. Я рад, что сумел выиграть в олимпийском полуфинале в Нагано у его Канады и в полуфинале Кубка Стэнли у его "Колорадо", но, с другой стороны, у него - четыре Кубка, а у меня - один. В каких-то статистических категориях преимущество у него, в каких-то - у меня. Пусть уж эксперты решают, кто лучше.

-А можете тогда назвать что-то, что вы делали лучше его? Или что-то, что лучше получалось у Руа?

- (Смеется.) Он не смог вернуться, а я смог.

Слава МАЛАМУД

Баффало