ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Межсезонье |
ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН |
Главный тренер "Балтики" - единственный специалист, работающий сегодня в первом дивизионе, который прошел школу высшей лиги чемпионата СССР.
Леонид ТКАЧЕНКО: "КРИЧУ НА ИГРОКОВ, ЧТОБЫ НЕ СХЛОПОТАТЬ ИНФАРКТ"
Андрей АНФИНОГЕНТОВ |
из Лары |
Отель Miracle. Лара. На одном из двух полей фешенебельной гостиницы идет контрольный матч. Соперничают два клуба российского первого дивизиона. С учетом того, что в отелях Лары, Белека, Кадрие, Сиде квартируют 10 клубов этого турнира, а еще 4 покинули Турцию на днях, но скоро вернутся, - рядовое событие. К тому же соперники по спаррингу в Miracle отнюдь не фавориты грядущего первенства.
Тем не менее матч любопытный. С высоты семиметровой стены, которой отгорожено поле от соседнего, за действиями подопечных из "СКА-Энергии" и "Балтики" наблюдают Сергей Горлукович и Леонид Ткаченко. Заметный в прошлом игрок, а ныне начинающий тренер и специалист, выигрывавший с двумя командами два комплекта наград в российском первом дивизионе, возглавлявший, пусть недолго, сборную Украины.
Ткаченко в тренерском деле испытал многое. Дважды добровольно подавал в отставку: после вылета "Балтики" из высшей лиги осенью 98-го и на будущий год, когда "Сокол" финишировал третьим в соревновании рангом ниже, проиграв спор за путевки наверх. Уходил, потому что считал себя виновным в тех неудачах. Благородство в нынешнем футбольном мире, где цена работы в клубе заметно возросла, редкостное.
Горлукович за игрой наблюдает в гордом одиночестве. На предложение поговорить не откликается. Мол, нет пока повода. Точка. Ткаченко, напротив, соглашается: "Надо? Ну давайте начнем". Разговор, правда, постоянно прерывается - тренер костерит, порой не стесняясь в выражениях, игроков "Балтики". После шутит, в том числе над самим собой.
- Надоел я ребятам, наверное. Ни контрактов у них новых, ни ясности в судьбе команды, а тут ходит тренер и орет, орет.
-Как же они вас терпят?
- Сам удивляюсь. Видимо, не такой уж я плохой человек, если спустя годы люди, на которых я разве что не рычал, бегут целоваться и обниматься. Бывают встречи - слезу вышибают. В Турции пересеклись пути с Джишкариани и Чихрадзе. Один у меня в Саратове играл, второй - в Шепетовке. Сейчас оба с "Мерани" работают, тренерами стали в родной Грузии. Встретили, словно отца родного.
-Патриархом себя не чувствуете?
- Да какой я патриарх! Душой молод, запал не иссяк, хотя кое-что, не скрою, в нынешних реалиях раздражает.
-Что именно?
- Отношение к командам. Особенно в регионах. Многие клубы не живут, а мучаются. Жаль. Тут я человек старорежимный, советской еще закваски. Привык, что слово серьезного руководителя - закон. Увы, сейчас все не так просто. У нас, скажем, полный туман с будущим, хотя поначалу власти региона обещали златые горы.
-Речь, кажется, шла о пятилетней программе развития калининградского футбола, венцом которой должно было стать возвращение "Балтики" в компанию сильнейших.
- Пока ситуация такова: контракты ни с кем не продлены, и все мои футболисты находятся фактически на просмотре. В их соглашениях год назад написали: если команда возвращается в первый дивизион, условия пересматриваются в сторону увеличения. Вернуться-то вернулись, а вот с остальным вышла заминка. Игроки работают на сборах в какой-то мере из любви к футболу. Чистое, незамутненное искусство. А я на них ору... Нехорошо.
-Может, и впрямь не стоит критиковать публично подопечных?
- Боюсь, тогда мы бы с вами сегодня не разговаривали. Я бы давно схлопотал инфаркт. Для меня крик - средство психологической разгрузки.
-Великий волейбольный тренер Николай Карполь считает крик еще и педагогическим приемом. Согласны с мнением коллеги?
- В какой-то мере. Иным людям не самые добрые слова в их адрес здорово помогают. Особенно в игре. Потом, конечно, стоит обнять сынка, на которого накричал, сказать что-то ободряющее. Дать понять: тренер не хотел оскорбить.
-Вернемся к "Балтике". Завоевать со временем путевку наверх - реально?
- Да, если взяться за дело серьезно, сообща. И нет, если все оставить как есть. Во втором случае у "Балтики" в новом сезоне будет задача прямо противоположного свойства: не вылететь. В конце концов, комплектуемся мы не звездами и уповать должны в первую очередь на самоотдачу и дисциплину, а уже затем - на класс и индивидуальное мастерство.
-Не допускаете, что к вам, человеку прямому, отнюдь не дипломату, новые власти региона относятся с предубеждением, потому и не спешат с решением проблем?
- Нормально ко мне относятся. Даже хорошо. Причем все - и губернатор, и мэр, и бизнес-элита, и болельщики. Недавно листовку выпустили к очередным выборам - я там вместе с Боосом (губернатором области. - Прим. "СЭ") за что-то агитирую. Далек, если честно, от этого, зато знаю точно: и футбол городу нужен, и Ткаченко.
-Почему тогда у "Балтики" не все ладно?
- Хотел бы я это знать. Больше всего раздражает, что до сих пор неясен бюджет клуба. Год назад нам четко сказали: вот сумма, вот задача. Работайте. Сегодня все размыто, а отсюда селекция - невнятная и бесплатная.
-Какие стимулы находите в такой ситуации для работы?
- Самые простые: не осрамиться, не подвести людей, не обмануть игроков. В конце концов, Калининград - мой город, я тут родился. Тяжело, иногда невмоготу, но опускать руки - против моих правил. Сдюжим, надеюсь.