Газета Спорт-Экспресс № 34 (4013) от 15 февраля 2006 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 15 февраля 2006 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

TORINO-2006

КОНЬКИ

Вечером в понедельник знаменосец нашей сборной, 29-летний Дмитрий Дорофеев завоевал серебряную медаль на дистанции 500 метров.

Дмитрий ДОРОФЕЕВ

"ТЫСЯЧУ" ПОЛЕЧУ КАК НА КРЫЛЬЯХ

Сергей БУТОВ, Лев РОССОШИК

из Турина

К журналистам в смешанной зоне Дорофеев вышел на удивление спокойным. Видимо, все эмоции и даже слезы оставил на катке.

Неожиданно для многих (и даже для самого себя) став знаменосцем сборной России на церемонии открытия, Дорофеев был почти "обречен" на завоевание медали. Почему? Потому что за всю историю участия наших спортсменов в зимних Играх Дмитрий оказался третьим конькобежцем, кому доверили нести флаг. От его предшественников - Олега Гончаренко в 1956-м и Евгения Гришина в 1964-м - ждали только золота, но они в итоге получили бронзу и серебро.

Конечно, очень хотелось, чтобы Дорофеев добыл для страны недостающую для "коллекции" медаль. Не получилось. Но очевидно: для спортсмена, замученного травмами и едва не завязавшего со спортом, серебро Олимпиады - блестящее достижение.

- Своим результатом в первом забеге американец Джоуи Чик просто обескуражил, - признался Дорофеев. - По большому счету сразу стало ясно: если он не допустит серьезных ошибок во втором забеге - станет олимпийским чемпионом.

-Вы не ожидали от Чика такой прыти?

- В принципе был готов к тому что буду немного проигрывать. Но не столько же! (После первого забега американец выигрывал у Дорофеева 0,42. - Прим. "СЭ")

-Вы, Дмитрий, какой-то подозрительно спокойный. Неужели не рады своей медали?

- Ну что вы, конечно, рад. Просто выплеснул все эмоции. И еще очень устал. Тот, кто знает, как я шел к этой медали, поймет меня. Не бывает так, чтобы человек после провальных лет, стольких травм смог полностью себя реализовать всего за один сезон. Так что для меня это серебро - выше крыши.

-Чем занимались в перерыве между забегами?

- Досмотрел первую попытку до конца, а потом постарался отключиться от всего внешнего.

-Перед началом вашего второго забега произошла заминка, связанная с падением одного из спортсменов. Пауза не выбила вас из колеи?

- Если ты сконцентрирован, то не обращаешь на такие вещи внимания. Вторую 500-метровку я пробежал даже лучше, чем первую. Даже при том, что стартовать пришлось по маленькой дорожке.

-В каком из забегов пришлось сложнее?

- Каждый был по-своему непрост. Очень важно было приехать на финиш первого забега одним из первых, чтобы почувствовать уверенность. Тогда как на второй необходимо было мобилизоваться, выложиться на все сто. Эмоционально же были непростыми оба забега.

-Как вы считаете, можно ли было вообще сегодня опередить Чика?

- В первом забеге - однозначно нет. С другой стороны, если оглянуться немного назад, то на чемпионате мира я ведь каким-то образом у него выиграл! Но сегодня мой бег немного не получился с технической точки зрения. Я допустил несколько ошибок в первом забеге, особенно на первом повороте.

-Когда соревнования подошли к концу, показалось, что вы расстроились второму месту...

- Да что вы! Уже по тому как бежал Чик, было видно, что он и второй раз пройдет дистанцию быстро. А первый результат был столь высоким, что отобрать у американца золото можно было только при самом фантастическом раскладе. Честно говоря, я больше следил не за Чиком, а за корейцем. Потому что он мне угрожал - и довольно серьезно. Хорошо, что все обошлось, но, видит бог, я не особо расстроился бы и бронзовой медали.

ВТОРОЕ СЕРЕБРО - БЕЗ КЛЕВЧЕНИ

-Какие у вас были предчувствия перед Олимпиадой?

- Те, кто следит за коньками, наверняка в курсе, что этот сезон для российских спринтеров до поры до времени складывался весьма успешно. А потом в один момент и Дима Лобков, и я вдруг получили травмы. Но не стали суетиться, торопясь поскорее вернуться на лед. Я, к примеру, не поехал в Солт-Лейк-Сити - из-за чего, кстати, и оказался здесь, в Турине, вне сильнейшей группы. Но это, возможно, мне сегодня психологически лишь помогло - не было груза ответственности: чего ожидать от бегуна из слабой группы (улыбается).

-Как вы отнеслись к тому, что вашего тренера, двукратного чемпиона мира в спринте Сергея Клевченю не взяли в Турин?

- Знаете, это больной вопрос для всей спринтерской сборной. Я спрашивал президента нашей федерации Владимира Комарова о том, почему Клевченя не получил олимпийскую аккредитацию. Ответ был примерно таким: "Занимайся своим делом. Тебе стартовать надо, а не эмоции попросту расходовать, выясняя, что да как. Ты уже завоевал серебро на спринтерском чемпионате мира без Клевчени, можешь сделать это и на Олимпиаде".

-Как оцениваете состояние коньков в стране - и есть ли надежда на возрождение этого вида спорта в России?

- Если бы после 1994 года у нас построили хотя бы один каток приличного уровня, провалов, подобных Нагано-98 и Солт-Лейк-Сити-2002, не было бы. Стоило в Крылатском построить конькобежный дворец, как мы стали проводить больше времени дома, с семьей. Больше нет необходимости устраивать утомительные заграничные сборы. А ведь это чрезвычайно серьезно влияет на результаты! С другой стороны, говорить о том, что сейчас у нас, как грибы после дождя, начнут подрастать сильные спортсмены, рано. На это и время нужно, и толковые специалисты.

НЕ МОГ ЗАСНУТЬ ДО УТРА

На этом разговор с Дорофеевым пришлось на время прервать. Но вчера мы его продолжили - уже по телефону:

-Как провели вечер после соревнований?

- Заскочил в Олимпийскую деревню, получил поздравления от товарищей по команде. Правда, пока все ограничилось похлопываниями по плечу - ведь почти всем еще стартовать. Потом поужинал и отправился в Русский дом. Очень весело посидели. Публика там интересная - наши знаменитые актеры, высокое начальство, включая Вячеслава Фетисова. Все говорили обо мне хорошие слова. Приятно.

-Когда домой вернулись?

- В районе часа ночи. Лег, а заснуть не могу Ворочался, ворочался - и отключился только под утро. Впрочем, ничего странного в этом нет: организм еще не отошел после гонки. Вот и сейчас пребываю в горизонтальном положении. Весь сегодняшний день думаю посвятить восстановлению. А завтра уже первая тренировка перед забегами на 1000 метров.

-За последние дни на вас столько событий обрушилось! Сначала знамя несли, потом серебро выиграли. Как намерены справляться с прессингом со стороны журналистов?

- Мне в этом сезоне к этому не привыкать. На этапах Кубка мира я был на виду, успешно выступил и на мировом первенстве, так что на недостаток внимания к своей персоне пожаловаться не могу. В общем, справлюсь как-нибудь.

-О том, как несли флаг на церемонии открытия, часто вспоминаете?

- Постоянно и в деталях. Помню свое удивление, когда стало известно, что меня всерьез рассматривают в качестве знаменосца. Начальство поинтересовалось, готов ли я выполнить эту миссию. Естественно, согласился. Ведь конькобежцам тем самым была оказана большая честь.

Меня, правда, предупреждали, что прежде знаменосцы далеко не всегда выигрывали на Олимпиадах. Ну и что? Я так себе загадал. Пятисотка была назначена на 13-е число. А я в этот день родился (13 ноября 1976 года. - Прим. "СЭ"). Если бы проиграл, посчитал бы, что родился не в тот день. А во время парада открытия я просто наслаждался жизнью.

-Прежде российские знаменосцы держали стяг прямо, старались, чтобы все было максимально торжественно, величаво. Это вы сами придумали - размахивать флагом?

- Меня попросили перед началом, чтобы знамя не висело, как безжизненное. Я решил, что лучше всего им махать.

-Гордились собой в тот момент?

- Конечно. И за себя, и за команду, и за страну.

-Много ли времени понадобилось вам, чтобы отойти от церемонии? Например, биатлонист Валерий Медведцев, который нес флаг страны в Альбервилле, признался, что после парада не мог несколько дней прийти в себя - так эмоции захлестывали.

- Знаете, я сильно себя не накручивал. Отошел достаточно быстро. Вернувшись со стадиона, чувствовал только легкое утомление, потому как церемония по традиции получилась длительной. Когда проснулся, постарался забыть о том, что нес флаг, и сконцентрироваться на предстоящих соревнованиях. Впрочем, товарищи по команде совсем забыть церемонию мне все же не давали - постоянно подтрунивали. По-доброму, конечно.

ГОДА ДВА ЕЩЕ ПОКАТАЮСЬ

-Как вам олимпийская арена и лед?

- Здешний лед мы опробовали достаточно давно, поэтому никаких сюрпризов он не преподнес. По сравнению с этапом Кубка мира, который проходил в Турине не так давно, стало гораздо чище. Тогда вовсю шло строительство, и надо льдом стояла пыль. Уже по забегам на 5000 метров стало очевидно, что с тех пор тут здорово поработали специалисты. Лед здесь каткий, колкий. В Солт-Лейке, например, он маслянистый и почти не оставляет выбоин на льду. В Турине же приходилось держать ухо востро, особенно при прохождении виражей. Чтобы здесь быстро бежать, нужны определенные навыки.

А в целом, считаю, что туринский лед соответствует статусу Олимпийских игр. Что касается арены, то она очень компактная. Зрители сидят здесь достаточно близко к дорожкам, поэтому их поддержка чувствуется постоянно.

-Наших болельщиков было слышно?

- Еще как! Особенно выделялись мои земляки из Коломны. С ними даже мэр города приехал.

-С Клевченей уже обсуждали, как побежите 1000 метров?

- Толком нет. Наш телефонный разговор получился скорее эмоциональным, нежели по делу. Тренер сказал, что доволен мною. Волновался так, что даже второй забег не стал смотреть. Я его прекрасно понимаю. У меня, когда смотрю забеги друзей, тоже сердечко шалит. Лучше уж быть там, на дорожке. Во всяком случае, точно знаешь, чего от себя ждать. Клевченя как-то признался: "Я, Дима, всегда рядом с тобой бегу".

-Перед Играми вы сказали, что в случае успешного выступления на "пятисотке" тысячу пролетите как на крыльях...

- Шансы у меня есть. Сейчас главное полностью восстановиться, настроиться на новую дистанцию. То, что полечу на крыльях, - это я вам гарантирую. Но вот куда с ними прилечу - пока не знаю.

-Кто будет вашим главным соперником?

- Джоуи Чик сейчас находится, судя по всему в феноменальной форме. Значит, понесется вперед и на тысяче. А голландцы Бос, Веннемарс разве не опасны?

-Как вы относитесь к бывшим роликобежцам, которые в массовом порядке приходят в коньки и начинают побеждать? Достаточно вспомнить американцев Чэда Хедрика, Дерека Парру. Тот же Чик до 1995-го бегал только на роликах и даже стал чемпионом США по юниорам.

- У меня самое положительное отношение к этим парням. Они внесли в коньки что-то новое. У них немного иная техника, которая позволяет им побеждать на быстрых льдах. Возможно, нам следует перенять кое-что из их методики. Слепо копировать опыт не следует, но все равно есть чему поучиться. Особенно нам. Ведь в "физике" мы им не уступаем, тогда как в техническом аспекте нам еще прибавлять и прибавлять. Менять что-то в методике - совсем не плохо. Невозможно всю жизнь тренироваться по одной и той же системе - коньки ведь изменяются. Например, еще в прошлом году технически я бежал совсем иначе, нежели сейчас.

-В воскресенье мы стали свидетелями конца карьеры великого канадца Джереми Уотерспуна...

- Перед этим человеком я могу только снять шляпу. Он - легенда коньков, у него мы многому научились. Лично я считаю технику Уотерспуна почти идеальной. Но даже самые великие когда-то уходят, и ничего с этим поделать нельзя. Впрочем, Джереми, возможно, поостынет немного - и передумает уходить. Тем более что он опасен в любом состоянии.

-А вы, уж извините, чувствуете, что это последняя Олимпиада, на которой вы можете бороться за медали самого высокого достоинства?

- Как вам сказать... Я вообще не знаю, останусь ли до Ванкувера. Года два еще точно покатаюсь, посмотрю, что да как. А там видно будет.