Газета Спорт-Экспресс № 36 (4015) от 17 февраля 2006 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 17 февраля 2006 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2006. НЕМЕЦКИЙ ЭКСПРЕСС

За четыре месяца до ЧМ-2006 8 из 32 команд - участниц турнира представили публике новую форму, разработанную для них компанией Nike.

ПАРРЕЙРЕ ПОНРАВИЛАСЬ НОВАЯ ФОРМА БРАЗИЛИИ

Мода - вещь переменчивая. Футбольная - не исключение. Глядя на снимки середины прошлого века, поражаешься размерам "семейных" трусов, в которых выходило на поле поколение Федотова и Боброва. Наступили 70-е - и почти в унисон с дамскими юбками мода на "мини" пришла и в футбол: игроки поголовно вырядились в трусики и маечки "легкоатлетического" образца. А где теперь кепки, считавшиеся когда-то непременной деталью вратарской экипировки? Где пестрые, с обилием вставок и деталей, от которых рябило в глазах, футболки, бывшие в моде совсем недавно? Впрочем, в наши дни все куда сложнее, чем в прежние времена: форма ведущих команд различается уже не только цветами, но и стилем, покроем, отделкой и даже шрифтом, которым нанесены номера на спины игроков. Если прибегнуть к терминологии из мира той же моды, на смену "pret-a-porter" приходит "haute couture", где каждая модель - не массовый продукт, а самостоятельное произведение дизайнерского искусства.

Показ формы публике теперь и обставлен не то как презентация последней коллекции какого-нибудь дома моды, не то как премьера новейшего болида "Формулы-1": световые и пиротехнические эффекты, видеоролики, музыкальное сопровождение, секретность, соблюдаемая вплоть до последнего момента...

Все это автору довелось на днях наблюдать на Олимпийском стадионе в Берлине, где новинки, подготовленные к ЧМ-2006, демонстрировала компания Nike. В роли моделей выступали, естественно, звезды восьми сборных - Бразилии, Голландии, Португалии, Мексики, Хорватии, США, Кореи и Австралии, которые на полях Германии сыграют в форме ее производства. В том числе, что весьма вероятно, и 9 июля на той же арене, где проводился показ: никто не удивится, если до берлинского финала доберутся голландцы, португальцы и тем более бразильцы.

Технология - единая, дизайн - уникальный. Так вкратце можно сформулировать принцип, по которому создавалась экипировка для каждой команды, связанной контрактом с Nike (в их числе, кстати, и сборная России, чья новая форма тоже была выставлена под трибунами берлинского стадиона). Проще говоря, бразилец ты, хорват, австралиец или русский - на поле тебе должно быть одинаково удобно. Обеспечивается это с помощью новейшей технологии Nike Sphere Dry, по которой изготовлена ткань для формы: легкая, тонкая, состоящая из трех слоев, она уменьшает контакт с кожей, ускоряет испарение, снижает эффект прилипания, создает ощущение сухости и комфорта. Продумано все вплоть до гетр: для всех команд они выполнены с учетом анатомического строения стопы, а плоские швы выведены из зоны большого пальца для снижения риска натереть кожу.

Это - технология. С дизайном дело обстоит еще интереснее. Потому что здесь создатели формы исходили из того, что любая страна и любая сборная неповторимы, а значит, таким же должен быть и внешний вид футболистов. Люди, работавшие над экипировкой, теперь, наверное, могут считать себя знатоками тех стран, чьи сборные они одевают: в каждом случае пришлось изучать национальную историю, футбольные традиции, прикладное искусство, архитектуру и даже шрифты, используемые на денежных купюрах и вывесках магазинов.

Почему, например, футболки голландцев снабжены отложным воротником, у американцев на белом фоне появилась широкая красно-черная полоса, а у португальцев футболки украшены витым желтым узором? Оказывается, для домашней формы "Оранжевых" за основу была взята та, в которой они выступали в 1959 году, дизайн футболок сборной США напоминает о ЧМ-1950, где она сенсационно обыграла англичан, а португальский орнамент навеян архитектурой лиссабонского монастыря Святого Иеронима. Форма воротника корейцев подсказана их национальной одеждой "ханбок", на белую полосу на груди мексиканцев нанесены изображения ацтекских богов, а номера россиян, по словам дизайнеров, выполнены шрифтом, который использовался в плакатах советской эпохи.

Словом, ни одной случайной детали - во всем своя логика. Есть она и в том, что у всех команд крупнее и заметнее стала эмблема на левой стороне груди, лишний раз напоминающая о том, ради чего футболист надевает форму сборной. "Лично мне это нравится, - сказал журналистам Руд ван Нистелрой, представлявший в Берлине голландцев. - Да и вообще, по-моему, это лучший из вариантов формы сборной, в которых мне доводилось играть".

Похожее мнение высказал и главный тренер сборной Бразилии Карлос Алберту Паррейра, который в тот же день познакомился с новой экипировкой своих подопечных в Рио-де-Жанейро: "Это самая красивая бразильская форма из всех, что я видел. Она подкупает своей простотой и тем, что не похожа ни на какую другую. Так и должно быть: у нас ведь и команда особенная".

Бразильскую форму, кстати, от всех прочих отличает еще и одна маленькая, но существенная деталь: пять звездочек над эмблемой. Если кому и суждено заслужить право на подобное украшение, то произойдет это не скоро. Бразильцы же мечтают уже в июле пририсовать к пяти звездочкам шестую. В этом случае Nike придется выпускать "бразильскую линию" заново - но, по словам представителей компании, их это нисколько не расстроит.

Борис БОГДАНОВ

Берлин - Москва