Газета Спорт-Экспресс № 38 (4017) от 20 февраля 2006 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 20 февраля 2006 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

TORINO-2006

ЛЫЖИ

Евгения МЕДВЕДЕВА: "ВЫХОДИТЬ НА ЭТАП БЫЛО СТРАШНО"

Беседа корреспондента "СЭ" с самой удачливой гонщицей российской лыжной сборной на этой Олимпиаде, а также с ее тренером и супругом Алексеем состоялась в салоне автобуса, который направлялся из Праджелато на туринскую Пьяцца Кастелла - на торжественную церемонию награждения.

Ровшан АСКЕРОВ

из Турина

ДУМАЛА, ЧТО ПРОИГРАЮ БЬОРГЕН

-Первые Игры в карьере - и такой успех: бронза в дуатлоне и золото в эстафете! Голова еще не пошла кругом?

- Только чуть-чуть. Ведь мои медали - они и неожиданны, и ожидаемы одновременно. У меня был очень хороший сезон, я провела великолепную подготовку в Цахкадзоре. Работала много и надеялась, что это должно принести плоды.

-Но вы хоть поняли, что совершили на последнем этапе? И верили ли там, на трассе, что сможете это сделать?

- Если честно, то после первых двух этапов не верила, что можем выиграть. Да и кто бы вообще мог тогда в это поверить?!

-Какой момент в гонке, стал, на ваш взгляд, переломным?

- Когда Чепалова передала мне эстафету, в глазах ее светилась такая решимость, такой бешеный огонь в них горел, что я поняла: нужно умереть на последней "пятерке", но въехать на пьедестал. Юлька словно передала мне этот огонь.

-Страшно было выходить на решающий этап с таким чудовищным отставанием?

- Страшно. Очень. Меня тогда как током шарахнула мысль: "Боже мой, ведь теперь все зависит только от меня!" И ведь какая эстафета получалась: впервые на моей памяти мы проигрывали по ходу гонки шведкам, а за медали боролись не три-четыре команды, а сразу пять-шесть. Драка была знатная. Думаю, те, кто пришел на стадион, получили изрядную долю адреналина.

-Кому вы посылали воздушные поцелуи за несколько сот метров до финиша?

- Нашим болельщикам. Они так громко поддерживали меня, так кричали: "Россия, вперед!" Эх, жаль, что никто не догадался дать мне флаг на самом финише.

-Кого боялись больше всего на своем этапе?

- Норвежку Марит Бьорген. Только ее. Шведку Анну-Карин Стромстедт я вообще не знала, а вот Марит опасалась всерьез. Почему-то была уверена, что проиграю ей финиш.

САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР

-А в жизни вам приходилось оказываться в ситуациях, когда от вас зависели бы судьбы других людей?

- Бог миловал. Да и в своей спортивной карьере я впервые бежала завершающий эстафетный этап на соревнованиях такого ранга. Кубок России - не в счет. Считалось, что этап этот побежит лучшая наша "конькистка" Чепалова. Интересно, что и я, и она после серебряной эстафеты на чемпионате мира-2005 в Оберстдорфе не раз просили тренерский совет в качестве эксперимента поменять нас местами. Но неизменно следовал отказ. А тут вдруг перед гонкой сообщают, что я бегу четвертой. Первой мыслью было: "Ну, конечно, самое время для экспериментов!" Но все оказалось не так страшно.

-Как провели ночь перед подвигом на лыжне?

- Замечательно! Намного спокойнее, чем перед дуатлоном. Уснула легко и спала как младенец. Совершенно не слышала, как проснулась Наташа Баранова, с которой мы делим комнату в Олимпийской деревне. Даже не слышала, как зазвенел будильник в половине седьмого утра.

-Чем занимались вечером?

- Кино смотрели на DVD. Сперва хотели поставить фильм "Матч-пойнт", но нам сказали, что он излишне психологичный, и Наталья предложила посмотреть что-то более легкое. Остановились на картине "Мой лучший любовник" с Мерил Стрип и Умой Турман. А потом Баранова говорит: "Женька, сейчас я поставлю тебе самый лучший фильм" - и ставит диск с записью нашей эстафеты в Оберстдорфе. Меня аж до селезенок проняло. Вновь пережила невероятные ощущения: очень было обидно проиграть ту эстафету, ведь практически мы ни в чем не уступали норвежкам. Вот такое кино мы с девочками срежиссировали.

-Теперь, уверен, у вас появится новый любимый фильм.

- Несомненно. Можем пригласить на просмотр. А еще вчера перед сном я вновь просмотрела свежие фотографии родителей и дочери Дашеньки, которые муж привез после последнего посещения нашего дома в Кондопоге. Полюбовалась чадом, стоящим на лыжах, читающим книжки с бабушкой... Скучаю по родителям и дочери безумно.

- Это верно, - вмешался Алексей. - В этом сезоне Женя из-за постоянных стартов и сборов дома практически не была. Недавно нам в Колпино выделили новую квартиру, так она даже не смогла приехать и посмотреть ее. Пришлось мне заснять все на видео, и только так жена увидела дом, в котором нам предстоит жить.

-И как вам жилье, Евгения?

- Мне понравилось. Спасибо родному СКА, который помог получить ордер. Только вот новоселье, увы, отпраздную нескоро.

- Профессиональный спорт - жестокое занятие, - кивнул Алексей. - Пока он не дает Женечке раскрыться в полной мере как матери и хозяйке. А ведь она великолепно готовит борщи, чудно печет. Вкус ее шарлотки до сих пор помню, хотя с этими гонками она меня этим блюдом давненько не баловала.

"ТРЕНЕР, ОТПУСТИ МАМУ К ДАШЕ"

-А чем, Евгения, побалуете любимую дочь после приезда из Италии?

- Игрушками, наверное.

- Медали дочке не нужны, да и игрушки - дело десятое, - смеется Алексей. - Прежде всего ей нужна мама. У Даши есть игрушечный мобильный телефон, так бабушка рассказывает, как она берет его и говорит: "Але, але, тренер, отпусти маму к Даше".

- Я ведь уже пять месяцев толком не была дома, - вздыхает Евгения. - После этапа Кубка мира в Куусамо в ноябре заскочила в родную Кондопогу повидать родителей и дочь, но всего на один день. Только душу себе растравила.

-Лыжный спорт - тяжелая работа. Вам не кажется, что она все-таки не для женщин?

- На мой взгляд, лыжи - прежде всего красивый вид спорта. Тем более когда появились такие зрелищные дисциплины, как спринт, спринтерская эстафета, масс-старты. Это же настоящее шоу! Хорошо помню, как любила в детстве смотреть гонки по телевизору. Особенно завораживал классический ход...

-Поэтому вы сегодня считаетесь одной из лучших "конькисток"?

- Зря вы так. Я ведь и в "классике" выступаю довольно успешно. Более того, у меня этот стиль в последнее время стал даже лучше получаться.

-Вы ехали на Игры с мечтой об одной медали любого достоинства. Теперь вы чемпионка и бронзовый призер. Значит ли это, что олимпийский принцип "главное не победа, а участие" в "коньковой" гонке на 30 км вас уже не устроит?

- Не знаю. Все зависит от того, как сложится гонка. Хотя, конечно, хочется побороться за медаль и в ней.

-Каковы послеолимпийские планы?

- Девчонки из команды намерены после Турина поучаствовать в традиционном шведском супермарафоне "Васалоппет", а я, наверное, пропущу его: лучше провести это время с семьей. Потому что потом начнутся сплошные этапы Кубка мира.

-Олимпийские медали - это и солидные премиальные. Уже есть мысли, как их потратить?

- У нас в Карелии чудная природа. Мечтаем построить загородный дом для Даши и бабушки с дедушкой. Раньше денег недоставало. Теперь, думаю, попроще будет.

-Алексей, кто глава в вашей семье?

- У нас равноправие. То, что может делать лучше Женя, делает она, и наоборот.

-И что же у нее получается лучше, чем у вас, кроме работы на кухне?

- Ну на кухне и я могу постоять в ее отсутствие, а вот на лыжах она бегает отлично. Ей бы еще чуть-чуть уверенности в себе. Я после дуатлона долго анализировал ту гонку и пришел к выводу, что она могла вести борьбу и за более высокие места. В этом меня лишний раз убедил ее спринт на финише, когда она легко обыграла Стейру и въехала в створ третьей. Видимо, на трассе она просто испугалась сама себя. Да и опыта не хватило.

-Юлия Чепалова не раз говорила, что для нее победа в эстафете важнее личного золота. А для вас, Евгения?

- Наверное, я соглашусь с Юлей. Сколько уже раз бывало, что в индивидуальной гонке меня догоняли и обгоняли, а в эстафете я преображаюсь.

ЧЕМПИОНЫ-ОДНОКАШНИКИ

-Алексей, во время дуатлона вы кричали жене: "Давай, давай, работай, четвертого места нам не нужно!" А сегодня?

- Когда наши "классистки" отстали на первых этапах, я подошел к Жене и сказал: "Не смотри на табло, забудь об отставании. Выйдешь на трассу и - работай".

-А были у вас заготовлены слова утешения, если бы она не выиграла гонку?

- Нет. Я даже думать об этом себе запретил.

- Меня зарядили на победу еще и успехи моих товарищей по школе олимпийского резерва в Санкт-Петербурге, - говорит Евгения. - Между прочим, мы там и познакомились с Лешей. На этой Олимпиаде уже трое выпускников нашей школы завоевали золотые медали: Светлана Журова, Максим Маринин и Татьяна Тотьмянина. Осталось еще биатлонистке Наталье Гусевой присоединиться к нашей теплой компании.

-Во время гонки диктор по стадиону, рассказывая зрителям, как идет по дистанции Медведева-Арбузова, произносил вашу девичью фамилию на итальянский лад - Абруццова. Слышали?

- Слышала. Вообще-то странно, мы ведь уже объясняли всем, что у меня не двойная фамилия, что я Медведева. Но комментаторы упорно называют меня так, а тут еще и коверкают. Правда, мой папа, когда слышит двойную фамилию, расцветает. Ведь именно он привел меня в лыжную секцию. Тогда мне было семь лет. А после 11-го класса прямо с выпускного вечера я отправилась покорять Питер.