ОЛИМПИЗМ |
TORINO-2006 |
ХОККЕЙ |
ИГРА СБОРНОЙ УЛУЧШИЛА НАШИ ШАНСЫ НА ПЕРЕГОВОРАХ С НХЛ
Всеволод КУКУШКИН |
из Турина |
Президент Международной федерации хоккея Рене Фазель никогда не скрывал своих симпатий к великим хоккеистам прошлого. И потому когда к нему обратились руководители нашей хоккейной делегации с просьбой помочь достать билеты на матч с американцами - на считавшуюся самой "дефицитной" игру в последний день предварительного турнира, - Фазель попросту отдал все места в свою ложу в Palasport Olimpico.
Надо сказать, что на Олимпиаде даже у руководителя такого ранга всего десяток мест в распоряжении. В результате ему вместе с женой и двумя сыновьями пришлось смотреть игру откуда-то сбоку арены. Зато лучшие места заняли Виктор Кузькин, Эдуард Иванов, Игорь Ромишевский, Александр Пашков, Владимир Шадрин и другие чемпионы прошлых лет. После матча все были приглашены на ужин в Хоккейный дом, где ветеранам пришлось пройти приятную процедуру - они оставили свои автографы на специальной большой пластине, размером примерно два метра на полтора. На ней, кстати, уже были росписи других звезд мирового хоккея, но когда каждый из россиян написал рядом с фамилией свои чемпионские годы, это произвело на всех достойное впечатление.
Следующий матч - с канадцами - считался "матчем дня" и собрал практически весь высший "олимпийский свет". Еще бы - на прошлых Играх канадцы после 50-летнего перерыва вернулись на золотую ступень пьедестала, и теперь вопрос был в том, удержатся ли они на вершине. С другой стороны, россияне, являющиеся наследниками славы хоккея СССР, впервые выиграли золотые медали 50 лет назад именно в Италии.
Накатке Torino Espozisioni ложи VIP находятся в торце ледовой площадки, и гостям приходится смотреть игру из-за ворот. Естественно, что делегацию России представляли не только спортивные руководители, но и вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров, первый вице-премьер правительства Александр Жуков, предприниматель Владимир Потанин, глава Магнитогорского металлургического комбината Виктор Рашников. Был замечен на игре и человек, с которого, собственно, началась новая эпоха в мировом хоккее, - "крестный отец" и организатор суперсерии-72 канадец Алан Иглсон.
О напряжении матча лучше всего говорит одна небольшая деталь. После первого периода к генеральному менеджеру сборной Канады Уэйну Гретцки направилась симпатичная женщина с шайбой и фломастером, рассчитывая получить автограф. "Великий" посмотрел сквозь нее абсолютно стеклянным взглядом и прошел мимо. Кстати, последние пять минут Гретцки уже не смог усидеть на своем месте, а наблюдал за игрой стоя, готовый, кажется, выпрыгнуть на лед с балкона и помочь своей команде.
После игры я встретился за кулисами и с главным тренером канадцев Пэтом Куинном, с которым знаком еще с середины 80-х, когда он интересовался возможностью заполучить в "Ванкувер" наших знаменитых нападающих Ларионова и Крутова. Куинн мог бы просто кивнуть - мол, привет. Но он нашел в себе силы сказать: "Великий матч. Поздравляю!"
В этот же вечер еще один человек получил признание уже в новом качестве - Павел Буре. Если до олимпийского турнира он был выдающимся хоккеистом, то теперь получил признание и как сильный генеральный менеджер, который сумел создать команду единомышленников. Буре не хватается за мелочи, но вся команда работает четко, и это проявляется и на льду и на скамейке, и в раздевалке. При этом сам он говорит, что ему еще многому предстоит научиться. Думаю, что Павел не лукавит, хотя и цену себе, конечно, знает.
Еще перед началом турнира тот же Фазель сказал мне, что он встречался с Хуаном Антонио Самаранчем, и почетный президент МОК передал ему слова президента России Владимира Владимировича Путина: мол, в случае выхода в финал хоккейной сборной он приедет в Турин в последний день.
Приятно было услышать и высказывания о том, что полностью оправдались усилия нашей федерации по получению Евгением Набоковым спортивного российского гражданства - особенно после того, как он отыграл третий матч на турнире на ноль. Это было сделать нелегко. И добиваться получения российского гражданства пришлось достаточно долго.
Еще перед играми в Солт-Лейк-Сити ОКР обращался даже в спортивный суд и получил отказ, мотивированный необходимостью пунктуально соблюдать устав международной федерации. Затем по инициативе ФХР на генеральном конгрессе ИИХФ была принята поправка в устав. Однако и тогда по-прежнему оставались юридические тонкости, которые требовалось исправить. В конце концов совет ИИХФ разрешил Набокову играть за Россию в 2004 году, но из-за травмы Евгений пропустил Кубок мира.
Теперь же все разрешилось лучшим образом.
Если у нашей команды все мысли связаны с предстоящими решающими матчами, то руководители НХЛ больше думают об отдаленном будущем. Они ждут встречи с руководством нашей федерации и лиги, чтобы еще до начала своего плей-офф прийти к принципиальному согласию о подписании Россией договора между ИИХФ и НХЛ.
При ведении переговоров есть два варианта - их можно вести с позиции силы, когда у вас много денег или власти, а можно и имея силу позиции, когда на руках, как говорят картежники, хорошая козырная масть. Игра нашей команды на олимпийском турнире улучшает на предстоящих переговорах как раз силу позиции. Уровень нашей лиги достаточно высок, чтобы ее игроки были на равных с ведущими хоккеистами из НХЛ.