ФУТБОЛ |
ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ |
Завтра РОССИЯ - БРАЗИЛИЯ |
КАК БРАЗИЛИЮ ЗАМАНИЛИ В РОССИЮ
Кому пришла в голову идея пригласить в Москву сборную Бразилии? Как шли переговоры? Об этом корреспонденту "СЭ" рассказал коммерческий директор РФС Петр Макаренко. Наш разговор состоялся в перерыве между двумя его совещаниями с администраторами бразильской сборной - работа над уточнением технических деталей пребывания чемпионов мира в России не прекращается ни на минуту.
- Только что решили вопрос с визами для двух вратарей, которые должны заменить травмированных Диду из "Милана" и Сезара из "Интера". Все было настолько срочно, что мы даже предложили бразильцам: вы же все равно забьете столько, сколько захотите, так играйте вообще без вратаря. - Коммерческий директор был явно рад возможности немного отвлечься от официоза. - Но они почему-то не согласились.
-Кому в голову пришла идея провести этот матч?
- В календаре есть так называемые "окна", предусмотренные для организации товарищеских и коммерческих матчей сборных. 1 марта - как раз такое "окно". И в конце октября прошлого года компания Nike обратилась к нам с вопросом, готовы ли мы в этот срок провести коммерческую игру со сборной Бразилии. Nike - технический спонсор обеих сборных, и ей такой матч очень интересен. Тем более что обе команды впервые выйдут на поле в своей новой форме.
-А чем коммерческий матч отличается от обычного товарищеского?
- В общем-то любой матч сборных в той или иной степени коммерческий. И этот планировался не просто как футбольное мероприятие, но и как бизнес-проект, интересный для многих сторон - и Nike, и Бразильской конфедерации футбола, и РФС.
-РФС тоже заработает на этой игре? А ведь в СМИ только и обсуждается сумма, которая будет заплачена нашей стороной бразильцам - то ли миллион долларов, то ли полтора миллиона?
- Наш контракт с бразильцами взаимовыгоден, просто доходы сторон значительно отличаются, чего мы, собственно, и не скрываем. Полагаю, такое неравное распределение прибылей - вещь нормальная: речь-то идет о встрече с лучшей командой мира.
-РФС сразу согласился на предложение Nike?
- Да, ведь такой матч отлично вписывается в концепцию нового руководства РФС ориентироваться на встречи сборной с максимально сильными соперниками. Смотрите, с кем мы договариваемся в последнее время: с Германией, Италией, Испанией. Бразилия логично вписывается в этот ряд.
-И как долго шли переговоры?
- Около двух месяцев. Ведь обсуждался достаточно сложный контракт, в котором оговорено множество различных моментов. Приведу такой пример: у бразильцев один из спонсоров - пивоваренная компания "Амбер", а нашей сборной помогает "Старый мельник". Пришлось долго договариваться с обеими фирмами о присутствии в рекламе матча их прямого конкурента. И подобных проблем было немало. Но главные пункты - о разделе доходов от телевизионных прав, рекламы, спонсорских контрактов, продажи билетов - решили достаточно быстро. Бразильцы, повторю, получили значительно больше, но в ходе переговоров мы убедились, что они имели и очевидный спортивный интерес к московскому матчу. А то бы выбрали другого партнера - ведь количество предложений на 1 марта исчислялось у чемпионов мира двумя-тремя десятками команд.
-Бразильцы выдвигали какие-то особые условия?
- Ничего сверхъестественного они не хотели. Это были обычные коммерческие переговоры - разве что долгие и сложные из-за множества привходящих моментов, причем связанных не только с финансами. Так, серьезная проблема возникла с оформлением виз. Футболисты должны были либо лететь в Бразилию, что при их напряженном графике невозможно, либо проходить долгую процедуру в консульствах тех стран, где они играют. Вы можете представить себе, чтобы Роналдо тратил время на толкотню в мадридском консульстве, а Роналдинью - в барселонском? Вот и я не могу. А без их личного участия вопрос решался не так просто.
-Качество поля, минимальная температура воздуха, условия приема в контракте оговорены? Есть обстоятельства, которые могут помешать проведению матча?
- Все требования бразильской стороны по этим вопросам не выходят за пределы регламентов ФИФА. Чемпионы мира будут жить там же, где останавливались в Москве другие топ-команды, - в "Балчуг-Кемпински". И не только из-за того, что это отель высокого класса, но и потому что в нем отлично знают, как принимать спортивные делегации. Количество транспорта, затребованного нашими гостями, тоже не выходит за рамки обычного. Что же касается поля, то администраторы бразильской сборной специально приезжали в Москву в конце ноября, когда температурные условия у нас сравнимы с началом марта, и остались довольны качеством газона на стадионе "Локомотив". Единственное, чего мы не в состоянии обеспечить, - это погода. Прогнозы на 1 марта в течение последнего месяца колебались от минус 1 градуса до минус 18, сейчас обещают примерно минус 6. Но в любом случае ни другой погоды, ни другого поля у нас нет. Бразильцы просили, чтобы оно обязательно было с подогревом, - это требование выполнено.
-Существует возможность отмены матча из-за резкого похолодания?
- Здесь все опять же оговорено регламентом ФИФА. Но даже он лишь не рекомендует проводить матчи при определенной температуре, оставляя окончательное решение на усмотрение играющих команд и судьи. Могу сказать, что, если мороз не превысит в среду вечером десяти градусов (что и обещают синоптики), вопрос об отмене игры не встанет.
-А если температура опустится, скажем, ниже минус 15?
- Все решат судьи, как и записано в регламенте. Но, думаю, и в этом случае будем играть. Не забывайте, что почти все футболисты сборной Бразилии выступают в Европе и прекрасно знают, что такое снег и мороз. В Лондоне, например, бразильцы из "Барселоны" только что играли против "Челси" при +1, но этот насквозь промозглый британский градус тепла переносится гораздо хуже наших шести градусов мороза. Могу сказать, что администраторы бразильской сборной в Москве уже третий день, и никаких сомнений у них не возникло. Ни по одному вопросу, включая поле и температуру.
-Состав чемпионов мира оговаривался в контракте?
- Да, причем пофамильно. Изменения возможны только в случае травм. Да, собственно, бразильцы и сами заинтересованы сыграть в оптимальном составе - ведь в ближайшие три месяца контрольных игр у них больше не будет.
-Программа пребывания бразильцев в Москве согласована?
- Да, и ничего особенного в ней не будет. Чемпионы мира прибыли в понедельник поздно вечером из Франкфурта. Поскольку в Германию они тоже прилетали из разных мест, была настоятельная просьба доставить команду в гостиницу как можно быстрее. Поэтому мы постарались встретить бразильцев так, чтобы ни журналисты, ни болельщики не докучали им после долгой дороги. Во вторник - тренировка и пресс-конференция, в среду - игра, а в четверг утром бразильцы покинут Москву. Никаких особых мероприятий в эти два дня не намечено.
-Но по Москве-то гости наверняка захотят прогуляться. Охрана будет усиленной?
- Нет, обычной, предусмотренной для встречи всех топ-команд. Никаких дополнительных запросов от бразильской стороны на этот счет не было.
-Для РФС коммерческая составляющая матча играла большую роль?
- Главное для нас - чтобы наши болельщики увидели лучших в мире футболистов, а сборная России имела возможность проверить себя в матче с самым сильным спарринг-партнером. Хотя все здесь взаимосвязано - болельщицкий интерес и качество игры впрямую влияют на спонсоров и рекламодателей. Могу вот рассказать, что недавно нам поступило предложение от сборной Уругвая - мы, мол, двукратные чемпионы мира, заплатите нам энную сумму, обеспечьте перелеты первым классом, сделайте еще то-то и то-то - всего пунктов тридцать, - и мы готовы сыграть с вами товарищеский матч. Вот в этом случае переговоры даже не начались. У нас ведь тоже было много вариантов на 1 марта, и некоторые из них, может быть, принесли бы большую финансовую выгоду. Но разве по футбольной составляющей и по интересу болельщиков что-то сравнится с матчем против бразильцев?
-Да уж, интерес к матчу предвидится ажиотажный. Как в связи с этим будут распространяться билеты?
- Южная трибуна, как уже писала ваша газета, будет предоставлена организованному фан-движению. Еще какая-то небольшая часть билетов ушла на выполнение договорных обязательств РФС, а остальные поступили в открытую продажу в кассах стадиона "Локомотив" с 27 февраля. Минимальная цена на них - 500 рублей (для организованного фан-движения - 400), максимальная - 30 000.
-Какой результат будет 1 марта оптимальным с коммерческой точки зрения?
- 3:3.
Борис ЛЕВИН