Газета Спорт-Экспресс № 51 (4030) от 7 марта 2006 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 7 марта 2006 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА

ЗА 50 ЛЕТ ДО ТУРИНА

Нынешняя зима - знаменательная, юбилейная: исполнилось 50 лет со дня дебюта спортсменов СССР на Белых олимпиадах. Вот об этом дебюте в Кортина-д'Ампеццо и о том, что ему предшествовало, я и хочу сегодня рассказать.

А начну с того, что путь к Олимпийским зимним играм оказался для наших спортсменов тяжелым и долгим - преодолеть его удалось лишь с третьей попытки.

ПОПЫТКА ПЕРВАЯ

Предпринял ее председатель Комитета физкультуры Николай Романов. В январе 1947 года он отправил записку на имя члена Политбюро ЦК ВКЩб) Андрея Жданова. Проинформировав главного идеолога страны о предстоящих в феврале 1948 года в швейцарском Санкт-Морице и в августе в Лондоне летних и зимних Играх, автор записки заодно прочел ему облегченный курс по истории олимпизма, ознакомил со структурой МОК и отметил значение Олимпиад в деле сближения народов и укрепления мира во всем мире.

Походив вокруг да около, Романов выстрелил в цель: "Всесоюзный комитет... просит разрешения на участие спортивных делегаций Советского Союза в Олимпийских играх 1948 г. и приступить в 1947 г. к подготовке сборных команд СССР для участия их в соревнованиях".

Судя по кипучей деятельности Романова, достигшей пика летом 1947 года, предварительное согласие с верхних этажей партийной власти он получил. В этой мысли укрепляют два фактора: письмо председателю Совета министров Грузинской ССР с просьбой организовать и благоустроить спортивную базу в Бакуриани для подготовки к Олимпиаде в Санкт-Морице и создание с разрешения правительства спортивного лагеря, рассчитанного на несколько сот человек.

Деятельность физкульткомитета, неведомая советским гражданам, вызвала на Западе переполох. 18 июня шведская газета "Дагбладет" разродилась сенсационной новостью: "Русские могут участвовать в Олимпийских играх 1948 года!"

Увы, потуги физкультруководства оказались напрасны. Что происходило за стенами древнего Кремля, неизвестно, - письменных следов запретительного свойства слуги народные не оставляли. Для этих целей существовало надежное средство - телефон.

Так или иначе, охлаждение к романовской идее, судя по хорошо информированным западным источникам, совпало с ранними осенними морозами. 10 ноября 1947 года цюрихский "Спорт" опубликовал статью под заголовком "Восточный блок против Олимпийских игр". В ней, в частности, говорилось: "В Международном олимпийском комитете испытывают беспокойство по поводу молчания стран Восточной Европы относительно Олимпийских игр 1948 года. Генеральный секретарь МОК констатировал, что его многочисленные письма, адресованные соответствующим организациям России, остались без ответа".

О причине догадаться несложно - страх проигрыша.

ПОПЫТКА ВТОРАЯ

Весна 1951 года - период интенсивной переписки пребывающего в подвешенном состоянии в должности и.о. председателя Комитета физкультуры Романова с властями предержащими. Им же, зная о нерешительности и.о., били челом руководители конькобежной, лыжной и хоккейной секций, а также сами спортсмены. Кремль выразил готовность отпустить атлетов на зимнюю Олимпиаду-1952 только под твердые гарантии общекомандной победы.

До конца года Романов со товарищи взвешивал шансы, мучительно решал арифметические задачи со многими неизвестными. Так и не найдя желаемого ответа, Николай Николаевич зажег перед олимпийцами-"зимниками" красный свет.

Инстинкт самосохранения сработал у него безукоризненно.

БОГ ТРОИЦУ ЛЮБИТ

С изменением после смерти Сталина политического климата в стране значительно расширились международные связи советских спортсменов. Их смелее стали отпускать на крупнейшие турниры - чемпионаты мира и Европы. Появилась реальная надежда с третьей попытки попасть на зимнюю Олимпиаду. Однако последнее слово, как и раньше, оставалось за партией и правительством, которые во все времена болезненно воспринимали неудачи своих спортсменов. Олимпийские игры - крупнейшие соревнования современности, своеобразный смотр спортивных достижений стран-участниц. А потому власть, как и при Сталине, требовала гарантий итоговой победы.

За результат отвечал тот, кто эти гарантии давал, - Николай Романов, восстановленный в должности председателя физкульткомитета. Судя по документу, который я собираюсь представить вашему вниманию, предварительное согласие на участие в зимних ОИ-56 было получено в начале 1955 года, и вскоре, уже весной, началась интенсивная к ним подготовка. Романов постоянно информировал членов правительства о степени готовности олимпийцев. Последнее, уже гарантийное, письмо отправлено на исходе года. Оно-то и сняло окончательно все вопросы: перед советской олимпийской командой зажегся наконец зеленый свет.

Это письмо Романова, как и другие документы, связанные с подготовкой к Играм в Кортина-д'Ампеццо, а также многочисленные выдержки из иностранных газет содержатся в Государственном архиве Российской Федерации (фонд 7576, опись 1, дела 1082, 1138 и опись 2, дела 1149, 1150). Большую помощь в своевременном получении этих документов оказала мне всегда внимательная, чуткая к запросам исследователей Нина Ивановна Абдуллаева. Огромная ей за это благодарность.

Письмо председателя физкульткомитета первому заместителю председателя Совета Министров СССР Анастасу Микояну датировано 28 декабря 1955 года:

"Всемирные зимние Олимпийские игры начали проводиться с 1924 года. VII зимние Олимпийские игры проводятся с 26 января по 5 февраля в Кортина-д'Ампеццо (Италия). В этих Играх ожидается участие спортсменов от 30 стран. Спортсмены СССР будут участвовать в зимних Олимпийских играх впервые.

Игры явятся серьезным экзаменом для наших спортсменов по всему комплексу зимних видов спорта за исключением фигурного катания на коньках и бобслея, в которых мы участия не принимаем.

В соответствии с разрешением правительства подготовка спортсменов началась с апреля месяца в высокогорном районе Домбайской поляны, Кировске, Златоусте, Алма-Ате и других районах страны.

В подготовку вложен большой труд спортсменов и тренеров, учтены уроки прошлого сезона.

Подготовительная работа, проводившаяся на территории нашей страны, закончена. Проведены контрольные соревнования, дающие основание положительно оценить достигнутые результаты. В конькобежном спорте и лыжных гонках советские спортсмены могут и должны бороться за первые места на всех дистанциях.

В свою очередь горнолыжники и прыгуны, где наши показатели пока являются слабыми, обязаны закрепить первые положительные результаты, достигнутые в международных состязаниях прошлого года.

Перед хоккеистами стоит трудная и почетная задача - возвратить звание чемпиона мира.

В конце декабря и начале января наши спортсмены выезжают на предварительные состязания, которые состоятся в Австрии, ГФР (ФРГ. - Прим. А.В.) и Швейцарии в климатических условиях, приближенных к месту проведения Олимпийских игр.

На Игры выедет коллектив спортсменов, тренеров, судей и руководителей команд в составе 125 человек.

Успех участия в Олимпийских играх будут решать: понимание тренерами и спортсменами ответственности за результат поставленной задачи; завоевание призовых мест в тех видах спорта, где они примут участие в соревнованиях; высокая организованность и дисциплина тренеров и спортсменов; обеспечение тренерами четкого руководства спортсменами; самоотверженная борьба тренеров и спортсменов за каждое очко, за каждую долю секунды; проявление высоких морально-волевых качеств, дружбы и сплоченности, свойственных спортсменам нашей страны".

Второй раздел письма (в нем перечислены виды олимпийской программы) позволю себе опустить.

Следующий, третий раздел, пожалуй, главный, узловой: Николай Романов, разумеется, после тщательной, консультации со специалистами, тренерами, ответственными за результат во всех олимпийских дисциплинах, докладывал зам.председателя Совета Министров о перспективах советских спортсменов на Олимпиаде. Оптимистичный прогноз Романова должен был убедить советское руководство в правильности принятого годом ранее решения и открыть шлагбаум на пути в Кортина-д'Ампеццо.

Изложу раздел третий (с небольшими купюрами) с одной целью - оценить ясновидческий дар главы физкультурного комитета. У нас в отличие от адресата, Микояна, есть возможность сравнить предполагаемое с реальностью:

"Позиции, занимаемые нашими спортсменами, и их возможности в соревнованиях по отдельным видам программы Олимпийских игр.

1. ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ (МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ)

Советские спортсмены примут участие по всем видам лыжных гонок. Рассчитываем, что наши спортсмены должны занять призовые места во всех видах программы.

Наиболее вероятными претендентами на первые места являются Владимир Кузин - чемпион мира 1954 года, а также лыжники Колчин, Аникин, Галиев. Среди женщин - Любовь Козырева, Валентина Царева - чемпионка мира 1954 года, а также молодые способные лыжницы Ерошина, Каалесте, Колчина. Основными соперниками являются лыжники Финляндии, Норвегии и Швеции...

2. ПРЫЖКИ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА

В этом виде спорта наши позиции слабы. Мы уступаем по спортивно-технической подготовке сильнейшим прыгунам мира финнам и норвежцам.

В соревнованиях примут участие молодые советские спортсмены Цакадзе, Шамов, Мошкин, Каменский. Рассчитываем, что наши спортсмены займут 5 - 6-е места...

3. ДВОЕБОРЬЕ

В этом виде спорта наши позиции тоже слабы. Ведущими двоеборцами мира являются норвежцы. В составе нашей команды будут выступать Мошкин, Федоров, Каяк и Гусаков...

4. ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ

Советские спортсмены имеют небольшой опыт участия в международных соревнованиях. Рассчитываем, что они сумеют занять 4 - 6-е места среди мужчин и 3 - 6-е места среди женщин.

Наша команда укомплектована молодыми спортсменами, среди которых Мельников, Артеменко, Сидорова, Филатов, Тальянов...

5. СКОРОСТНОЙ БЕГ НА КОНЬКАХ

Дистанция 500 м. Результаты наших спортсменов весьма стабильные. Рассчитываем на занятие первого места и еще одного места в числе шести лучших. Основные соперники - конькобежцы Финляндии.

Дистанция 1500 м. Рассчитываем на занятие первого, второго и шестого места. Основные соперники - конькобежцы Швеции и Норвегии.

Дистанция 5000 м. Рассчитываем на занятие второго и пятого места. Основные соперники - конькобежцы Швеции и Норвегии.

Дистанция 10 000 м. Рассчитываем на занятие третьего и пятого места. Наиболее сильными здесь являются конькобежцы Норвегии.

Таковы, по нашему мнению, реальные результаты...

В числе участников нашей команды: чемпион мира 1954 года по многоборью Шилков, чемпионы и рекордсмены мира по отдельным дистанциям Сергеев, Гришин, а также сильнейшие конькобежцы Грач, Копытин, Меркулов, Михайлов.

В первенстве мира 1955 г. наши конькобежцы выступили неудачно. В ходе тренировок текущего года приняты меры к ликвидации ошибок, имевших место в прошлом году.

6. ХОККЕЙ

Результаты международных встреч, проведенных сборной командой в текущем зимнем сезоне, позволяют рассчитывать на занятие 1 - 2-е места. Главные противники - хоккеисты Канады. Серьезными соперниками являются также команды США, Чехословакии и Швеции..."

В разделе четвертом Романов рассказал Микояну о неофициальном командном зачете:

"Официально соревнования по всем видам спорта носят характер личного первенства. Однако по сложившейся традиции спортивные организации, а также общая и спортивная пресса ведут подсчет участия отдельных стран, исходя из следующего расчета:

1-е место в каждом виде программы - 7 очков, за второе - 5, за третье - 4, за четвертое - 3, за пятое - 2, за шестое - 1, за седьмое и далее - 0.

Исходя из этих подсчетов, командное первенство предположительно определится следующим образом: СССР - 92 очка, США - 66, Финляндия - 66, Норвегия - 63, Австрия - 62, Швеция - 52, Западная Германия - 24..."

Этот благоприятный прогноз и решил окончательно вопрос об участии советских спортсменов в Олимпиаде.

ТЫСЯЧА И ОДНА МЕЛОЧЬ

Олимпийцев нагрузили выше всякой меры. Полный перечень содержится в описи 1 дела 1138. Кое-что из обширнейшего списка опубликую. Возможно, и российских олимпийцев заинтересует.

Багаж лыжников превосходил по объему и весу кладь всех остальных спортсменов, вместе взятых. Помимо предметов первой необходимости (разнообразнейшего инвентаря и 40 видов разных цветов импортной мази - финской, норвежской и шведской, всего 436 банок) везли предметы второй, третьей и т.д. необходимости - несколько десятков наименований из ассортимента магазина "Тысяча и одна мелочь".

Конькобежцы ограничились самым необходимым - ботинками с коньками и двумя станками для заточки.

Хоккеисты помимо громоздкой амуниции везли переходящий Кубок Европы, которым владели с 1954 года. На Олимпиаде разыгрывались сразу три турнира - олимпийский, а также чемпионаты мира и Европы (по результатам игр между европейскими командами). Сколькими снабдили их клюшками - неизвестно, вопрос находился в стадии разрешения. "Количество клюшек будет сообщено дополнительно", - сказано в документе.

В том же универсальном магазине закупили на всю делегацию разных разностей, стоивших в стране значительно дешевле, чем в прогнившем насквозь Западе: по пять коробок черного и желтого гуталина, пять утюгов, столько же свечей (вдруг свет погаснет), три килограмма мыла хозяйственного, пять - туалетного (если думали, что в гостиничных номерах мыло не предусматривалось , припасли на сто с лишним человек маловато), 20 кг упаковочной бумаги, 3 кг шпагата, 10 метров упаковочного материала, без счета - английских булавок, иголок с нитками красными, белыми, черными и т.д. и т.п. и 1 (один) портфель. Для кого?

Позаботились о досуге спортсменов. Обеспечили их двумя комплектами шахмат и шашек, одним киноаппаратом, 11 кинофильмами, двумя простынями. Использовались они, надо полагать, не по прямому назначению: "работали" по совместительству экраном.

Закупили сто пластинок фирмы "Мелодия", 50 брошюр с текстами и нотами популярных советских песен и "разную мелочь для премирования лучших исполнителей художественной самодеятельности участников советской делегации VII зимних Олимпийских игр". Так в тексте. Призы, судя по затраченным на них казенным средствам (17 хрущевских рублей), и в самом деле мелочные.

Отдельный раздел - "Подарки и сувениры": 30 вымпелов с металлическими палочками, 25 палехских шкатулок, по 10 комплектов авторучек "Север" и "Ленинград", 30 кожаных бумажников, две кожаные папки, тысяча значков с изображением государственного флага СССР, столько же - добровольных спортивных обществ, в придачу к ним значки разнообразнейшей тематики в 50 коробках, сто комплектов открыток с видами Москвы...

Советские сувениры пользовались популярностью невероятной. Несколько тысяч значков разошлись с такой же скоростью, как водка в горбачевскую перестройку, и сразу же стали раритетом. За один наш значок давали с десяток и даже больше ненаших. Ценность советских значков возрастала с каждым днем. На них зарабатывали, делали неплохой бизнес (по советской терминологии - спекулировали). Причина популярности не в особой художественной или ювелирной ценности, а в стране-изготовителе. "Made in USSR" в первые послесталинские годы - товар если не высококачественный, то по крайней мере экзотический и, значит, ценный.

Национальным делегациям, участникам ОИ, шили в своих странах одинаковую одежду - униформу. Американцы, например, щеголяли в белоснежных полупальто и алых, цвета советского флага, шапках. Немцев одели во все серое, нашим выдали голубую одежду и пыжиковые шапки. Кто-то из иностранных журналистов, заметив эту несуразность, был страшно удивлен: "Что в мире происходит, - восклицал он. - У русских пальто королевского голубого цвета, а американцы напялили на головы красные коммунистические шапки".

Шапки-то не американские, а нашего, отечественного производства - пыжиковые, и свели заграницу с ума. В обмен на них давали натурой или валютой много, по нашим понятиям, очень много. Прошел слушок, что если бы только согласились, готовы были отдать... олимпийский трамплин. Шутка, конечно. Но даже если в этой огромных размеров шутке заключалась малая доля истины - обмен неравноценный. Ребята крепились, на сделки не шли. Кое-кто, наверное, очень об этом сожалел: шапки у них, выражаясь мягко, увели...

Весь багаж в начале нового года вместе со спортсменами отправили в Австрию, Швейцарию и ФРГ, где проводились предолимпийские маневры. Оттуда, не заезжая домой, - на передовую, в Кортину.

Советских спортсменов поселили вдали от центра событий, что вызвало немало пересудов о закрытости людей из-за железного занавеса. Зато ребята и девчата в райской тиши, среди красоты неземной спокойно готовились к первым в своей жизни олимпийским стартам. Жили в отеле "Тре крочи", в переводе - "Три креста". Согласно легенде, три деревянных креста соорудили замерзшим некогда среди одиноких скал женщине с двумя детьми.

Мирно сосуществовали в отеле с иностранными туристами. Во время демонстрации привезенных нашей делегацией кинофильмов иностранцы сбегались в холл со всех этажей. Что они при этом понимали, как воспринимали совершенно неведомую им жизнь, вопрос другой. Довольствовались тем, что на халяву.

ОТКРЫТИЕ

Открылись Игры 26 января на специально построенном к Олимпиаде Ледовом стадионе. Зрители замерли в ожидании. В 11.45 в почетной ложе появились президент Италии Джованни Гронки и президент МОК Эвери Брендедж в сопровождении небольшой группы официальных лиц. После исполнения итальянского и олимпийского гимнов под звуки труб восьми герольдов в малиновых плащах и бархатных

Начало. Окончание на стр. 13