Газета Спорт-Экспресс № 58 (4037) от 16 марта 2006 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 6

Поделиться в своих соцсетях
/ 17 марта 2006 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ПЯТЬ КОЛЕЦ с Александром РАТНЕРОМ

ВРЕМЯ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ

Ровно 95 лет назад был официально образован самый первый Российский олимпийский комитет (РОК). Это случилось 16 марта 1911 года в Санкт-Петербурге на собрании делегатов русских спортивных и гимнастических обществ. Президентом РОК был избран Вячеслав Срезневский, который возглавлял санкт-петербургское общество бега на коньках. То самое общество, которое еще в 1896 году провело в городе на Неве чемпионат мира по фигурному катанию, а в 1908-м делегировало на Олимпиаду в Лондоне Николая Панина-Коломенкина, ставшего первым российским олимпийским чемпионом.

А вот еще одна забытая дата. 15 лет назад, 14 марта 1991 года, в Москве прошла уникальная Генеральная Ассамблея НОК СССР. Она стала первым демократическим собранием спортивной общественности после того, как совет министров уже почти не существующей страны принял специальное постановление, которое вывело НОК из подчинения государственным организациям.

После успешного участия в зимних Играх в Турине ОКР, продолжатель традиций РОК и НОК СССР, в свою очередь, старается не упустить время в марте. Намечена внутренняя реформа, цель которой (по словам тех, кто ее инициирует) - "оптимизация работы аппарата". Суть же предполагаемых перемен в том, что руководители, включая вице-президентов, избранные в состав исполкома на олимпийском собрании в декабре прошлого года, будут принимать политические решения, а ответственность за повседневную деятельность переложат на плечи профессиональных менеджеров. Примерно так, как это имеет место в МОК и большинстве международных федераций. Уже утвержден генеральный директор ОКР - хорошо известный по работе в РФС Александр Тукманов, и именно ему президент Леонид Тягачев поручил подготовить новое штатное расписание ОКР.

Как быстро удастся реализовать задуманное? И удастся ли вообще? Как совместить интересы и права тех, кто привел ОКР к нынешним высотам и выиграл по-настоящему демократические выборы, с аргументами сторонников реформы? От ответа на эти вопросы зависит и материальное благополучие ОКР, и то, как пойдет подготовка российской делегации к Олимпиаде-2008 в Пекине.

В связи с этим напрашивается еще одна историческая аналогия. На том самом собрании, в ходе которого был образован РОК, но до того, как избрать президента и других руководителей, было принято единодушное решение просить великого князя Николая Николаевича стать августейшим покровителем РОК для Игр 1912 года в Стокгольме.

Нынешний президент России показывает пример заботы о спортсменах - и тех, кто уже закончил выступления, и тех, кто своими победами продолжает приносить славу стране. Встреча Владимира Путина с победителями и призерами зимних Игр в Турине, которая прошла в начале марта в Кремле, самое наглядное тому подтверждение. Но до открытия Олимпиады-2008 в нашей стране должны пройти и парламентские, и президентские выборы. Не потерять в такой ситуации внимание первых лиц государства к нуждам спортсменов и в целом к олимпийскому движению - вот, пожалуй, самая главная задача ОКР на обозримую перспективу.

И еще. Благодаря успехам российских спортсменов на Олимпийских играх в Афинах и Турине нам удалось во многом восстановить международный авторитет, подорванный скандалами Солт-Лейк-Сити и противоречиями между интересами различных групп, которые претендуют на главенствующую роль в отечественном спорте. Мне кажется, пришло время закрепить положительную тенденцию и всерьез поставить перед Жаком Рогге вопрос о том, чтобы президент ОКР был кооптирован в МОК - по квоте, выделенной для руководителей национальных олимпийских комитетов. Напомню, что следующая сессия МОК состоится лишь летом 2007 года. Значит, есть время проработать этот вопрос со всех сторон.

Кстати, на сессии в Турине в члены МОК были приняты представители Гамбии и Арубы. Что и говорить, у них, с точки зрения Рогге, есть козырь: они - женщины. Но с каких пор этот козырь стал решающим? На мой взгляд, судьбоносные для олимпийского движения решения способны принимать люди, для которых есть разница, где будут проходить Олимпийские игры, какие условия будут созданы для спортсменов и какие виды спорта должны входить в олимпийскую программу.