ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
ПОБЕДА ШВЕЙЦАРЦА ДОРОГОГО СТОИТ
Мужской турнир стал украшением чемпионата. Швейцарец Стефан Ламбьель второй раз подряд завоевал золото, но применительно к серебряному призеру, французу Бриану Жуберу, меньше всего годилось слово "проиграл": борьба была равной и невероятно красивой.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
из Калгари |
ЧЕРЕЗ ГОД НАШИ БУДУТ СРАЖАТЬСЯ ВДВОЕМ
Начну с грустного: достижением российских фигуристов Ильи Климкина и Андрея Грязева стало десятое и шестнадцатое места, в связи с чем Россия получила право выставить на мировом первенстве через год только двух одиночников.
Если бы не первый стартовый номер Грязева и не репутация, порядком подорванная двумя первыми прокатами, его результат за произвольную программу был бы неизмеримо выше. Но не сложилось. Климкин же откатался хорошо для себя, но выполнил лишний тройной тулуп, который в итоге не был засчитан.
В общем, к борьбе за медали на этот раз мы не имели никакого отношения. Но это отнюдь не сделало чемпионат менее увлекательным.
КАК ЯГУДИН С ПЛЮЩЕНКО
Выступлений сильнейшей группы народ, собравшийся в "Сэддлдоуме", ждал с невероятным предвкушением. "Случайным" в этой компании мог показаться лишь юный японец Нобунари Ода. После короткой программы он сам не скрывал, что не рассчитывал на то, чтобы оказаться в компании обладателей "малых" медалей. Однако Ламбьель тогда заметил: "Я впервые увидел Нобунари в финале "Гран-при" и сразу понял, что с ним придется считаться".
Жубер, показавший в короткой программе лучший результат, добавил: "Я, в отличие от Стефана, еще ни разу не соревновался с этим парнем, но, видимо, пора сказать ему: "Добро пожаловать в нашу компанию".
С ожиданием Ода не справился - сгорел. Точно так же, как любимец всей страны канадец Джеффри Баттл и американец Джонни Вейр.
Тон выступлениям задал Эван Лайсачек. В начале года он перенес довольно тяжелую болезнь, пропустил семь недель тренировок и похудел почти на три килограмма. Несмотря на это, рискнул включить в программу каскад с четверным прыжком, не очень удачно с ним справился, но в целом композиция была оценена высоко. Программа в целом получилась вполне "победной" (ее наверняка хватило бы, чтобы стать чемпионом мира год назад), но Ламбьель и Жубер подняли схватку на принципиально иной уровень.
Швейцарец и француз схлестнулись насмерть, как в свои лучшие времена - Евгений Плющенко и Алексей Ягудин.
Жубер сильно преобразился, вернувшись к "Матрице" двухлетней давности: той самой программе, с которой в 2004-м он выиграл европейское первенство у Плющенко. После выступления сказал:
- У меня не было другого выхода. Та композиция, которую я катал на чемпионате Европы и Олимпийских играх, оказалась для меня чересчур сложной. Поэтому мы с тренером и решили ее поменять.
На разминке, правда, у Жубера не ладилось. Он дважды упал на спину при попытке прыгнуть тройной риттбергер и покидал лед с легкой паникой в глазах. Но сумел собраться: при двух четверных прыжках, из которых один был исполнен в каскаде, не допустил ни единой ошибки.
Прокат был настолько хорош, что экс-чемпиона Европы тут же утащили в "телевизионный" угол раздавать интервью. Чем он с большим удовольствием и занялся. Ламбьелю же предоставился замечательный шанс доказать, чего он стоит на самом деле.
Как оказалось, стоит многого.
- Я принял решение поехать в Калгари всего десять дней назад, - сказал он после проката. - Перед Играми травмировал ногу, но всерьез заняться лечением, вернувшись из Турина, смог не сразу: должен был провести несколько показательных выступлений дома. Но рад, что все-таки приехал на чемпионат. Здесь - прекрасная публика, которая тепло меня приняла, а это важно. Ведь следующие Игры через четыре года пройдут тоже в Канаде.
СПОРТ, А НЕ ТЕАТР
Комплимент в адрес публики был слегка преувеличенным. Ничего похожего на то, как в Калгари принимали Баттла и второго канадца Эмманюэля Сандю, по отношению к прочим не было и в помине. Но про Баттла я уже сказала, да и Сандю оказался в своем репертуаре: смазал три прыжка.
Среди финалистов он вообще выглядел инородным телом. Словно пребывал в собственном мире, где в полной мере присутствовали фантастическое владение коньком, сумасшедшее, до мурашек по коже, чувство баланса, ритма и музыки, близкая к совершенной и в чем-то женская грация, но не было ни намека на необходимость бороться. Видно, никак не вписывалось это качество в представление канадца о прекрасном.
Даже выдающийся в прошлом артист льда Толлер Крэнстон, который в годы своих выступлений всегда ставил искусство выражения движений превыше всего, уже после короткой программы прокомментировал экзерсисы соотечественника довольно неодобрительно: "Здесь - не театр. Здесь - спорт".
Полной противоположностью Сандю был Жубер. Мощь, напор, сила - и никаких глупостей. Ламбьель же сумел совместить лучшие стороны обоих стилей.
Хотя главное заключалось в другом. Появление после четырехлетнего затишья тандема лидеров, в котором силы соперников равны и ни один не намерен уступать, само по себе является гарантией прогресса мужского катания. На пресс-конференции Жубера спросили, как он представляет себе ближайшее будущее. Мол, четыре года назад фигуристы в относительно массовом порядке стали прыгать каскад 4+3, сейчас - каскад и еще один четверной прыжок, а что дальше?
- Видите ли, - сказал француз, - новые правила не особенно поощряют такую сложность. Лучше исполнять прыжки попроще, но делать их идеально. Хотя я (он покосился на Ламбьеля) буду прыгать свои два четверных, несмотря ни на что. Если почувствую, что этого мало, добавлю третий.
Швейцарец, слушая соперника, согласно кивал головой. Затем добавил:
- До того как случилась травма, я неплохо прыгал четверной сальхов. Пробовал лутц. Ничего невозможного в этом нет.
- В прошлые годы вы не раз говорили, что мечтаете выиграть у Плющенко. Не жалеете, что на этом чемпионате его не было?
Ламбьель улыбнулся:
- Год назад в Москве я выиграл у Евгения и в квалификации, и в короткой программе. А потом он снялся, а я стал чемпионом. Для самоутверждения мне было этого вполне достаточно. Да, я понимал, что в целом мне тогда повезло. Поэтому очень рад, что сумел здесь доказать, что та моя победа не была случайной. Сейчас же у меня совсем другие задачи. Работать.
Чемпионат мира. Калгари (Канада). 23 марта |
Мужчины. Произвольная программа. 1. Ламбьель (Швейцария) - 156,58. 2. Жубер (Франция) - 156,47. 3. Лайсачек (США) - 149,97. 4. Сандю (Канада) - 142,53. 5. Ода (Япония) - 136,73. 6. Пробер (Франция) - 136,15... 10. КЛИМКИН (Россия) - 126,41... 16. ГРЯЗЕВ (Россия) - 121,58.
Итоговое положение. 1. Ламбьель - 274,22. 2 .Жубер - 270,83. 3. Лайсачек - 255,22. 4. Ода - 251,21. 5. Сандю - 249,89. 6. Баттл (Канада) - 241,59... 10. КЛИМКИН - 227,78... 17. ГРЯЗЕВ - 208,37.
Танцы. Оригинальный танец. 1. Денкова/Ставийский (Болгария) - 60,94. 2. Делобель/Шонфельдер (Франция) - 60,02. 3. Дюбрейль/Лузон (Канада) - 59,81. 4. Белбин/Агосто (США) - 59,64. 5. Дробязко/Ванагас (Литва) - 59,60. 6. ДОМНИНА/ШАБАЛИН (Россия) - 55,06... 16. ХОХЛОВА/НОВИЦКИЙ (Россия) - 46,54... 19. РОМАНОВСКАЯ/ГРАЧЕВ (Россия) - 45,17.
Положение перед произвольным танцем. 1. Денкова/Ставийский - 99,40. 2. Дюбрейль/Лузон - 98,12. 3. Делобель/Шонфельдер - 97,32. 4. Белбин/Агосто - 97,24. 5. Дробязко/Ванагас - 96,12. 6. Хаит/Сахновский (Израиль) - 89,36. 7. ДОМНИНА/ШАБАЛИН - 89,17... 12. ХОХЛОВА/НОВИЦКИЙ - 77,64... 19. РОМАНОВСКАЯ/ГРАЧЕВ - 71,50.