ОЛИМПИЗМ |
Сергей ШИЛОВ: "НЕ НАДО ЖАЛОСТИ!"
В прошлую пятницу Владимир Путин принимал в Кремле российских спортсменов-параолимпийцев, с блеском выступивших в Турине, где наша сборная опередила всех в общекомандном зачете. Одним из героев этих Игр стал 35-летний лыжник Сергей Шилов, на счету которого два серебра и бронза. В 2002-м из Солт-Лейк-Сити он вернулся с четырьмя медалями, из них три были золотыми. А первую свою победу на Параолимпиаде Шилов, с 17 лет прикованный к инвалидной коляске, одержал еще в Нагано-98.
Сергей мечтал стать военным, как отец. Даже традиционным мальчишеским увлечениям предпочел не самое популярное занятие - спортивное ориентирование. "В армии умение грамотно разбираться на местности и читать карту обязательно пригодится", - рассуждал он.
Однажды в конце сентября его команда возвращалась в родной Псков с соревнований. Дождь, скользкое шоссе. На повороте старенький "икарус" занесло и вышвырнуло в кювет. Последнее, что увидел Сергей, до того мирно дремавший в середине салона, - деревья, которые неслись уже не вдоль дороги, а прямо на него.
В автобусе ехало сорок человек. Никто из них серьезно не пострадал. Не повезло только Шилову. Почему судьба выбрала именно его?
Автобус перевернулся. Под ним Сергея и нашли. Истекавшего кровью, с перебитым позвоночником. В больнице матери сказали:
- Не плачьте, ему не больно. Он все равно ничего не чувствует. - И после паузы: - Такие не выживают...
Полтора дня он находился без сознания. Врачи оперировать не торопились - риск был слишком велик. Решили просто ждать, выкарабкается молодой организм или нет.
С того света его вытащил хирург Николай Лаврентьев. Узнав о трагедии, он забрал Сергея в другую больницу Операцию назначил на первое октября. Шилову в тот день исполнялось 17. Позже он нашел в себе силы пошутить:
- Дни рождения принято встречать за столом. Я же был на столе. И первого октября 87-го фактически родился второй раз.
Очнувшись от наркоза, Сергей услышал слова хирурга:
- Не падай духом, парень. Ты молод, организм будет бороться. Главное, ему помогай.
Шилову вручили резиновую игрушку в виде рыбки и велели надувать столько раз, на сколько хватит сил. Необходимо было разрабатывать легкие.
- За семь месяцев, что провалялся в больнице, туда нередко привозили людей с подобными повреждениями, - вспоминал Шилов. - Кое-кто рекомендации врачей пропускал мимо ушей: мол, не буду я игрушку вашу надувать, маленький, что ли? И сгорал буквально за три дня. Застой в легких при полной неподвижности - явление, увы, типичное... Я так не хотел. Отчаяния вообще, как ни странно, не было. Мыслей наложить на себя руки тоже никогда не возникало. Конечно, было тяжело, порой очень тяжело, но спорт с детства приучил меня терпеть и преодолевать трудности. Плюс поддержка родителей, тренеров, друзей-ориентировщиков, которые постоянно навещали. Никто из них не давал мне понять, что все кончено. Жизнь продолжалась, требовалось лишь адаптироваться к новым условиям. Тем, кто попадает в такой переплет в более зрелом возрасте, допускаю, гораздо сложнее. А мне познавать мир пришлось уже в коляске.
Реабилитационный период Шилов проходил в санатории на берегу Черного моря. Там вместе с товарищами по несчастью, получившими спинальные травмы позвоночника, они организовали пробег по маршруту Саки - Севастополь. На допотопных рычажных колясках преодолели 80 километров. Это был первый маленький успех.
Сергей начал участвовать в различных соревнованиях. На одном из них познакомился с Ириной Громовой, нынешним главным тренером параолимпийской сборной России по лыжным гонкам и биатлону. Она профессиональная лыжница, входила в молодежную сборную Союза. Когда муж, чемпион СССР в прыжках с трамплина, в результате несчастного случая сломал позвоночник и оказался в коляске, Громовы переключились на параолимпийский спорт.
Для многих людей с ограниченными возможностями он стал настоящим спасением.
- В нашей стране инвалиду-колясочнику устроиться на работу практически нереально, - рассказывал Шилов. - Сидеть в четырех стенах, кляня судьбу - не выход. Стесняться своего недуга не нужно. Спорт - отличный способ быстрее влиться в активную жизнь, держать себя в тонусе. К тому же здесь мне все было ближе и понятнее.
Шилову принадлежит уникальное достижение: с 92-го он не пропустил ни одной Параолимпиады! Ни летней, ни зимней. В Барселоне, Атланте, Сиднее и Афинах выступал на беговых дистанциях, но выше седьмого места подняться не сумел. Зато из Лиллехаммера, Нагано, Солт-Лейк-Сити и Турина привез в общей сложности восемь медалей, половина из которых - высшей пробы.
- В моем спортивном универсализме нет ничего фантастического, - обронил Сергей. - Это между обычным бегуном и лыжником огромная разница, мы же работаем исключительно руками - что на коляске, что на лыжах. На чемпионатах Европы по легкой атлетике я частенько был в призерах. К сожалению, на Играх похвастать нечем. Там в основном доминируют представители Азии, Австралии, США - то есть тех стран, где климат позволяет тренироваться круглый год. А нам раньше на колясках бегать - мы не говорим ездить - с октября по март было негде. Во многом из-за этого и решил заняться лыжами. Друзья помогли сконструировать сани или, как мы их называем, боб - специальное приспособление для лыжных гонок сидя.
В легкой атлетике Сергей специализируется на дистанциях 400 и 800 метров, а также марафоне. Как-то в Польше даже участвовал в 100-километровом супермарафоне - финишировал спустя четыре с половиной часа. В лыжах Шилов выступает в гонках на 5, 10, 15 км и эстафете. Кроме того, как большинство лыжников, осваивает биатлон - 7,5 и 12,5 км. Правда, к метким стрелкам пока не принадлежит.
- У нас до недавнего времени и винтовок-то своих не было, - сокрушался он. - Довольствовались теми, что предоставляли организаторы соревнований. Оттого результаты в биатлоне показывали слабые. Деньги на покупку оружия нашлись за полгода до Турина. И вот пожалуйста - там наши с ходу шесть золотых медалей выиграли! Надеюсь, к следующей Параолимпиаде в Ванкувере и я стрельбу подтяну.
Что же до Игр туринских, то их параолимпийцы забудут нескоро. Не в "голах, очках, секундах" дело. В отношении. Которое в России изменилось к ним кардинально. Шилов говорит, что такой подготовки к Параолимпиаде еще не было. Бесконечные проблемы с экипировкой, инвентарем, тренировочными сборами - все это нынче вспоминается как дурной сон. Благо спонсор у параолимпийской команды нынче серьезный - РАО "ЕЭС России".
А по возвращении чемпионов и призеров ждал сюрприз. Наверное, самый приятный. Президент России поручил кабинету министров выплатить параолимпийцам такие же премии, что и всем олимпийским медалистам, а не в пять раз меньше, как предполагалось. Дальше - больше. На встрече в Кремле Владимир Путин ошеломил гостей, объявив о дополнительных призовых в размере 65 тысяч долларов. Каждому!
- Вы не представляете, какой это для нас подарок! - Шилов не скрывал эмоций. - Помню, когда перед отъездом на Игры в Атланту-96 мы набрались смелости поинтересоваться в Олимпийском комитете России по поводу премий, один высокопоставленный чиновник заявил: "Радуйтесь, что вас вообще за границу вывезли"... За победу в Нагано я не получил ни копейки. А в Солт-Лейк-Сити золотые, серебряные и бронзовые медали оценивались соответственно в пять тысяч долларов, три и одну.
Тогда же всем победителям Параолимпийских игр наравне с олимпийскими чемпионами начислили президентские стипендии - 15 тысяч рублей. На эти деньги Шилов и жил с семьей последние четыре года.
Его семья - это жена Наташа и дочка Катя. С Наташей они вместе уже пятнадцать лет. Познакомились в московском центре активной реабилитации инвалидов, куда ее, молоденькую медсестру, направили по долгу службы. Теперь она работает в поликлинике и время от времени сопровождает мужа на соревнованиях.
Ютились сначала в бирюлевской коммуналке. На третьем этаже без лифта. Тренировка для Сергея начиналась сразу за порогом.
Под впечатлением от его золотого "хет-трика" на Играх-2002 столичная мэрия выделила Шилову трехкомнатную квартиру в Бутове. Первый этаж, отдельный вход - все удобства. А друзья подарили "форд" с ручным управлением и автоматической коробкой передач. С той поры зажилось полегче.
На вопрос, как собирается распорядиться туринскими гонорарами, Сергей реагирует лаконично:
- Хочется Катюше хорошее образование дать, чтобы она ни в чем не нуждалась. Мне-то много не надо.
Казалось бы, после такого турнира, как Параолимпийские игры, можно с чистой совестью позволить себе передышку. Однако Сергей, прилетев в Москву отдыху посвятил всего пару дней. Его утро всегда начинается с поднятия штанги и гантелей. Потом он садится за руль своего "форда" - и на тренировку. Если готовится к летнему сезону держит путь на Воробьевы горы или велотрек в Крылатском, куда параолимпийцы перебираются с улицы в непогоду Зимой же подопечные Ирины Громовой гоняют на лыжах в Битце либо Измайловском парке.
- Прежде, бывало, ловили косые взгляды прохожих, - рассказывал он, при этом в голосе не чувствовалось ни тени обиды или возмущения. - Некоторые ругались на нас.
- За что? - удивился я.
- Например, когда пенсионерам на лыжне обогнать нас не удавалось, они сразу ворчали: понаехали, дескать, всякие, кататься мешают. Было абсолютное непонимание. Сегодня, к счастью, все иначе. О параолимпийцах появляется масса информации в прессе, на телевидении. И люди уже узнают, подходят, желают удачи.
По меркам большого спорта Шилов ветеран - как-никак осенью 36 стукнет. Но среди параолимпийцев нередко попадаются спортсмены и старше. У Сергея образец для подражания 48-летний швейцарец Хайнц Фрай. Летом ему в марафоне на протяжении полтора десятка лет нет равных (причем отрыв от второго призера в пять-семь минут - норма), а зимой уже на лыжах он для многих недосягаем.
- Как видите, есть к чему стремиться, - усмехнулся Шилов, собираясь на очередную тренировку - Иногда знакомых удивляет моя кипучая натура. Но я не люблю банально лежать на диване, раскрыв газету или щелкая пультом от телевизора. Скучно. Говорят, лучший отдых - смена деятельности. Вот я и отдыхаю полгода от легкой атлетики, а другие полгода - от лыж. Пока меня это полностью устраивает.
...Когда прощались, я обратил внимание, какие у Сергея накачанные руки. Сквозь плотно облегающую водолазку проступали внушительные бицепсы.
- Немудрено, - раздался спокойный ответ. - Ведь мои руки - это ваши ноги. Сейчас все, что произошло со мной почти двадцать лет назад, воспринимаю философски. Единственное, чего не выношу, - когда начинают жалеть. От слов болит сердце. Да и не место, считаю, тут жалости. И впрямь, какая между нами разница? Я сижу в коляске, вы - на стуле. Только и всего.
Александр КРУЖКОВ